Дом самоуправления деловая игра. Учительские университеты

МОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»

Автор: Комарова Галина Михайловна
– педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория.
2015
Игра «Строим Дом самоуправления»
Цель: поддержка и развитие самостоятельности старшеклассников в школьных объединениях.Задачи: -формирование навыков коллективной деятельности;-формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;-обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;-создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.Участники: коллектив старшеклассников в количестве 10 человек.Для игры необходимо:" пять одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);" пять листов ватмана;" клей, скотч, ножницы;" маркеры, фломастеры; клей маркерыПодготовка к игре.
Написать на 6 листах каждого комплекта белой бумаги напечатаны слова: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело"; два листа остаются недописанными;10 листов цветной бумаги для кирпичей строительство дома
на листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).
Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.
Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Описание игры.1этап (5-7 минут). ПрелюдияВедущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление
Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.
Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Что это? Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.
Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.
Сейчас всей группой вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Один из членов группы будет защищать вашу работу. На подготовку вам дается 10 минут.

2 этап (10 минут). Основная частьВедущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.Затем ведущий предлагает разделиться
Ребятам выдается маркер, «кирпичики», на стенде прикреплен плакат с контурами дома. На который наклеиваются кирпичики, и «строится» Дом самоуправления.
Самое главное условие: Вы должны делать все это коллективно, то есть вместе, каждый должен внести свою лепту в строительство.
Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:"Архитектор,
" конструктор", споэктирует ватмана наш проект;" Журналист", который будет вести обсуждение;" референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича.
" Прораб" который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе
Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики – слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие
3 этап Кульминация. "Защита проекта "Дом самоуправления".
Группа защищает свой проект, и объяснят, почему они расположили так, а не иначе кирпичики.Итак, Дом самоуправления построен! А вот какую мы выберем модель самоуправления, давайте посмотрим!
Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м – «самокритичность», а мешают дому счастливо жить – «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу и окна доброжелательность и взаимопонимание

4этап Итог игрыДетское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.Когда сами дети:- определяют проблему;- ищут пути ее решения;- принимают решения;- организуются для ее реализации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Конспект

проведения творческой мастерской

по теме: «Строим Дом самоуправления»

по программе «Ступени»

в объединении «Непоседы»

2 группа, 2-го года обучения, 11-17 лет

Педагог дополнительного образования

Буханцова Татьяна Валерьевна

ст. Кавказская

Лидерская площадка №1

Сбор школьного Актива

«Строим Дом Самоуправления»

(для председателей школьного ученического самоуправления)

Цель: способствовать развитию лидерских качеств старшеклассников ШУС, повышать уровень самоорганизации подростков.

Задачи:

Повышение роли лидера в воспитательном процессе;

Выявление и поддержка молодых людей с активной жизненной позицией;

Организация общения детей и подростков в процессе совместной деятельности.

Место проведения: зал детской библиотеки ДК ст. Кавказской.

Участники: председателей школьного ученического самоуправления

Необходимый материал: кирпичики (прямоугольники из цветной бумаги), карточки с принципами самоуправления, солнышко «наш актив» + лучик для каждого участника слёта, цветы из бумаги (по количеству участников) и полянка.

Ход занятия

  1. Приветствие.

Ведущая: Здравствуйте дорогие друзья! Самые активные, самые лучшие представители школьных ученических самоуправлений (ШУС), те, кто не равнодушен к происходящему в наших школах. Сегодня мы проводим сбор школьного Актива и перед нами стоит очень серьёзная задача – решить как мы будем жить в наших школах, быть ли самоуправлению в школе и каким оно будем!

  1. Игры на знакомство.

Ведущая: Для начала предлагаю всем нам немного познакомиться друг с другом.

(игры: «Театр», «Сосиска, кетчуп, кока-кола», «Молекулы – атомы»). После игры «Молекулы – атомы» участники слёта оказываются разбитыми на 2 команды (или 3, 4).

