Езда по встречке. Выезд на встречную: когда можно, когда нельзя, и что говорить инспектору ДПС

Выезд на встречную полосу является грубым нарушением ПДД и карается крайне сурово, от денежного штрафа и даже до лишения прав на управление транспортным средством.

Обусловливается это тем, что именно это нарушение является самым частым и одним из самых опасных для жизни и здоровья.

За последнее время было отмечено возрастание отрицательной статистики, поэтому в Правила и КоАП были внесены изменения в части наказаний за выезд на встречку и несоблюдение разметки.

Как уже говорилось ранее, выезд на встречку является наиболее распространенным нарушением ПДД. Не в последнюю очередь благодаря тому, что сотрудники ДПС используют данную формулировку при оформлении целого ряда других нарушений.

Чтобы предупредить самовольную трактовку российского закона инспекторами ГИБДД, следует знать и разбираться в правилах и определениях, регулирующих данное нарушение.

Постановление Пленума Верховного суда от 24.10.2006 г. №18 содержит в себе подробное объяснение относительно того, как именно следует толковать и применять новую редакцию ст. 12.15 КоАП, а также исчерпывающий список нарушений ПДД, которые могут быть трактованы как выезд на полосу встречного движения.

Согласно данному списку, запрещается обгон в следующих ситуациях:

  • На дороге, предусматривающей двустороннее движение и имеющей более 4-х полос, выезд на встречную полосу с целью разворота либо обгона запрещается согласно п. 9.2 ПДД. Данный запрет имеет обозначение в виде дорожной разметки 1.3 (двойная сплошная линия). Здесь важно отметить, что если данной разметки не будет, то и квалифицировать выезд на встречку по данной статье не представляется возможным с точки зрения закона;
  • На дороге, предрасположенной к двустороннему движению и имеющей три и более полосы (где средняя предусмотрена для движения в обе стороны), выезд на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается в связи с п. 9.3 ПДД. Это означает, что выехать на крайнюю левую полосу движения разрешается, но только для совершения поворота либо разворота. Обгон в такой ситуации будет квалифицирован, как нарушение ПДД;
  • На регулируемом и не регулируемом перекрестке, если вы движетесь не по главной дороге, запрещается выезд а встречку согласно п.11.4 ПДД. Но из этого правила есть исключение – это обгон на перекрестке с круговым движением, а также обгон двухколесных транспортных средств, не имеющих бокового прицепа и разрешенного обгона справа. Обгонять транспортные средства в конце подъема и на других участках, где видимость ограничена, также запрещается. Но здесь также важно понимать, что участки с ограниченной видимостью обозначаются соответствующими знаками. Если их нет, такой участок не является таковым с точки зрения закона;
  • «Опережение» – движение ТС со скоростью, превышающей скорость попутного ТС (установлено п.1.2 ПДД);
  • «Обгон» – опережение одного либо нескольких ТС, обусловленное выездом на встречную полосу с дальнейшим возвращением на полосу, которая занималась водителем до совершения данного маневра (установлено п.1.2 ПДД);
  • Объезд ТС, стоящих перед железнодорожным переездом, сопряженный с выездом на встречку (в соответствии с п.15.3 ПДД);
  • Выезд на трамвайные пути встречного движения. Так, ехать по трамвайный путям того же направления можно, но только в исключительном случае, а именно когда данные пути размещены слева на одном уровне с автодорогой, а все полосы движения заняты другими ТС. Но выехать сюда с целью объезда, обгона, поворота и разворота, в соответствии с п.8.5 ПДД, можно лишь если данный маневр не создает помех движущемуся трамваю (согласно п.9.6 ПДД).

Если раньше КоАП не разграничивал ответственность за поворот, разворот, обгон либо движение по встречке, то с новой редакцией все изменилось.

Теперь поворот и разворот наказывается денежным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей, что указано в ч.3 ст. 12.15 КоАП, а обгон либо выезд на встречку чреват лишением прав в соответствии с ч.4 ст.12.15 КоАП.

Выезд на встречную полосу движения трамвая с целью разворота, объезда либо поворота налево не может быть квалифицирован как выезд на встречку, а значит, не чреват лишением водительских прав. Максимальное наказание в такой ситуации – это штраф.

Однако если вы совершите выезд на полосу движения трамвая, а после этого еще и на встречку, вы будете наказаны за оба правонарушения. То есть вас не только лишат прав, но и оштрафуют.

