Доходы приватизации государственного муниципального имущества. Какие имеет сроки

В советские времена граждане получали квартиры от государства на правах нанимателя. Но теперь можно приобрести недвижимость за счет приватизации данной жилплощади.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура сопровождается не малым количеством нюансов и документации, что дополнительно затрачивает временные ресурсы.

Что это такое?

Называется процесс, который начался после распада Советского союза. Встретить его можно и сейчас. И если в девяностые года было увеличение спроса, то сейчас можно заметить спад.

Понятие о приватизации вошло давно. Постановление о введении такого процесса в жизнь каждого россиянина было выдвинуто в 1990 году.

Полноценно процесс приватизации влился в жизнь простого гражданина уже в 1992 году.

Это было связано с переходным временем, когда российская экономика еще была на низком уровне. Постоянные кризисы не давали времени гражданам заниматься приватизацией жилья.

Но само понятие приватизации уже тогда рассматривалось с двух сторон. Узкий смысл здесь передача недвижимости на бесплатной основе в собственность гражданина.

Но широкое понятие приватизации говорит о том, что передавать бесплатно государство может и предприятия, нежилые помещения и иное имущество.

Иными словами, приватизация это отчуждение недвижимости из государственной или муниципальной собственности в частную в установленном законодательством порядке.

Аналогичная ситуация происходит и с акциями простых граждан. Стоит понимать, что все сделки, заключаемые частным лицом по приобретении недвижимости в собственность, сопровождаются гражданско–правовыми договорами.

Чаще всего таким документом становится договор купли–продажи. Именно этот документ попадает под общие нормы гражданского права и позволяет всем гражданам приватизировать недвижимость должным образом.

В качестве продавца здесь выступает публичный собственник. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 функцией продажи здесь выступает уполномоченный местный или федеральный орган исполнительной власти.

В том числе осуществлять такую деятельность вправе все специализированные государственные организации в соответствии с пунктом 1 статьей 6 аналогичного правового акта.

В роле приобретателей здесь выступают физические или юридические лица в соответствии с пунктом 1 статьей 5 аналогичного правового акта.

Исключением является юридическое лицо, уставной капитал которого превышает четверть доли публичной собственности.

Правовое регулирование

Регулируется вопрос несколькими правовыми актами:

  • Федеральный закон 21.12.01 года № 178 – оговариваются все понятия и алгоритм действий;
  • Указ Президента от 24.12.93 года №2284 – оговаривает все действующие программы по приватизации предприятий;
  • Постановление России от 12.08.02 № 585 – оговаривает реализацию недвижимости, находящейся в собственности государства;
  • Постановление России от 12.08.02 года № 584 – оговаривает порядок проведения конкурса по продаже недвижимости.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Понятие приватизации имеет немало особенностей, с которыми необходимо ознакомиться каждому человеку перед оформлением сделки.

В частности, нужно знать кто является субъектами данного вопроса и какие способы позволяют приобрести недвижимость в собственность.

Субъекты

ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества говорит о том, что субъектами в 2019 году могут быть:

  • Каждое физическое и юридическое лицо. Исключением здесь становится гражданин, работающий на гос. и муниципальных унитарных организациях. А также гос. и муниципальных учреждениях. Дополнительно стоит отметить, что исключением здесь являются юр. лица, уставной капитал которых свыше 25% уставного капитала.
  • Все собственники гос. и муниципального имущества. От имени собственника функции выполняет правительство или Федеральное агентство по управлению. Существует также возможность привлечения для выполнения функций фонда федеральной собственности, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Способы

Приватизация государственного и муниципального имущества – сложный процесс.

Действующими правовыми актами предусмотрено несколько способов для приватизации имущества (для передачи недвижимости в собственность частному лицу).

К таковым стоит отнести:

  • Акционирование. Процесс подразумевает преобразование государственного производства в акционерное общество, что позволяет передать гос.собственость другому лицу.
  • Преобразование в общество с ограниченной ответственностью без процедуры акционирования.
  • Дополнительная реализация имущества, в том числе и акций, принадлежащих государству. Реализация производится только на аукционе.
  • Конкурсная реализация ценных бумаг.
  • Реализация акций после управления доверенным лицом.
  • Реализация через биржевые торги.
  • Продажа без начальной стоимости.
  • Имущественный депозит, создаваемый в качестве страховки.

Все вышеперечисленные виды приватизации активно реализуются с 2001 года.

Ранее можно было увидеть еще несколько видов приватизации недвижимости, например, ваучеры или ЧИФы. Но такие способы прекратили свое действие в 1998 году.

Порядок оформления

Порядок оформления включает в себя несколько этапов. В частности это:

  • корректное планирование алгоритма действия;
  • подготовка документации – акта для принятия и утверждения требований;
  • оформление процесса.

Самым сложным этапом в этом процессе становится планирование. На том этапе оценивается какое именно имущество может быть передано в частную собственность.

Существует определенная особенность, что если один вид приватизации не подходит, то нужно переходить к следующему. Но это только при условии невозможности выполнения предыдущего. Исполнительный орган вправе выбирать любой вид изначально.

После того, как человек подает заявление установленного образца в муниципальный орган, определяется субъект, которому на данный момент принадлежит собственность и на каких условиях.

Окончательное решение по приватизации всегда принадлежит правительству России. А муниципалитет обязан согласовать свое действие с данным органом.

Стоит понимать, что приватизации подвергается, как правило, имущество со сниженной стоимостью. Поэтому часто практикуется здесь реализация с аукциона. Приватизация квартир осуществляется на уровне муниципалитета и такого имущества не так много на торгах.

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Способы приватизации публичного имущества.

3. Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий.

4. