Фссп сокращение. Фссп готовит реформу: чьи долги перейдут коллекторам

Судебные приставы - должностные лица, в ведении которых находятся принудительное исполнение постановлений и обеспечение установленного порядка проведения заседаний. Их деятельность регулируется федеральным законом № 118, который был принят еще в 1997 г. По мнению многих чиновников, в том числе руководства самого ФССП, он давно нуждается в изменении.

О новых разработанных законопроектах, призванных коренным образом поменять положение судебных приставов и сменить действующий ФЗ № 118, Минюст рапортует ежегодно, начиная с 2007 г. Текст документов, как и результат, не меняется. Так будет или нет проведена реформа ФССП в 2016–2019 гг.?

ФЗ № 118 о судебных приставах

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2019 г. Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2019 г. была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2019 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

Федеральный закон критикуется с 2007 г. Существующая система позволяет добиваться исполнения только 50 % постановлений о взыскании, из них половина - это внесудебные решения. Причина невыполнения планов - плохая мотивация приставов, большая текучка кадров на фоне постоянного увеличения нагрузки. Каким образом государство планирует исправить это положение?

ФССП сегодня

ФССП - подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

ФССП выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр. Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его. При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП - должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности - высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Необходимость перемен

Изменения, которые планирует провести Министерство юстиции, касаются разных сторон деятельности ФССП:

  • кадрового состава;
  • вознаграждения за работу;
  • расширения полномочий судебных приставов;
  • перевода ФССП с гражданской структуры в правоохранительную.

Все эти реформы описаны в законопроекте, который Минюст уже несколько лет пытается провести через Госдуму. Так, сейчас зарплата и соцпакет рядовых работников Федеральной службы сравнимы с тем, что получает за свою работу охранник в супермаркете (15–20 тыс. руб. оклада в зависимости от региона), при этом нагрузка на приставов возрастает из-за текучки кадров и увеличения количества исполнительных дел. После изменений сотрудникам ведомства будут даны дополнительные отпуска и надбавки к зарплате за выслугу лет (от 10 % к окладу), за допуск к гостайне (до 65 %), за выполнение плана (до 100 %).

Процент от взысканного пойдет также на формирование Фонда развития ФССП. Средства из него будут идти на социальные льготы приставов: расширенную медстраховку, санаторно-курортное лечение, образование.

Законопроект предусматривает обязательное требование к кандидатам в ФССП - диплом юриста или экономиста. Сотрудники, которые не имеют высшего образования, будут уволены или переведены на низшие должности помощников (секретарей). Кроме того, всех соискателей планируют проверять на детекторе лжи. Уклонистам от армии по неуважительным причинам в приставы хода не будет.

Планируется также изменить статус службы с гражданской на правоохранительную с введением новых званий и разрешением использовать оружие и физическое давление гораздо чаще, чем сейчас. Прежде всего это касается приставов, которые обеспечивают функционирование судов.

Согласно законопроекту, планируется ввести новую должность - пристав-дознаватель. В его компетенции будет проведение досудебного расследования по делам, отнесенным УПК РФ к преступлениям малой или средней тяжести.

Законопроект предусматривает изменение механизма исполнения постановлений. Например, предлагается забирать имущество лиц, которые аффилированы с должником (то есть взаимосвязаны: супруг, дети, родители), понижать социальный статус уклониста и привлекать к поиску и взысканию негосударственные организации. Речь идет не о коллекторах, а о частных детективах и адвокатах (аналог «охотников за головами» в США).

Часть из этих планов была принята в 2019 г. (требование высшего образование для судебных приставов-исполнителей), часть - предположительно будет в 2019 и 2019 гг.

Реформирование ФССП: перспективы

О необходимости преобразования ФССП, как и других государственных гражданских служб, говорится и в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403. В качестве основных направлений реформирования в документе установлены:

  • повышение зарплаты и престижа госслужбы;
  • упрощение исполнительской деятельности за счет введения электронного документооборота, что позволит приставам проделывать большую часть работы, не выходя из кабинета;
  • совершенствование процедур набора персонала, повышения его квалификации и профессионального роста.