Единственный нормативно-правовой акт, который применяется при выезде на встречку с целью разворота, вопреки размещенным знакам или дорожной разметке, – это ч.3 ст.12.15 КоАП.

Пример

Вы двигаетесь по двухполосной дороге, где на каждое направление выделяется по одной полосе. Далее вы нарушаете требование дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков (3.20 «обгон запрещен», 3.22 «обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» или же нарушаете требования знака 3.1 «Выезд запрещен»), выезжая на участок автодороги с односторонним движением с целью разворота или поворота.

В таком случае, инспектор ГИБДД применит ч.3 ст.12.15 КоАП. Но если данные знаки были вами нарушены для совершения обгона или движения по полосе встречного движения, инспектором будет применяться ч.4 ст.12.15 КоАП.

На сегодняшний день есть один неудобный аспект для водителей, связанный с данной ситуацией. Заключается он в том, что в связи с абзацем 2 п.2.6.8 ГОСТ Р 52289-2004, знак «Дорога с односторонним движением» не обязательно должен быть установлен при выезде на данный участок дороги с прилегающих территорий.

Получается так, что на таком участке вы можете выехать на встречную полосу абсолютно неосознанно. Однако, это не станет достаточным основанием для того, чтобы инспектор ГИБДД не составил на вас протокол об административном нарушении по ч.4 ст.12.15 КоАП.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ приравнивает ч.3,4 ст.12.15 КоАП к числу «специальных» в отношении ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КоАП. Это означает, что инспектор ГИБДД не может по закону составлять протокол о нарушении автомобильной разметки.

Наказание за выезд на встречную полосу

Какие же санкции предусматривает действующее законодательство за нарушение требований ПДД в виде выезда на встречку?

Прежде всего следует отметить, что при движении по встречной полосе на двухполосной дороге, водитель всегда нарушает ПДД.

Это чревато денежным штрафом в размере 5000 рублей либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное правонарушение чревато либо лишением прав на 1 год, либо еще одним штрафом на 5000 рублей, если нарушение было зафиксировано техническим средством (фото- видеоаппаратура и др.), что установлено ч.3.1 ст.12.16 КоАП.

Суровость наказания обусловливается тем, что данное нарушение представляет высокую опасность жизни и здоровью не только нарушителя, но и других участников движения, поскольку такой маневр приводит к возникновению потенциально-аварийной ситуации.

Аналогичный штраф будет применен к нарушителю, совершившему обгон на участке дороги, где размещены знаки либо дорожная разметка, запрещающая такой маневр.

В такой ситуации, вам нужно будет уплатить штраф в том же размере (5000 рублей) либо же лишиться прав на 4-6 месяцев. Рецидив чреват годом без прав на управление ТС либо штрафом 5000 р. (согласно ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП).

Суровость такого наказания объясняется тем же, что и предыдущего – высокая опасность возникновения аварийной ситуации.

Если же вы совершите объезд по встречной полосе на участке дороги, где такой маневр запрещается Правилами, тогда придется нести уже другую ответственность.

Она не только легче и дешевле, но и совершенно не связана с лишением прав на управление транспортным средством. Ее вид – это денежный штраф в размере 1000-15000 рублей, что установлено в ч.3 ст.12.15 КоАП.

С чем связана такая мягкость, ведь с виду, это такое же преступление? Объяснение достаточно простое – во-первых, при объезде, в отличие от обгона, вы проведете на встречной полосе гораздо меньше времени.

А во-вторых, даже пребывание на встречке будет являться, скорее, вынужденной мерой, чем злостным нарушением российского законодательства.

Выезд на встречную полосу наказывается штрафом или лишение водительских прав. Это является одним из самых частых и опасных нарушений ПДД. В связи с увеличивающейся отрицательной статистикой были внесены некоторые изменения в Правила и КоАП, предусматривающие штраф за выезд на встречную полосу штрафных и за несоблюдение разметки 1.6.

Виды нарушения и ответственность

Под нарушением дорожной разметки и несоблюдением Правил могут пониматься многие события, препятствующие соблюдению всех норм и требований к поведению на дороге.