Ведущая : Мы с вами познакомились и даже немного подружились. У нас образовались 2 (3,4) команды, которые будут работать в течение всего времени.

  1. Показ презентации.

Ведущая: Представляем вам наших лидеров-помощников: ___________________________________________ из школы №14 ст.Кавказская.

Лидеры-помощницы показывают видео о себе и комментирует его.

  1. Деловая игра «Строим Дом Самоуправления»

Ведущая: Мы ещё только учимся быть лидерами. Мы мечтаем о том, когда в нашей школе будет настоящее самоуправление.

Самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ведущая: Давайте и мы научимся организовывать деятельность в нашей школе так, чтобы всем было интересно, чтобы мы сами могли думать, решать и знать, что только от нас зависит, какой будет жизнь в школе. Вот и давайте построим с вами «Дом самоуправления», а каким он у нас будет – решать вам, ребята.

Ведущая: Представим, что самоуправление – это Дом. А кирпичи, из которых построен наш дом – это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Самые важные, основные кирпичи – это фундамент. Затем – те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и тоже очень важными, и так далее. Все оставшиеся кирпичи – в свалку. Но чего-то вам может не хватить в строительстве дома, для этого у вас есть 3 кирпича, на которых вы можете написать те качества, которые необходимы в нашем Доме самоуправления.

Ведущая: А ещё у дома должна быть крыша, где вы можете написать, или даже нарисовать, всё, что сделает ваш дом лучше, добрее, веселее. Например, на крыше может поселиться кошка Хорошего настроения.

Ведущая: И, конечно, у дома должна быть труба. В эту трубу вылетает всё, что мешает дому, всё лишнее и ненужное.

Ребятам выдаётся маркер, «кирпичики». На столах команды выкладывают свой домик.

Ведущая: Самое главное условие: вы должны делать всё это коллективно, то есть вместе. Каждый должен внести свою лепту в строительство. Затем группа защищает свой проект и объясняет, почему они расположили кирпичики так, а не иначе.

  1. Практическая работа.

Строим Дом Самоуправления

Звучит музыка, работают малые группы, затем защищают свои проекты.

Ведущая: Итак, дом самоуправления построен! Мы выбрали с вами самые важные принципы, которыми будем руководствоваться, работая в школьном Парламенте.

Ведущая: Думаю, что теперь нам есть над чем поработать в новом учебном году. А вот кто будет работать в школьном активе, в школьном Парламенте, и помогать воплощать все наши идеи и мечты в жизнь – мы сейчас посмотрим.

Ведущая: Я предлагаю всем, желающим прожить следующий год интересно, записаться в Школьный Актив. Для этого вам необходимо вписать свои имена и класс на лучики солнышка и прикрепить их нашему солнышку.

Солнышко «Наш актив»

(в конце получается солнышко «Наш актив», с написанными именами актива нового учебного года).

Ведущая: Актив готов! А вот какие мероприятия в этом году будут проводиться в школе, мы сейчас посмотрим. Каждая команда сейчас придумает по три идеи или предложения в план работы школы, озвучит их и положит в «копилку».

«Копилка школьных дел»

(Каждая команда предлагает свои дела, представляет их, складывает листочек с написанным мероприятием в «копилку» (специальный яркий конверт).

Ведущая: Впереди у нас много интересного! Надеемся, что все наши планы осуществятся. Самое главное – помнить, что всё зависит от нас!

Притча для размышления

Ведущая: Я хочу прочесть вам маленькую историю, которая, надеюсь, подтолкнёт вас на размышления.

Жили-были четыре человека, которых звали КАЖДЫЙ, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ и НИКТО. Нужно было выполнить важную работу и КАЖДЫЙ был уверен, что КТО-ТО её сделает. КТО-НИБУДЬ мог бы её сделать, а НИКТО не стал её делать. КТО-ТО очень рассердился, потому что это была работа КАЖДОГО. КАЖДЫЙ думал, что её мог бы сделать КТО-НИБУДЬ. А НИКТО не понял, что КАЖДЫЙ решил, что виноват КТО-ТО. И НИКТО не сделал того, что мог бы сделать КТО-НИБУДЬ.