На проведение мероприятий дается срок до 2019 г.

Крупномасштабные перемены, по самым скромным подсчетам, обойдутся государству в 9,5 млрд руб. Началу реформ мешает недостаточность бюджета. Минфин пока не готов платить за такие реорганизации, поэтому законопроект второй год не переходит из Правительства на обсуждение в Госдуму.

Перевод службы в разряд правоохранительных структур повлечет расширение ее полномочий на оперативно-розыскную деятельность, доставление подсудимых, применение физической силы и оружия (в настоящее время для осуществления таких методов воздействия судебные приставы-исполнители вызывают сотрудников полиции). У Министерства юстиции появится своя силовая структура.

Это неизбежно повлечет за собой необходимость расширения штата. Но в 2019 г., когда вступит в силу закон об обязательном образовании для приставов, каждый четвертый сотрудник ФССП покинет службу как несоответствующий требованиям. Таким образом, в ходе проведения реформ неизбежно случится кадровый кризис, выраженный в уменьшении количества специалистов при увеличении нагрузки на них.

Частично рост зарплаты предполагается обеспечивать процентами от исполнительского сбора. Половина этой суммы будет идти на премии особо отличившихся приставов. Это улучшит условия труда работников ФССП, замедлит текучку кадров. По оценкам, зарплата сотрудников вырастет в 2,6–3 раза. Законопроект, как и остальные, не прошел дальше обсуждения в Правительстве, и на рассмотрение в Госдуму даже не вносился. Некоторые боятся, что зависящая от размера взысканного система мотивации превратит судебных приставов в новых коллекторов, которые «выбивают» долги не всегда правовыми методами.

Планы, которые ранее рассчитывали привести в жизнь к началу 2019 г., продлены до 2020 г. Сейчас реформирование Федеральной службы входит в госпрограмму «Юстиция». Она предполагает, кроме прочего, улучшение социальных и материальных гарантий для приставов хотя бы до уровня МВД, ФСБ и других правоохранительных структур. Поэтапные финансирование и реализация имеют гораздо больший шанс на успех, чем резкое и кардинальное изменение существующего ФЗ № 118.

Нововведения 2019 г.

В 2019 г. была реорганизована территориальная структура ФССП. Так как в некоторых подразделениях службы осталось менее 300 человек, финансирование руководящих отделов в отдельных районах и городах признано нерациональным. Теперь местные отделения в субъекте РФ действуют под началом единого регионального аппарата управления, расположенного в административном центре. Соответственные изменения в ФЗ № 118 были приняты 30 декабря 2015 г.

В феврале 2019 г. начала действовать норма, по которой пристав может ограничить должника в специальном праве, в том числе в праве управлять машиной. Это не означает изъятие водительского удостоверения, лишь приостановление его действия. Такую меру не применяют к тем, для кого авто - единственный источник существования или обеспечения жизнедеятельности его и его семьи, инвалидам и гражданам, чей долг не превышает 10 тыс. руб. О возможном ограничении должник узнает из заказного письма-уведомления. Однако вручать копию постановления положено лично, под подпись или в присутствии двух понятых. Наказание за езду в этот временного отстранения - арест или реальное лишение прав на срок до года.

В работу приставов-исполнителей был внедрен электронный документооборот. Граждане, должники и взыскатели, смогут подавать заявления через личный кабинет, а также следить за исполнением постановлений. Онлайн-сервис на сайте ФССН интегрирован с порталом госуслуг.

Исполнительное производство по делам теперь требует гораздо меньше времени: раньше оно тратилось на коммуникации между ведомствами (пересылку писем) и заполнение бумаг (ходатайств, жалоб, отводов) вручную. Кроме того, уменьшились служебные расходы (в 2015 г. только на почтовые марки было потрачено 1,25 млн руб. В 2019 г. эта цифра, по подсчетам, сократится вдвое). Большую часть работы приставы-исполнители делают, не выходя из кабинета. Соответствующие поправки об электронном документообороте вносились в ФЗ № 118 с 2014 г., но только два года спустя работа над созданием единого информационного пространства между Федеральной службой и судами была завершена.