Когда водитель осуществляет выезд на встречную полосу чрез сплошную:

Выезд на полосу встречного движения — штраф за обгон

Штраф за встречку предусмотрена:

  • частью 4 статьи 12.15 КоАП (обгон с перемещением через сплошную линию)
  • пунктом 9.2 ПДД (обгон с переходом на встречную полосу на дороге с движением в 2 стороны и 4-мя и более полосами)
  • пунктом 9.3 ПДД (обгон по крайней левой полосе на дороге с трехполосной разметкой)
  • пунктом 11.4 ПДД (а обгон на пешеходных переходах, мостах, ЖД переездах, на перекрестках)

Если вы, все же, совершили обгон с пересечением разметки 1.6, то вам будет выписан штраф в размере не менее 5000 рублей или же у вас отберут права на срок до 6 месяцев. При повторном нарушении — лишение водительских прав на срок до 1 года. Избежать этого можно, если ваше нарушение будет зафиксировано на камеру. При таком раскладе вам будет назначен лишь максимальный штраф с сохранением ваших водительских прав.

Объезд препятствий и выезд на встречную

Иначе говоря, объезд препятствия, коему в ПДД не дано точного определения. Однако, в КоАП указывается, что таковым можно назвать любой неподвижный предмет, мешающий движению прямо по предназначенной дорожной полосе, и который невозможно объехать справа.

Пробки и медленно едущие ТС, не позволяющие осуществлять более быстрое передвижение, не относятся к данной категории, и попытка объезда таких «препятствий» через встречную полосу с пересечением сплошной 1.6 карается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей по ч. 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

Статья 12.16 КоАП РФ предусматривает менее серьезное наказание за нарушение разметки на дороге с четырьмя полосами, предписывая водителям штраф не более 500 рублей.

Штраф за выезд на встречку при повороте налево

Указанный маневр разрешается осуществлять только на перекрестках при отсутствии запрещающих знаков. Иначе инспектор в праве выписать вам штраф от 1500 рублей.

Штраф за разворот с выездом на полосу встречного движения

Действие разрешено только из крайней левой полосы движения (при наличии нескольких линий разметки). Если во время выполнения разворота на многополосной дороге была «зацеплена» встречная линия, то штраф за нарушение составит от 1000 до 1500 рублей.

Выезд на дорогу с односторонним движением

Зачастую наступает, когда водитель решает проехать под запрещающим знаком, именуемым в народе «кирпичом». В случае, если это было нарушение регулировки движения на территории АЗС, стоянок ТЦ и других прилегающих территорий, штраф будет составлять не более 500 рублей.

За езду по дороге с односторонним движением — лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев, так как считается езда по встречке. В случае повторного нарушения время, на которое у вас отберут права, увеличивается до 1 года.

Перестроение на полосу реверсивного движения

При выезде на полосу встречного движения предназначенного для реверсивного направления:

  • если светофор не работает
  • если выезд на полосу реверсивного движения запрещен (горит красный сигнал)
  • не перестроились при предупреждающим сигнале светофора (горит желтый сигнал (стрелка вправо)).

Штраф за выезд на встречную полосу движения составит 5000 рублей или лишение водительских прав.

Когда можно отстоять свои права

Далеко не всегда указанное в протоколе движение по «встречке» на самом деле является таковым. Например, КоАП четко разделяет ситуации «движение по встречной полосе» и «неправильный разворот с нарушением разметки и знаков».

То есть, если водитель совершил пересечение разделительной полосы (разворот через сплошную), то это не значит, что он начал движение по встречной полосе. При этом сотрудники ГАИ периодически поворачивают ситуацию не в пользу автовладельцев, трактуя нарушение по своему усмотрению. Положенный же штраф за разворот через сплошную линию разметки составляет не более 1500 рублей.

Выезд на встречные трамвайные пути

На счет этого вопроса существует много разногласий. ПДД регламентируют порядок движения в районе рельсовых путей пунктами 8.5 и 8.8, где прописано, что с них должен происходить разворот, а также, что перед разворотом необходимо пропускать попутно идущий транспорт вне зависимости от того, имеются или нет рельсы у рядом идущих ТС.

Если был осуществлен выезд на трамвайные пути со встречным направлением передвижения, то наказание за выезд на встречную полосу составит не менее 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Видео: Лишение прав или штраф за выезд на полосу встречного движения?

Итоги

Общая теденция наказаний показывает, что в большинстве случаев вы можете получить за проезд по встречной полосе после пересечения сплошной линии штраф не менее 5000 рублей или же лишение прав на срок от четырех месяцев до полугода. Поэтому гораздо проще постараться соблюдать ПДД.