Наш сбор подходит к концу. Надеюсь, вы сегодня много узнали и многому научились и дальнейшая наша с вами работа будет продуктивной. И вам ещё одно последнее задание. Изобразить скульптуру «Хорошее настроение» по группам.

«Стоп-кадр» хорошего настроения

Ведущая: На счёт три каждая группа замирает, изображая хорошее настроение. Раз! Два! Три!

Ведущая: Спасибо всем за работу. Я желаю вам удачи во всех делах, быть активными и целеустремлёнными.

До следующей встречи!!!


Цель:

  • Становление и развитие самоуправления в классном коллективе на основе детской инициативы и творчества.
  • Воспитание трудолюбия, желания приносить своим трудом радость и создавать хорошее настроение себе и окружающим.

Ход деловой игры

I. Организация учащихся к деятельности.

1. Приветствие.

Все первоклассники стоят полукругом.

Поприветствуйте друг друга. (Приветствие наклоном головы ).

2. Группировка с помощью “фигурных” билетиков.

Выбирайте входные билеты той формы, которая вам нравится. Присаживайтесь за стол, где стоит такая же сигнальная фишка.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня каждый из вас попробует найти свое дело. Поэтому наша деловая игра так и называется: “Всегда найдется дело для ребят умелых”.

III. Вступительная беседа.

В нашем классе распространен опыт коллективных поручений: ЧТД – чередование творческих дел. Но, поскольку вы только учитесь выполнять поручения, то, зачастую, забываете о своих обязанностях. Попробуем решить эту проблему через командное сотрудничество.

Если вы заметили, то сегодня, в соответствии со своим выбором, вы уже распределились на группы, команды. Таким образом, вы сами определили для себя обязанности, которые вам необходимо будет выполнять в течение этой недели. А на каждой последующей неделе ваша команда попробует себя в другой роли.

Ребята, выполняя свое поручение, вы уже делаете маленькое, но очень важное дело. Попробуйте в своих командах заполнить первый маршрутный лист “Дело”, определите, каких качеств характера требует любое дело? (Ответственность, трудолюбие, интерес, творчество и др. )

А если у кого-то не получается выполнять свою работу, что делать тогда? (Ответы детей ).

Правильно, нужно помогать друг другу, ведь вы – команда! А еще, если делать все дружно, то и работа спорится, и результат хороший получается, и веселее, и радостнее.

Ребята, давайте попробуем раскрыть секреты радостного труда, такого, который и вам, и всем окружающим подарит хорошее настроение. Для этого я предлагаю вам объяснить смысл пословиц:

  • Люби дело – мастером будешь.
  • Научился сам – научи другого.

(Ответы детей ).

Безусловно, ребята, нужно всегда помнить, что труд принесет радость тогда, когда вы будете добрыми и отзывчивыми людьми, а всем окружающим будете дарить счастье.

IV. Ход деловой игры.

1. Определение названия команд, выбор капитанов.

А теперь переверните сигнальную карту и узнайте название своего сектора, прочитав его на обратной стороне фишки.

(Дети читают в группах).

Для начала выберите себе капитана команды. И запомните: слово капитана – закон для всех участников группы.

Капитаны, огласите названия своих команд!

(Капитаны по очереди произносят названия команд).

2. Повторение правил работы в группах.

Вспомним правила работы в группах:

1. Выслушивайте предложения всех, но выбирайте самое интересное.

2. Выбор и принятие окончательного решения остается за капитаном. Слово капитана – закон.

3. Учитесь у других тому, чего не умеете сами.

4. Не ставьте свои желания выше общего дела.

5. Помните: вы – команда. Ваш девиз: “Один за всех, и все за одного”.

А сейчас, капитаны, подойдите и возьмите “Памятки”. Раздайте их каждому участнику вашей команды для ознакомления.