Планы на 2017–2019 гг.

В 2019 г. будут приняты поправки к ФЗ № 118 об обязанности судебных приставов вести реестр коллекторских агентств и о надзоре за их деятельностью. В ведомстве планируется создать новое структурное подразделение - управление по контролю. Из «выбивателей» долгов на законных основаниях продолжат работу лишь те, кто занимался этим раньше профессионально и «непринудительно». По оценкам, из более чем полумиллиона таких организаций останется лишь 10 тысяч. На практике это означает, что между выкупом долга у банков и МФО до суда над должником будет проходить гораздо меньше времени, чем сейчас, однако, действия коллекторов будут контролироваться и оставаться в рамках закона.

Реформы обойдутся ведомству в 1,6 млрд руб., в том числе на зарплаты новым работникам. Планируется увеличить штат Федеральной службы на 1 тыс. человек. Поправки в закон о судебных приставах, скорее всего, будут приняты в январе 2019 г.

Требование о высшем юридическом или экономическом образовании для кандидатов в приставы-исполнители, которое было введено в ст. 3 ФЗ № 118 еще в 2014 г., приостановлено до 2019 г. Связано это с тем, что такая перемена повлечет за собой кадровые перестановки и увольнения, чего в настоящее время ФССП себе позволить не может. На фоне ограничения бюджета и увеличения трат на надзор за коллекторами неизвестно, будет ли реформирована система вознаграждения сотрудников в ближайшие два года.

Необходимость перемен в Федеральной службе понимают его руководители и на себе ощущают рядовые приставы. Однако, из-за дефицита средств радикальных изменений ни в 2019 г., ни в следующем году не произойдет. По мнению экспертов, реальное улучшение может дать только реализация программы «Юстиция», которая предполагает плавные и поэтапные реформы вплоть до 2020 г.

С целью повышения эффективности работы судебных приставов правительство разработало новую реформу, которая начтён действовать с нового года. Власти собираются устроить квалификационную проверку приставов, а также внести изменения в заработанную плату. Самым неожиданным для приставов станет процедура сокращения штата.

Новая реформа ФССП 2018 года

Правительство приняло решение о внедрении совершенно новых механизмов работы сотрудников ФССП. Первым, что необходимо сделать - провести квалификационную комиссию сотрудников данного подразделения. В ходе проверки приставы, которые не будут соответствовать заявленным требованиям, будут уволены со службы. Одним из главных критериев является наличие высшего юридического либо экономического образования. По некоторым данным полагается, что отсеяно будет примерно 25% сотрудников.

Также для судебных приставов имеется ещё одно опасение - волна сокращений, которая должна будет пройти в 2018 году. Численность сотрудников учреждения будет исходить из особенностей региона. Власти уверены, что подобная процедура не повлияет на качество работы ФССП. Но сами приставы не поддерживают такого оптимизма властей, ведь сокращение штатов увеличит численность дел исполнительного производства на одного сотрудника в несколько раз, что скажется негативным образом на качество работы.

Планируется принимать на работу молодые кадры, желающие работать и выкладываться по полной. Власти рассчитывают наделить приставов дополнительными полномочиями, а также увеличить зарплату.

Каковы последствия новой реформы в экономическом плане?

Правительство намеренно стремиться привлекать новые кадры на работу в ФССП. В 2016 году сотрудникам ФССП присвоили специальную категорию государственных служащих. Данное нововведение позволило судебным приставам рассчитывать на получение надбавок, доплат к оплате труда. Так, в 2018 году рассчитывается, что зарплата приставов вырастет на 50% . Также будет улучшены условия, позволяющие сотрудникам отдыхать в санатории.

  1. Приставы, несущие службу в судах.
  2. Приставы-исполнители.
  3. Приставы-дознаватели.

Также правительство рассматривает вариант объединения служб, что будет способствовать созданию межрегиональных подразделений. Это, в свою очередь, положительно скажется на экономии бюджета.