С увеличением числа ДТП по вине автомобилистов, выезжающих на встречную полосу, усиливаются карательные меры сотрудников ГАИ. Это дает повод автолюбителям задуматься не только о том, чтобы сохранить свое водительское удостоверение или деньги в кошелке. Необходимо осознать, сколько жертв может повлечь за собой подобный необдуманный поступок.

» мы рассмотрели ситуации, допускающие и запрещающие выезд на встречную полосу. Но остался немаловажный вопрос: Что является выездом на встречную полосу? Определения этому термину в нет, однако наказание за это есть, причем достаточно строгое по части 4 статьи 12.15 с ответственностью в виде лишения права управления. Разберемся и постараемся вывести определение, что же является «Выездом на полосу».

Рассмотрим некоторые спорные ситуации, к которым можно применить выезд на встречную полосу.

  • Движение через встречную полосу при манёвре.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосе.
  • Движение по линии разметки.
  • Пересечение разметки задним колесом при манёвре.
  • Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей.

Давайте немного отойдем от встречной полосы и разберемся, что же означает понятие «Выезд на полосу движения». Правила дорожного движения нам дают только одно определение:

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть, выезд на полосу это расположение транспортного средства в полосе для продолжения движения по этой полосе. Но часто транспортное средство оказывается на встречной полосе при маневрировании — при этом выезд на нее не осуществляется. Транспортное средство полосу пересекает для осуществления маневра и для движения полоса не используется, соответственно и выезда на эту полосу нет.

Движение через встречную полосу при манёвре

Многим знакомая ситуация, у всех на слуху фраза «Разворот через двойную сплошную» или «Поворот через двойную сплошную».

Отметим, что количество сплошных линий не важно. Если сплошная разметка разделяет транспортные потоки, то пересечение любой из них запрещено. В данной ситуации фразы говорят сами за себя, т.е. осуществляется манёвр, с пересечением сплошной линии разметки — это нарушение требований разметки.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Движение одновременно по встречной и попутной полосе

В этой ситуации очевидно встречная полоса используется для движения, пусть даже и частично, но тем не менее, выезд на встречную полосу осуществлен, и осуществлен он в нарушение требований разметки. За это нарушение ответственность по части 4 статьи 12.15 и в виде лишения права управления от 4 до 6 месяцев.

Движение по линии разметки

В этом случае выезд на встречную полосу может увидеть только сотрудник ДПС. Однако линия разметки встречной полосой не является. Выездом на встречную полосу может быть только пересечение этой линии. Движение по линии разметки — это нарушение п.9.7 ПДД. Ответственность по части 1 статьи 12.15 в виде штрафа 500 рублей.

Пересечение разметки задним колесом при маневре

Эта ситуация аналогична ситуации рассмотренной в первом примере. Сплошную разметку пересекать запрещается всегда.

Ответственность по части 2 статьи 12.16 в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей

Движение через встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей

Это самая неоднозначная ситуация. Определяет ее п.8.6 ПДД:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Кроме того, что в ПДД отсутствует , в этом пункте еще есть понятие «оказалось». Но ответственность в части 4 статьи 12.15 предусмотрена за выезд на встречную полосу.

Так как задача нашего материала выяснить есть ли выезд на встречную полосу, рассмотрим эти противоречия с двух ракурсов, выезд есть и выезда нет.

Выезд на встречную полосу есть:

  • Транспортное средство при повороте оказалось на встречной полосе, в нарушение п.8.6 ПДД, соответственно, осуществлен выезд на эту полосу. п.8.6 ПДД не предполагает завершения маневра, а именно при совершении поворота транспортное средство не должно оказаться на встречной полосе дороги, на которую осуществляется поворот.
  • Постановление пленума верховного суда российской федерации № 18 г. Москва 24 октября 2006 г. разъясняет, что нарушение п.8.6 ПДД подлежит квалификации по части 4 статьи 12.15.

Выезда на встречную полосу нет:

  • Транспортное средство осуществляет поворот, выезд происходит на попутную полосу с пересечением встречной полосы. Не смотря на то, что часть транспортного средства оказывается на встречной полосе, выезда при маневрировании на встречную полосу быть не может. Но остается нарушение п.8.6 ПДД, однако нарушение правил маневрирования не может наказываться по статье за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги. При осуществлении, какого либо маневра транспортное средство изменяет расположение на проезжей части, как например, при развороте, расположение транспортного средства поперек дороги можно так же посчитать нарушением. К счастью до этого пока не дошло.

