Дошкольное образование уход и присмотр. Присмотр и уход за дошкольниками

В случае обучения по программе дошкольного образования немаловажным вопросом является то, как организован присмотр и уход за дошкольниками. Дети в этом возрасте еще не в состоянии обучаться в течение длительного времени, и существенную часть времени они не обучаются, а пребывают в детском саду. Несмотря на то, что образование ребенка фактически осуществляется в течение большей части времени его пребывания (его воспитывают, учат нормам общежития, прививают навыки гигиены и самообслуживания, учат соблюдать режим дня и т.п. – воспитание является составной частью образования, а оно может осуществляться в течение всего времени взаимодействия педагога с обучающимся), именно обучение ребенка довольно кратковременно. 42 Большую часть времени занимают питание, организация сна, прогулки и другие занятия ребенка. В связи с этим в рамках детского сада ребенок не только получает образование по программе дошкольного образования, за ним еще и осуществляют присмотр и уход. И если дошкольное образование является бесплатным (и это закреплено в Конституция), уход за ребенком оплачивается родителями. Так как получить образование без присмотра и ухода практически невозможно, а присмотр и уход – услуга платная, стоимость данной услуги – это важнейший вопрос, от которого зависит реальная доступность дошкольного образования для родителей. В первую очередь, надо понимать, что такое присмотр и уход. Статья 2 Закона дает такое определение: Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно- бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Вопросам стоимости этой услуги посвящена отдельная, 65-я статья закона. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать родительскую плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер. При этом учредитель имеет право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. Иногда учредители устанавливают пониженный размер родительской платы для всех (если сравнивать размер с реальными расходами на организацию присмотра и ухода), иногда снижают плату или освобождают от нее отдельные категории граждан (например, многодетные семьи). Это право учредителя, он может ввести полную стоимость услуги, а может частичную, может сделать для кого-то льготные условия, а может не делать. При этом есть такие категории детей, за присмотр и уход за которыми родительская плата не взимается на основании положений закона. Плата не может взиматься за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях. Возникает вопрос, ограничена ли как-то родительская плата? Закон содержит лишь самое общее ограничение. В родительскую плату нельзя включать расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Вместе с тем, размер устанавливает именно учредитель. А учредители не заинтересованы в росте родительской платы, тем более, что политически рекомендовано не допускать ее роста, с целью сохранения доступности дошкольного образования. Поэтому, формально, размер родительской платы может быть любым, но не более расходов на оказание услуги по присмотру и уходу. Реально же он чаще всего оказывается меньше этих расходов. С целью дальнейшей материальной поддержки родителей, которые внесли родительскую плату, закон предусматривает также специальную компенсацию для них. Закон гласит: «В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным 44 представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации». Это означает, что регион определит, какой же на его территории средний размеры родительской платы (некоторые регионы вводят разные размеры, например, в разных видах детских садов, либо в разных муниципалитетах). Далее те родители, чьи дети учатся в детских садах, получат компенсацию в размере 20, 50 или 70 процентов от среднего размера – в зависимости от того, первый это, второй, или третий и последующий ребенок. Компенсацию получат те, кто реально внес родительскую плату. Она выплачивается одному из родителей. Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому надо искать соответствующий нормативный акт региона, чтобы понять, как конкретно действовать, чтобы получить компенсацию.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральным законом от 29.12.2012 N 279-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Закон об образовании) разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность. Согласно п. 2 ст. 65 Закона об образовании учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать родительскую плату за присмотр и уход за ребенком и ее размер.

Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона об образовании). Присмотр и уход обеспечиваются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

Присмотр и уход за детьми — это государственная услуга, которая оказывается за плату. Расчет размера платы, взимаемой с родителей, должен производиться в соответствии с методическими рекомендациями, изложенными в Письме Минобрнауки РФ от 01.10.2013 N 08-1408. Согласно данным рекомендациям при этом должны учитываться:

— расходы на приобретение продуктов питания;

— прочие расходы, связанные с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены.