О новых полномочиях ФССП

В 2018 году планируется наделить приставов дополнительными полномочиями. Например, пристав будет вправе лишить должника права управления ТС. При чём для данного действия не будет необходимости в получении судебного решения. Пристав лишь направит в ГИБДД уведомление. Подобные меры касаются должников, сумма задолженности которых составляет больше 10 тысяч рублей. Планируется наделить ФССП правом запрета регистрировать ТС либо накладывать запрет на сдачу экзаменов в ГИБДД с целью получения водительского удостоверения. Также приставы получат возможность оказывать некоторое воздействие на коллекторские организации. Следует напомнить, что деятельность коллекторов осуществляется не на законодательном уровне. Чтобы осуществлять контроль над коллекторами, ФССП нуждается в дополнительном финансировании. Планируется выделить им 16 миллиардов рублей в течение 3 лет.

Риски новой реформы ФССП

Повышение интереса к службе судебных приставов является положительным качеством. Но следует помнить, что без стимуляции работников служба в учреждении не будет настолько привлекательной, а значит молодые кадры могут не изъявлять желания устраиваться на работу в ФССП. Повышение заработанной платы судебным приставам в 2018 году на сегодняшний день остается лишь в планах правительства. Сокращение численности сотрудников не должно привести к негативным последствиям, касающихся качества работы.

В скором будущем власти намерены существенно повысить эффективность работы приставов, результаты правительственной реформы ФССП проявятся уже в 2019 году. Чиновники планируют проверить квалификацию приставов и существенно изменить принципы оплаты труда. Также данную категорию служащих ожидает новая волна сокращений.

Какие улучшения Реформы ФССП в 2019 году

Правительство планирует запустить ряд нововведений для представителей ФССП, что позволит качественно изменить результаты работы приставов. Чиновники намерены в корне преобразовать действующую систему, внедряя принципиально новые механизмы работы.

В первую очередь власти планируют проверить соответствие квалификации действующих приставов. Работникам ФССП придется пройти проверку, которая позволит отсеять кадры, несоответствующие установленным требованиям. В том числе приставы должны иметь профильное образование (юридическое или экономическое). Последние новости свидетельствуют, что более 25% действующих приставов не имеют соответствующего образования.

Еще одна неприятная новость для представителей ФССП – в 2019 году власти планируют очередную волну сокращений приставов. При этом масштабы оптимизации штатного состава службы будут зависеть от региональных особенностей. Чиновники подчеркивают, что сокращения персонала не отразятся на эффективности работы ФССП. Однако эксперты и представители самой службы сомневаются в успешном результате реформы. Увеличение количества дел на одного пристава приведет к крайне негативным последствиям.

Компенсацией для приставов станет увеличение оплаты труда, подчеркивают чиновники. Власти существенно обновят кадровый состав службы, привлекая в ФССП наиболее активных и перспективных работников.

Представители Минюста намерены привлечь на работу молодых специалистов, которые смогут работать с полной самоотдачей. При этом чиновники обеспечат квалифицированный персонал новыми полномочиями и достойной оплатой труда.

Какие последствия реформы и новые полномочия приставов

Власти целенаправленно повышают привлекательность работы в ФССП. В прошлом году приставы были отнесены к специальной категории госслужащих, что имеет ряд финансовых последствий для рядовых представителей службы. В том числе приставы получили возможность получать надбавки и доплаты к окладам, однако необходимым условием остается полное соответствие квалификационным требованиям.

Улучшение экономической ситуации позволит правительству скорректировать систему оплаты труда приставов. Уже в следующем году оклады работников ФССП могут быть увеличены на 50%. Помимо денежной мотивации, приставы получат право на получение санаторных путевок.

Еще одна инициатива властей – классифицировать представителей ФССП с учетом функциональной специализации. В результате появятся три подкатегории приставов:

  • работа в судебных инстанциях;
  • исполнители;
  • дознаватели.

Одно из последствий преобразования службы приставов – объединение мелких служб на региональном уровне. Чиновники предлагают создать межтерриториальные подразделения, что позволит существенно сэкономить бюджетные средства. Власти намерены бороться с дублированием функций и искусственным раздуванием штата ФССП.