Постановление пленума ВС РФ содержит достаточное количество «ляпов». Некоторые из них мы уже рассмотрели в других материалах нашего журнала. К сожалению, подобные разъяснения вызывают еще больше вопросов. А когда эти разъяснения противоречат действующему законодательству ответы на вопросы искать еще сложнее. Возможно, Правила дорожного движения для Верховного суда не настолько важный документ, что бы хотя бы попытаться в нем разобраться. Три редакции разъяснений на один и тот же текст Правил дорожного движения это подтверждает.

В российском законодательстве выезд на встречную полосу считается одним из самых тяжких нарушений ПДД. Такие маневры неизбежно создают опасность на дороге. Поэтому ГИБДД стремится искоренить подобные действия, за счет серьезных санкций. Далее рассмотрим, что будет за такое нарушение ПДД.

Предусмотренная ответственность за обгон

До 2015 года максимально возможное наказание за выезд на встречку составлял 1000 рублей. Сумма весьма небольшая, особенно для крупных городов страны. Поэтому она не могла остановить лихачей и любителей обгонять впереди идущие машины в шахматном порядке. По статистике, почти треть ДТП происходит именно из-за того, что кто-то выехал на встречную полосу. Водителям в таких ситуациях трудно оперативно среагировать, а неопытных автолюбителей это может и вовсе дезориентировать.

В 2017 году российское правительство ужесточило наказание за такие действия водителей. Сегодня возможны 2 варианта:

  • Денежный штраф в размере 5000 рублей. Такие санкции применяются преимущественно к водителям, впервые попавшимся за подобное нарушение.
  • Лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Именно такая мера призвана сократить количество подобных действий. Если человек повторно попался за выезд на встречку, скорее всего, в его адрес последует именно такая мера наказания. В некоторых случаях (если человек многократно нарушал ПДД, имеет неоплаченные штрафы и т.д.) лишение может достигать 1 года. Обычно она применяется для рецидивистов, игнорирующих ПДД.

В российском законодательстве есть важный нюанс: если сотрудник ДПС самолично зафиксировал подобное нарушение, он имеет право решить на своё усмотрение, какое наказание объявить нарушителю. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что практически любой водитель предпочел бы заплатить штраф в 5000 рублей, чем лишаться права управления автомобилем на несколько месяцев.

Подобная ситуация неизбежно провоцирует рост коррупции. «За отдельную плату» сотрудник ДПС с радостью выписывает штраф, даже если нарушитель попадется не в первый раз. При этом его действия отвечают законодательным предписаниям – он вправе сам решать, какое наказание выписывать.

Нередки случаи, когда сотрудники ДПС инициируют преступление, предлагая водителю дать взятку, за то чтобы В\У осталось у него. Если такое случилось с вами, обращайтесь в полицию. Рекомендуем также иметь в салоне видео фиксацию, чтобы можно было записывать любые неправомерные действия. Они будут являться 100% доказательством в суде.

В каких ситуациях наказания не будет

В российских законодательных актах прописаны ситуации, когда выезд на встречную полосу не будет считаться нарушением, следовательно, за него не последует штраф:

  1. Движение автомобиля совершается по дорожной полосе, на которой отсутствует разметка. При этом поблизости не должно быть знака о том, что на данном участке дороги запрещен обгон. Обычно это относится к загородным трассам с небольшой загруженностью. При соблюдении таких условий, водитель может спокойно совершать обгон, если позволяет текущая ситуация.
  2. Водитель движется по дороге с 3 полосами. В нашей стране подобных дорог совсем не слишком много. Вторая (средняя) полоса на них служит для совершения обгонов и других маневров (разворота). Водитель может ею воспользоваться, вне зависимости от того, по какой полосе он движется. Главное не заехать на крайнюю противоположную полосу — это будет считаться нарушением.

Размытость текущих правил кроется в том, что в нашей стране немало участков дороги, где злоумышленники просто ломают дорожные знаки, а власти не успевают их обратно монтировать. Это позволяет многим лихачам игнорировать правила ПДД, надеясь уклонить от лишения прав и других санкций.

Ещё одна слабая сторона ПДД заключается в пункте, согласно которому автомобилист вправе принимать решение об обгоне (актуально для 1 пункта), руководствуясь ситуацией на дороге. Он должен оценить ширину дорожного полотна, скорость движения, габариты ТС и другие факторы. Однако четких предписаний (с конкретными цифрами) просто нет, поэтому водители принимают эти предписания лишь в качестве рекомендации.

