Формирование культуры безопасности населения. Введение
Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.
Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
Цель культуры безопасности - безопасность (состояние среды), достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).
Для разработки методических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.
Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.
Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минобрнауки РФ, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.
Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. Введение в 1991 году в школах страны нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и как его продолжения курса «Безопасности жизнедеятельности» в средних специальных и высших учебных заведениях можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопас¬ности образовательного пространства, органам управления образова¬нием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изу¬чении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время. Также очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).
Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).
С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся:
- снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
- постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
- убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
- воспитание сознательного отношения к безопасности;
- популяризация новых средств обеспечения безопасности;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
- создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.
Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.
Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков.
Литература
- Концепция безопасности образовательного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php. Дата обращения 12.12.2011.
- Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2010. - 260 с.
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов
В настоящее время человек придает особое внимание культуре безопасности жизнедеятельности. В России ежегодно происходит свыше 50000 аварий, число погибших варьируется около 35000 человек, 270000 получают травмы различной степени. В 80% случаев причиной ДТП является несоблюдение правил дорожного движения, как пешеходам, так и водителям транспортных средств. Также в России происходит большое количество пожаров причиной является не осторожное обращение с огнем. В современном обществе наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимости от табакокурении, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни - это и является следствием отсутствия культуры жизнедеятельности.
Стремление создать систему образования, способную адекватно решать стоящее перед обществом задачи, является одним из приоритетных направлений современной государственной политики. Компонентом такой системы должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности человека и общества .
Любая деятельность потенциальная опасна. Самые строгие меры и законы не могут снизить потери общества и государства, если не будут создать условия для развития культуры безопасности поведения, поощрения и формирования безопасности личности.
Основной причиной возникновения катастроф - отсутствие культуры безопасности.
Воспитание культуры безопасности у студентов закономерно входит в состав педагогического процесса вуза, реализуется в педагогической практике как компонент и функция педагогического процесса. Культура безопасности человека включает содержательно-процессуальный (качества личности, направления базовой культуры личности – мировоззрение, нравственность и т.д., компоненты деятельности, способствующие безопасности человека и общества) и функциональный (самосовершенствование безопасной жизнедеятельности; присвоение и совершенствование культуры безопасности общества; прогнозирование, профилактика и минимизация ущерба от вредных и опасных факторов жизнедеятельности; использование социальных факторов защиты; создание безопасных условий жизнедеятельности; противодействие негативному влиянию социальных и природных факторов, контркультуры деструктивности на направленность и содержание безопасной жизнедеятельности) аспекты .
Воспитание культуры безопасности включает следующие аспекты: формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества). Важным направлением является формирование культуры безопасности жизнедеятельности в социуме. Под культурой безопасности жизнедеятельности в социуме понимается такое состояние развития личности, которое характеризуется осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по снижению социальных рисков, развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, владение нормами безопасного и продуктивного поведения в социуме, ведение здорового образа жизни, развитостью умений пользоваться информацией .
В качестве компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме выделяются следующие:
1. Ценностно-мотивационный: ·Осознание жизни как главной ценности; ·Осуществление жизнедеятельности, сохраняющей биосферу как фундамент жизни; ·Осуществление созидательной жизнедеятельности в благоприятной среде обитания, в гармонии с окружающим миром, в рациональном потреблении его ресурсов; ·Обеспечение личной безопасности как условие сохранения собственной жизни; ·Обеспечение безопасности окружающих как условие межличностного взаимодействия · Отсутствие склонностей к риску; ·Стремление к жизненному успеху и совершенству; ·Потребность в личной независимости и свободе (политической, религиозной, экономической, физической); ·Стремление к минимизации рисков и возможных опасных и чрезвычайных ситуаций; ·Готовность к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности; ·Развитие готовности действовать в опасных (сложных, трудных, экстремальных) ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий; ·Развитие готовности к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций: студента, семьянина, производственника, гражданина, военнослужащего и т.д.; ·Гордость за свою страну и свой народ; ·Стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; ·Стремление к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности.