Существенное изменение, которое поможет повысить эффективность работы представителей ФССП в 2019 году – расширение полномочий приставов. В том числе должник может лишиться права управления автомобилем. При этом приставу не потребуется дополнительного решения суда, достаточно будет передать соответствующее уведомление в транспортную инспекцию. Данная мера распространяется на лиц, чей долг превышает отметку 10 тыс. руб. В дальнейшем приставы могут быть наделены дополнительными полномочиями, подчеркивают чиновники. Работники ФССП смогут запрещать регистрацию авто или ограничивать возможность сдавать экзамен на получение прав.

Помимо проблемных должников, у приставов появятся новые инструменты воздействия на коллекторов, деятельность которых не соответствует действующему законодательству. Работа данных компаний часто выходит за рамки правового поля, что является недопустимым, считают чиновники. Правительство намерено ужесточить механизмы контроля для коллекторской деятельности, в том числе в части надзора и регистрации новых компаний.

Для эффективного контроля действий коллекторов службе приставов потребуется дополнительное финансирование. ФССП в течение трех лет планирует получить из бюджета около 1,6 млрд руб., которые будут направлены на покупку техники и оплату труда.

Несмотря на благие намерения чиновников, эксперты подчеркивают риски реформы ФССП, которые могут негативно отразиться на работе приставов.

Какие могут быть угрозы нововведений

Намерение чиновников повысить привлекательность работы в ФССП – правильный шаг, считают эксперты. Однако рискованно запускать квалификационный отбор без соответствующего увеличения вознаграждения. Повышение окладов приставов откладывается на следующий год и может так и остаться в планах чиновников. В результате власти не только не привлекут новые кадры, но и потеряют существующих служащих.

Оптимизация работы ФССП не должна отражаться на эффективности работы службы. Чрезмерное увлечение сокращением расходов приведет к увеличению текучки кадров. Чиновникам необходимо четко разграничивать «лишние» статьи расходов и затраты, которые обеспечивают результативность работы приставов.

В следующем году власти рассчитывают на значительное повышение эффективности ФССП. Приставы получат новые полномочия, которые позволят работать с проблемными должниками и коллекторскими компаниями.

Помимо полномочий, власти планируют оптимизировать действующую структуру ФССП. В том числе чиновники намерены сократить численность приставов в регионах. Служащие, которые будут соответствовать квалификационным требованиям, смогут рассчитывать на увеличение зарплаты.

В 2019 году грядет очередная реформа: на этот раз изменения должны коснуться Федеральной службы судебных приставов. Однако конкретная дата, когда часть функционала ФССП может быть передана частным коллекторам пока не называется.

Текущая ситуация

Глава ФССП поднял вопрос о возможности дальнейшего взаимодействия систем исполнительной власти на разных уровнях в рамках частно-государственного партнерства. По мнению Дмитрия Аристова, нагрузка на ведомство растет в геометрической прогрессии, и для оптимизации работы службы, потребуется обратиться за помощью к частным организациям. Сегодня в стране насчитывается порядка 710 компаний, так или иначе связанных с коллекторской деятельностью – 210 головных офисов и 500 представительств. И за работой каждого подобного учреждения необходимо следить судебным приставам, попутно разбираясь с проблемой «серого» коллекторства.

Вопрос о возможном реформировании сферы поднимался неоднократно. Дело в том, что законодательный акт, регулирующий работу судебных приставов, – ФЗ № 188 от 21 июля 1997 г. – не претерпевал изменений с момента принятия. За последние 20 лет в стране произошло немало социально-экономических преобразований, и логично предположить, что реформы ФССП в 2019 и 2020 годах, вероятнее всего, произойдут. Если обратиться к последним новостям, то пока правительство РФ не дает четкой информации по поводу сроков грядущих корректировок. Но можно проследить логическую цепочку предпосылок, которые позволяют судить о возможности скорых перемен:

  • В 2016 г. служащие СП были отнесены к особой категории госслужащих, что согласно ФЗ №397 от 22 ноября 2016 г. сопровождается применением специальных званий, наград и премий.
  • Чтобы служить в данном учреждении, необходимо наличие диплома высшего учебного заведения. Квалификационные требования установлены ст. 12 ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. Исходя из положений данного документа, занимать должность специалиста или руководителя могут только граждане с высшим юридическим или экономическим образованием. Лица без соответствующего диплома могут претендовать лишь на роль технического специалиста. По подсчетам экспертов, сегодня в ведомстве работает порядка ¼ кадров, не имеющих профильного образования. Это означает, что в случае реформирования порядка 5,5 тыс. сотрудников рискуют остаться без занимаемой должности.
  • Идет работа по оптимизации службы. Так, на сегодня появилось 3 категории служащих: дознаватели, судебные приставы по ОУПДС и приставы-исполнители. Все это говорит о сужении полномочий с целью повышения эффективности деятельности ведомства. Кроме того, речь идет о снижении численности кадрового состава региональных отделений ФССП с целью экономии бюджетных денежных средств. Благодаря созданию крупных территориальных департаментов, численность кадров может сократиться более чем в 2 раза в расчете 300 сотрудников на 1 регион РФ.
  • В 2019-2020 гг. идет речь о пересмотре функционала служащих, которые смогут самостоятельно распоряжаться водительскими правами должников. Для приостановки действия водительского удостоверения достаточно будет направить уведомление об этом собственнику ТС. Сумма задолженности при этом должна быть выше 10 тыс. руб. В будущем полномочия ведомства только расширятся в данном направлении: в итоге должники не смогут сдавать экзамены в ГИБДД, ставить на учет приобретенные автомобили и регистрировать номерные знаки.
  • Для привлечения специалистов в службу судебных приставов выделяются средства для формирования соцпакета, в который включаются санаторно-курортное лечение, страхование жизни и здоровья и прочие «бонусы».

Чего ожидать в 2019 году

Приятной новостью для служащих ФССП является возможное повышение заработной платы к 2020 году. По предварительным данным, средний оклад сотрудников ведомства может увеличиться в 1,5-2 раза. Если на сегодня уровень заработной платы составляет 27-32 тыс. руб. для госслужащих СП, то в 2020 г. приставы будут получать порядка 50 тыс. руб. с учетом рангов, званий и доплат.

Рост ФОТ планируется достичь за счет взыскания сумм долгов и увеличения % от исполнительского сбора, по сообщению Совета Федерации. Несмотря на возможный рост зарплат, эксперты прогнозируют отток кадров за счет увеличения нагрузки на госслужащих, а также ужесточения квалификационных требований к специалистам ФССП.

Планируется продолжить внедрение новых технологий для автоматизации работы исполнительного производства. Уже с 1 апреля 2018 г. в Москве с Мосгорсудом обмен документации производится в электронном виде, что позволяет сделать систему более прозрачной. Осталось решить вопрос автоматизации в регионах, но это процесс долгий и весьма затратный.

Трудности реформирования

Основными проблемами в 2019 г. остаются:

  • Нехватка финансирования – на реформу потребуется выделить порядка 9,5 млрд. руб., что говорит о необходимости привлечения частных инвестиций.
  • Сложности в проведении аттестации кадров согласно новым требованиям.
  • Оптимизация кадрового состава, которая может привести к тому, что тысячи людей останутся без работы.
  • Возможность злоупотребления обязанностями сотрудниками ведомства из-за непонятной ситуации с распределением бонусов, которые планируется выплачивать служащим за счет увеличения взысканий с должников.

О том, что система ФССП должна быть реформирована, было известно еще несколько лет назад. Связана такая необходимость, прежде всего с тем, что работа Федеральной службы не соответствует нынешним реалиям. Именно поэтому последние годы для приставов были временем изменений.

Основное изменение, о котором было сказано в Минюсте, касается того, что в текущем года все сотрудники ФССП должны пройти проверку, чтобы подтвердить свою квалификацию, высокий уровень подготовки. Основный критерий выбора кандидата – это экономическое или юридическое образование.