Ребята, познакомьтесь, какое поручение вы будете выполнять на этой неделе. Я даю вам пять минут, чтобы вы подготовили рекламу и представили свою группу. Это представление должно быть интересным, творческим, ярким.

4. Презентация групп.

V. Рефлексия.

Понравилась ли вам деловая игра?

Свое настроение покажите так:

  • если оно было хорошим, то макните руку в мелок зеленого цвета и оставьте свой оттиск на листе “Рефлексия”;
  • если вас сопровождало плохое настроение, то макните руку в мелок красного цвета и оставьте на листе оттиск своей ладошки.

(Выслушиваются детские размышления).

VI. Итог занятия.

Комфортно ли вам было работать в своих группах?

Что заставило вас задуматься и, возможно, изменить свое отношение к окружающим?

Что захотелось изменить в своей жизни?

Деловая игра «Школьное самоуправление»
Цель:
разработка плана работы подростковой организации школьного самоуправления
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся лидерских качеств и умения строить отно-шения в коллективе.
Развивать навыки самостоятельного и ответственного поведения.
Формировать навыки и умения работать в команде.
Обогатить опыт подростков в общественно- и личностнозначимых видах деятельности.
Оборудование:
ватман, фломастеры, маркеры, бумага формата А4, ручки, бейджи
Модераторы:
лидерская группа учеников и педагогов школы (4 человека)
Участники игры:
ученики 6-8 классов - члены парламента школы (по 2 представителя от класса, итого 12 человек)

Ход игры
А. ОРГМОМЕНТ.
Сообщение цели занятия и регламента работы на день.

Б. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ АТМОСФЕРУ
I. Знакомство
1. Упражнение «Имена». Каждому участнику занятия по очереди (по кругу, по часовой стрелке) предлагается представиться по имени, назвав имя и качество, начинающееся на первую букву имени. Это качество должно отражать суть характера человека.
2. Игра «Найди себе пару». Всем участникам группы предлагается объединиться в пары по именам (пара образуется, если имена одинаковые или они начинают-ся на одну и ту же букву).
II. Разогрев
1. Игра «Кулаки». Подростки должны по команде ведущего выбросить руки определенным способом- кулаки, ладони или скрещенные руки. (Комментарий ведущего: спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу: кулаки – агрессия, скрещенные руки – нежелание работать, открытые ладони – готовность к работе).
2. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Детям предлагается сказать комплимент соседу слева, соседу справа и самому себе. (Комментарий ведущего: Один их французских писателей сказал «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, то какой же скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать!»).
III. Формирование команд
1. Игра «Броуновское движение». Детям предлагается объединиться в группы по 4, по 3, по 2, вновь по 4. Образовавшиеся четверки и есть команды для работы на основном этапе (получилось 4 команды).
2. Игра 10 хлопков. Детям предлагается всем вместе про себя досчитать до 10, а затем хлопнуть в ладоши. Побеждает та команда, чьи члены действовали более согласованно. Победитель награждается аплодисментами
3. Выработка правил работы в команде. Правила вырабатывает каждая группа отдельно, затем ведущий организует их обсуждение и выработку общих правил для всей группы.

В. КОФЕ-БРЕЙК

Г. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАБОТЫ ПОДРОСТКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Определение целей деятельности. Каждая группа получает одно из направлений работы подростковой организации школьного самоуправления (оздоровительное, туристические, интеллектуальное, творческое). Задача группы – определить и записать на листах А4 цели деятельности подростковой организации по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
2. Корректировка целей, определение задач. Получив цели, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет задачи, решаемые при работе по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
3. Корректировка задач, определение мероприятий. Получив задачи, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет мероприятия, которые будут проводиться при работе по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
4. Корректировка мероприятий, определение ресурсов. Получив мероприятия, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет ресурсы (средства), необходимые для реализации мероприятий этого направления. Лист с готовой работой передается соседней команде (то есть той, которая изначально начинала разрабатывать данное направление)
5. Окончательное определение целей, задач, мероприятий и ресурсов по каждому направлению. Команда обсуждает варианты деятельности, предложенные в ходе групповой работы. Оценивает их и корректирует в соответствии с реальными возможностями реализации в условиях школы. Уточняет формулировки.