Поступающие в качестве родительской платы денежные средства являются собственными доходами учреждения и их необходимо учитывать по КВФО 2.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации они относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

В бухгалтерском учете начисление доходов от родительской платы и поступление их на лицевые счета учреждения будет отражаться в соответствии с Инструкцией N 183н следующим образом:

Обратите внимание! В соответствии с разъяснениями в Письме ФНС РФ от 12.07.2013 N ЕД-4-3/12538@ доходы образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в виде родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход) не учитываются в составе доходов от осуществления образовательной деятельности в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Является ли родительская плата за присмотр и уход за детьми в ДОУ доходом учреждения и как она отражается в бухгалтерском учете?

Стоит обратить внимание, что статьей 65 пунктом 4 Федерального в РФ, в родительскую по присмотру и уходу за ребенком не допускается включение расходов на реализацию , а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

В состав затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком входит следующее:

- Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (за исключением оплаты труда и начислений на оплату труда педагогических работников, осуществляющих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования), в том числе: заработная плата (в том числе, надбавки и премии); начисления на оплату труда (страховые и накопительные взносы в Пенсионный фонд, взносы в Фонд социального страхования, в Фонд медицинского страхования); прочие выплаты (меры социальной помощи в в ДОУ и поддержки, компенсация льготного проезда, пособия, материальная помощь, и прочее).

Материальная помощь за услуги по присмотру и уходу за ребенком должна относиться к «прочим выплатам» этой части затрат. Однако по решению учредителя образовательной организации выплата материальной помощи может быть определена из фонда заработной платы - это право учредителя. Такое решение должно быть утверждено нормативным актом учредителя, субъекта РФ. Либо выплата материальной помощи может происходить за счет средств учреждения, но тогда необходимо помнить, что придется заплатить налог на прибыль, и источниками должны быть какие-либо из внебюджетных источников финансирования.

- Приобретение услуг , в том числе:

- услуги связи (мобильная и стационарная телефонная связь, Интернет);

Рассмотрим пример, в каком случае плата за интернет относится к услуге по присмотру и уходу за ребенком и не включается в образовательную услугу. Если в дошкольном образовательном учреждении есть компьютерные классы, где занимаются дети, или интернет используется, например, при проведении семинаров для родителей, - это связано с образовательным процессом, и тогда эта часть интернет-связи не должна включаться оказание услуг по присмотру и уходу за детьми. Если интернет используется на хозяйственные нужды учреждения, например составление и передача отчетности, то тогда эта часть относится на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком.

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги (оплата потребления тепловой энергии, электрической энергии, водоснабжения и водоотведения);

В Москве при расчете норматива на дошкольное образовательное учреждение была апробирована система расчета, по которой часть коммунальных услуг может быть затрачена на оказание образовательных услуг, а часть - на услугу по присмотру и уходу за ребенком. Для этого производился подсчет: сколько времени, из общего, проводимого ребенком в детском саду, занимает собственно сам образовательный процесс, а сколько времени потом осуществляется присмотр и уход за детьми. Именно исходя из этого соотношения, в принципе коммунальные услуги тоже могут быть распределены на образовательную услугу и услугу по присмотру и уходу. В других регионах России, рассчитывая норматив стоимости расходов на образовательную услугу, какую-то часть коммунальных услуг включали, а некоторые регионы - не делали специального и не включали этой части в ее состав. Те регионы, которые включали коммунальные услуги в стоимость образовательной услуги, шли по этому пути только исходя из того, что если этого не сделать, то стоимость услуги по присмотру и уходу будет очень большая. Фактически же средств у муниципалитетов не так много, чтобы оплатить всю стоимость услуги по присмотру и уходу за ребенком, это приводит к высокой родительской плате.

Прочие услуги, не связанные с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования

К другим услугам, не связанные со стоимостью услуги по реализации обучающей программы, могут относиться, например, затраты на содержания коммунального оборудования, его техническое обслуживание и ремонт. Если же затраты проводятся на техобслуживание и ремонт учебного оборудования, например компьютерной техники, то эти расходы должны быть отнесены на учебные расходы.