2. Когнитивный (знания):
·Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома, на улице, в образовательном учреждении, их возможные последствия;
·Опасные ситуации, которые могут возникнуть на природе;
·Опасные ситуации, возникающие на технических объектах и производствах, их возможные последствия; ·Опасные ситуации, связанные с жизнью социума, их возможные последствия; ·Опасные ситуации, связанные с использованием транспорта
·Правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций возможных в социуме; ·Правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях и туризме; ·Основные последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; ·Организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ · Основные положения нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности в РФ;
·Имеющийся опыт по обеспечению безопасности и действиям в случае оказания в опасных или чрезвычайных ситуациях;
·Основы самообороны и возможности использования мировоззренческих, нравственных, психологических, правовых, физических, коммуникативных, интеллектуальных, информационных, экономических, политехнических, медицинских, эстетических и иных средств обеспечения безопасной жизнедеятельности в социуме. 3.Деятельностный (умения и навыки):
·Предвидеть возможные опасные ситуации в социуме; ·Принимать решения по действиям в случае возникновения опасных ситуаций; ·Проектировать свое поведение в случае возникновения опасных ситуаций в социуме; ·Ориентироваться на местности по местным признакам;
·Пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
·Использовать различные средства обеспечения безопасной жизнедеятельности; ·Пополнять знания об опасности и безопасности;
·Предвидеть и предупреждать воздействие вредных и опасных факторов;
·Уменьшать отрицательные последствия вредных и опасных факторов;
·Помогать другим людям в опасных ситуациях; ·Проектировать возможные опасные и чрезвычайные ситуации
·Продуктивно общаться; ·Учиться на опыте других в обеспечении безопасности и передавать опыт безопасного поведения;
4.Рефлексивный: ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к низкой эффективности (или даже полному провалу) деятельности без возникновения опасных ситуаций, вредных для человека и общества последствий; ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к ущербу в виде упущенной выгоды, экономическим потерям;
·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к возникновению опасных ситуаций, угрожает человеку потерями в форме травм, болезней, нанесением морального и иного вреда непосредственным участникам деятельности; ·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых угрожает человеку физической гибелью, возникновением опасных и экстремальных ситуаций, угрожающих человеку и обществу; ·Способность анализировать опасные ситуации, свои действия в них; ·Стремление к формированию привычек, способностей, убеждений, необходимых для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций, таких как: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.; ·Совершенствование личностных качеств и способностей, необходимых для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.; ·Способность к адекватному пошаговому и прогностическому самоконтролю при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, а также по выходу из опасной ситуации. 5. Креативный: ·Способность предлагать варианты решения проблемы выхода из опасной ситуации в социуме, в том числе и воображаемой;
·Способность представлять в воображении возможные опасные ситуации дома, на улице, в природной среде; ·Способность проектировать возможные опасные ситуации и минимизировать риски попадания; ·Способность предлагать нестандартные варианты действий в опасной ситуации, связанной с деятельностью социума;
Сформированность компонентов культуры безопасности жизнедеятельности у студента, будущего специалиста (бакалавра), по нашему мнению, снижает риски, которые возникают на первых порах профессиональной деятельности, позволяют более безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что степень и соразмерность названных компонентов в итоге определяют уровень сформированности культуры безопасности в социуме. Это, в свою очередь, является необходимым условием для осуществления будущими педагогами профессиональной деятельности. В основе данной деятельности должна быть заложена идеология создания безопасных и комфортных условий для обучающихся, формирование у них компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в процессе передачи им имеющегося собственного опыта по обеспечению безопасности в современном социуме.студенты с разными интересами, уровнем подготовки, состоянием здоровья и физического развития, поэтому главной задачей ВУЗа является обеспечение благоприятной прихологической атмосферы и исключить предпосылки нарушения безопасности жизни и здоровья.
Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.
Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
Цель культуры безопасности - безопасность (состояние среды), достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).
Для разработки методических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.
Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.
Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минобрнауки РФ, Минтранс России и МВД России,
Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.
Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. Введение в 1991 году в школах страны нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и как его продолжения курса «Безопасности жизнедеятельности» в средних специальных и высших учебных заведениях можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время. Также очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).
Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил
безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).
С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся:
снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
воспитание сознательного отношения к безопасности;
популяризация новых средств обеспечения безопасности;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.
Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.
Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков.
Формирование культуры безопасности в современном обществе
Понятие и сущность культуры безопасности
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности.
Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.
Культура безопасности общества - ϶ᴛᴏ совокупность разделяемых всеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая нацелена на минимизацию риска.
В структуру культуры безопасности входят:
1. осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
2. способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.
3. способность правильно оценивать ход событий и, в случае если есть возможность, избегать опасных ситуаций.
4. способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.
5. знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.
Важнейшая задача настоящего момента – формирование культуры безопасности российского общества и экологической культуры как ее составной части, направленной на здоровье – и природосбережение и минимизацию рисков для человека и природной среды.
Формирование культуры безопасности, рискориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций может являться кардинальным способом повышения безопасности.
Мировоззрение
- система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Риск-ориентированное мировоззрение должно стать органичной частью целостной системы взглядов человека на мир.
Размещено на реф.рф
В нем вопросы безопасности должны рассматриваться как приоритетные в жизни и деятельности человека.
Мышление человека как процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях должно стать риск-мышлением, в котором риск как объективный фактор жизни оценивается и анализируется. Именно мировоззрение, характер мышления человека определяет его деятельность по преобразованию окружающего мира, которая должна быть направлена на сохранение биосферы или ее преобразование в своих интересах с обязательным обеспечением безопасности для настоящего и будущего поколений людей.
Формирование культуры безопасности в современном обществе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование культуры безопасности в современном обществе" 2017, 2018.