Что же касается приставов, которые не пройдут проверку, то их либо понизят в должности, либо и вовсе, сократят. То же самое будет касаться и тех, кто будет плохо справляться со своими обязанностями.

Однако и эти нововведения еще далеко не все. Коснуться новации и оплаты труда. Причем наглядно увидеть все изменения можно будет уже начиная с 2018 года.

В чем смысл запланированной реформы?

Изменения, планируемые Минюстом, коснуться всех аспектов работы ФССП. Привести это может к тому, что должность потеряет примерно 5600 человек, а, по предварительным данным, именно такое количество сотрудников не имеет профильного образования.

И все, что им остается – это либо получить его за короткое время, либо попрощаться с занимаемой должностью.

В руководстве службы существуют немалые опасения, что на тех, кто проверку пройдет, обрушится большой объем работы, и они просто перестанут справляться со своими обязанностями.

Однако в самом правительстве уверены, что реформа принесет исключительно положительные результаты. ФССП станет более привлекательной для настоящих специалистов.

Подробнее об изменениях

Главные изменения, которые предвидятся в будущем, коснутся прежде всего:
Категорий служащих. То есть, категории служащих будут разделены на тех, кому предстоит работать в судах и исполнителей.

Обязанности будут четко распределены, выполнять работу станет проще. То же самое можно сказать и о ее итогах. Проверить результат станет более удобно.

Зарплата . Этот момент для работников ФССП – один из ключевых, и он также подвергнется изменениям. Судить о том, насколько и каким, можно будет после проведения проверок на уровень квалификации. При успешном прохождении сотрудник может рассчитывать на увеличение оклада, социальные гарантии.

Числа сотрудников. Как уже было сказано выше, по предварительным данным, несколько тысяч человек работают в ФССП без соответствующего образования. Таких, скорее всего, сократят. А далее, для того чтобы повысить эффективность работы, небольшие отделения объединят в межрегиональные.

Возможности. В дальнейших планах – увеличивать возможности службы. Так, ФССП уже может выступать в качестве регулятора коллекторского рынка.

По мнению реформаторов, внесенные изменения будут способствовать тому, что работа в ФССП станет заманчивой для молодых специалистов, которые отказываются от возможности из-за низкого уровня заработных плат.

В результате проведенной реформы выплаты работникам планируется поднять сначала до 50%, а затем до 100%. Кроме того, для сотрудников будет доступен отдых в санаториях, медицинская помощь и другие льготы.

Есть ли в реформе недостатки?

Недостатки в реформе все-таки наблюдаются, и это несмотря на оптимистичные прогнозы. В первую очередь опасения касаются сокращения численности штата. Убрать несколько тысяч единиц – это серьезно.

Второй сомнительный вопрос касается бюджета. Так, чтобы организовать деятельность понадобится более полутора миллиардов рублей, примерно 150 млн будут затрачены для обустройства офисов и еще 10 млн. для увеличения зарплат сотрудников, и это ежемесячно.

Кроме того, сами приставы не верят в то, что их зарплата может вырасти на 100%, в лучшем случае – на 5-6%. Сомнения вызывают и требования к квалификации служащих. Предполагается, что это увеличит текучку кадров, не обеспечит гарантии.

На данный момент эксперты сходятся во мнении, что повышать стоит престижность службы, а не начинать с сокращений.

Еще один спорный вопрос касается того, что премии для сотрудников будут выплачиваться из фонда, образованного из взысканных средств, следовательно, это призовет к тому, чтобы действовать в своих решениях еще более жестко. В некоторых случаях возможно даже с ощутимым превышением полномочий.

С учетом всех этих нюансов к реформе относятся недоверием, понимая, что если хоть какой-то момент будет упущен, нововведения могут вызвать ряд сложностей. Однако в правительстве настаивают на том, что реформы необходимы давно.

Пока трудно говорить о том, как именно будет работать ФССП в будущем году, но то, что в области предвидятся изменения – это точно.



Просмотров