- Увеличение стоимости материальных запасов , в том числе следующие виды расходов:

- расходы на приобретение продуктов питания;

Во всех регионах идут разными путями в организации питания. Есть много регионов, где дошкольное образовательное учреждение само не закупает продукты питания. Есть образовательные учреждения, которые на своих подсобных хозяйствах выращивают часть продуктов питания, которые идут на стол детям. В Москве, например, дошкольные учреждения уже, по крайней мере, два или три года не закупают продукты питания. В этом случае в штате дошкольного образовательного учреждения нет работников столовой, кухни, и образовательное учреждение не несет ответственности за работников кухни, за предоставление им условий работы, техники безопасности. Однако необходимо отметить, что контроль за качеством питания детей в дошкольных учреждениях лежит в любом случае на руководителе образовательного учреждения и управляющем совете или общественном совете образовательного учреждения.

- прочие расходы

Здесь надо учитывать расходы на хозяйственно-бытовое обслуживание детей - затраты на товары хозяйственно-бытового назначения: мыло, туалетная бумага, стиральный порошок, сода кальцинированная, хлорамин и т.д.

- Увеличение стоимости основных средств , за исключением расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения.

В данном случае имеются в виду те основные средства, которые предназначены для создания комфортных условий пребывания детей в детском саду: кроватки, диваны, и пр. Это не учебные игрушки, не учебная мебель, не оборудование игровой, и прочие технические средства обучения.

Открыть детский сад для получения постоянной прибыли желает практически каждый 10 бизнесмен, который ранее уже успел удачно вести другие виды деятельности и теперь решил испытать свои силы в новой для него сфере. Конечно, везде хочется получать прибыль, при этом используя на расходы минимум средств. С открытием детского сада сэкономить можно, если применить для отражения деятельности 88.91 ОКВЭД, расшифровка так и гласит, что деятельность имеет отношение к предоставлению услуг в виде ухода за детьми в дневное время.

Конечно, открытие детского центра требует много сил и внимания. Ведь для того, чтоб можно было заниматься деятельностью, отражаемой ОКВЭД 88.91, следует собрать множество документов. Любое детское учреждение, требует наличия ряда разрешительных документов.

Как избежать лицензирования?

Конечно, с лицензией редко кто по собственному желанию хочет связываться. Это относится и к ситуации с открытием детского центра. Да, без опытных педагогов деятельность вести такого плана не получится, но это не значит, что избежать получения лицензии нельзя. На самом деле получение лицензии не требуется, если предприниматель будет вести деятельность, исключительно относящуюся к ОКВЭД 88.91. То есть если он имеет педагогическое образование и планирует ведение деятельности самостоятельно, то лицензию получать не обязательно.

В ситуации, если предприниматель желает, чтобы в открывающемся им детском центре работали педагоги с лицензией, то осуществить это можно только при получении лицензии и заключении с педагогами трудового договора. Следует заметить, что если ведение деятельности, отражаемой кодом 88.91, планируется осуществлять на постоянной основе, то между предпринимателем и педагогами должен быть оформлен договор на оказание услуг.

Сам или вместе с коллективом

Как бы ни хотелось, но самостоятельно заниматься развитием детского центра невозможно. Поэтому чаще всего еще до регистрирования такого вида деятельности предприниматель начинает активный поиск лицензированных педагогов. При регистрации и указании деятельности следует быть готовым и к оплате налогов. В большинстве случаев многие предприниматели отдают предпочтение ЕНВД. В числе достоинств налогового режима присутствует и фиксированная величина налога.

Но даже в случае с открытием детского центра, где будут предоставляться услуги в виде дневного ухода за детьми, высчитанная величина налога налоговым органом будет весьма привлекательной в сравнении с другими видами налогообложения. Конечно, не стоит забывать и о присутствующих критериях, применяемых в получении ЕНВД.

Поэтому при решении открыть детский центр следует, в первую очередь, решить, выгоден ли в этом случае ЕНВД, и если да, то следует однозначно выбирать ОКВЭД 88.91. На данный момент он является одним из немногих кодов, позволяющих пользоваться этим режимом и при непосредственной деятельности самого предпринимателя педагога избежать лицензирования.



Просмотров