Е. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ НАД ПЛАНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКО-ВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Оформление результатов работы команды. Участники группы еще раз оценивают разработанный ими план деятельности; распределив роли, оформляют свою работу на листах ватмана, готовят ее к защите
2. Защита проектов. Каждая группа представляет свое направление работы подростковой организации школьного самоуправления (оздоровительное, туристическое, интеллектуальное, творческое). Остальные группы оценивают полноту и реалистичность разработки проекта. При необходимости возможна корректировка проекта

Ж. ПОЗИТИВНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ.
1. Вручение сертификатов. Участникам игры вручаются сертификаты, подтвер-ждающие их членство в подростковом школьном самоуправлении,
2. Игра «Покажи пальцем». Подростки садятся в кружок. Ведущий просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает по¬казывать пальцем на того, кто с точки зрения каждого обладает определенным, названным ранее, свойством. Вот что обычно говорит ведущий: «Покажите самого лохматого из нас. Самого веселого. Самого худого. Самого сонного. Самого активного сегодня. Самого одетого. Самого раздетого. Того, кто сегодня вас на каком-то из этапов игры удивил. Того, кто сегодня, с вашей точки зрения, работал меньше всего. Того, кто сегодня однажды помог вам. Того, кто сегодня особенно много шу¬тил и веселил публику. А кто сегодня был звездой группы, кто осо¬бенно ярко высветился сам и помог другим?».

Андронова Ольга Ефимовна, педагог-психолог ГУ СОШ №29 «Пальмира», г. Семей

МОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»

Игра

педагог дополнительного образования,

2015

Игра «Строим Дом самоуправления»

Цель : поддержка и развитие самостоятельности старшеклассников в школьных объединениях.

Задачи : -формирование навыков коллективной деятельности;
-формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
-обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;
-создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.

Участники : коллектив старшеклассников в количестве 10 человек.
Для игры необходимо:
" пять одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);
" пять листов ватмана;
" клей, скотч, ножницы;
" маркеры, фломастеры; клей маркеры

Подготовка к игре.


Написать на 6 листах каждого комплекта белой бумаги напечатаны слова: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело"; два листа остаются недописанными;
10 листов цветной бумаги для кирпичей строительство дома

на листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).

Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.

Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

Описание игры. 1этап (5-7 минут). Прелюдия
Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".
Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление

Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Что это? Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.

Сейчас всей группой вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Один из членов группы будет защищать вашу работу. На подготовку вам дается 10 минут.

2 этап (10 минут). Основная часть
Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.
Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.
А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
Затем ведущий предлагает разделиться

Ребятам выдается маркер, «кирпичики», на стенде прикреплен плакат с контурами дома. На который наклеиваются кирпичики, и «строится» Дом самоуправления.

Самое главное условие: Вы должны делать все это коллективно, то есть вместе, каждый должен внести свою лепту в строительство.

Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:
"Архитектор,

" конструктор", споэктирует ватмана наш проект;
" Журналист", который будет вести обсуждение;
" референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича.

" Прораб" который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе

Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.
В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики – слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие

3 этап Кульминация. "Защита проекта "Дом самоуправления".

Группа защищает свой проект, и объяснят, почему они расположили так, а не иначе кирпичики.Итак, Дом самоуправления построен! А вот какую мы выберем модель самоуправления, давайте посмотрим!

Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м – «самокритичность», а мешают дому счастливо жить – «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу и окна доброжелательность и взаимопонимание

4этап Итог игры
Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Когда сами дети:
- определяют проблему;
- ищут пути ее решения;
- принимают решения;
- организуются для ее реализации.



Просмотров