Даже если состоялось ДТП по причине обгона, в суде можно доказать, что водитель верно трактовал ситуацию. В настоящий момент пункты законодательства, касающиеся данного аспекта, корректируются правительством в целях искоренить подобное поведение водителей.

На видео о последствиях выезда на встречку

Помните, что множество статей кодекса и ПДД написаны кровью. Выезд на встречную полосу чреват не только денежными штрафами либо лишением прав. Такое действие создает потенциально опасную ситуацию на дороге, способную привести к ДТП. Поэтому вне зависимости от возможных санкций, старайтесь не совершать таких маневров.

Выезд на встречную полосу далеко не всегда означает прощание с водительским удостоверением. Есть такое понятие, как объезд препятствия, которое наказывается лишь штрафом. Просто объезжать его нужно правильно, и мы расскажем как.

Для справки. Наказания за выезд на полосу встречного движения регламентируют две статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Пожалуй, их стоит процитировать:

12.15 Часть 3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

12.15 Часть 4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Но тут стоит определить, что такое препятствие. Снова обратимся к законодательству, а именно к пункту 1.2 Правил дорожного движения:

«Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Таким образом, автобус, высаживающий пассажиров, автомобильная пробка, небольшая неровность или выбоина на дороге, лужа, осколки стекла и даже ползающий пьяный пешеход препятствием никоим образом не являются!

Препятствиями могут быть:

  • ограждения в связи с дорожными работами;
  • провал или яма на дороге;
  • машина с выставленным аварийным знаком;
  • упавшее дерево и тому подобное;
  • прочие предметы, которые не позволяют проехать.

Когда на ограждениях, установленных на все полосы попутного направления, размещены предписывающие знаки направления объезда, то действовать строго их указаниям. В остальных случаях, пропустив машины, объехать препятствие по обочине, а если это невозможно, то, применяя меры предосторожности, можно объехать по встречной полосе движения.


Итак, вы все сделали правильно, пропустили встречный поток машин и объехали препятствие по встречной, так как не было возможности сделать это справа из-за искусственного ограждения. Но тут откуда ни возьмись появляется инспектор ДПС и собирается на вас составить протокол, вменяя вам выезд на встречную. Это называется «развод». Ни о каком лишении водительского удостоверения речи быть не может.

Ваши действия?

Первое: потребуйте у инспектора предъявить служебное удостоверение и зафиксируйте его данные.

Второе: заявите инспектору, что вы совершили вынужденный выезд на встречную (обочину) из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. И заодно спросите у инспектора, почему им не принимаются все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия, как того требует статья 49 приказа № 185 МВД РФ, а вместо этого он прячется в засаде. Налицо полная бездейственность со стороны инспекторов ГИБДД.

И, наконец, третье: заявите инспектору, что все его действия вы обжалуете через прокуратуру и суд, а сейчас вы намерены позвонить по телефону 102 и сообщить о его бездействии. Требуйте составления протокола, составления подробной схемы места нарушения, сфотографируйте место, где создана помеха и где «играл в прятки» инспектор.


Если инспектор все же составил протокол, то в графе объяснения лица пишем:

«По встречной полосе (или обочине) я не двигался, а использовал часть дороги встречного движения для объезда препятствия, так как другого пути объехать не было. Инспектор проявил полное бездействие в организации объезда препятствия. Требую помощи адвоката. Инспектор отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения». (При наличии таковой.)

И в 10-дневный срок отправляйте заявление сразу в суд с требованием обжаловать вынесенное в ваш адрес постановление.

Наказание за объезд препятствия

Даже если у вас не было выбора, объезд препятствия с нарушением ПДД карается штрафом. Увы, таковы реалии нашего законодательства. В Правилах дорожного движения вообще никак не объяснено, что нужно делать, если на дороге перед вами лежит дерево, стоит аварийная машина или любое другое препятствие, которое можно объехать только по «встречке». Нет ни соответствующего пункта, ни даже термина «Объезд».

Действуя строго по букве закона, нужно остановиться и подождать, пока препятствие кто-то уберет.

И все-таки есть пункты, косвенно касающиеся нашего случая:

  • п.9.2 ПДД. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения…»;
  • п.15.3. Движение через ж/п: «Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Таким образом, если автомобиль выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.



Просмотров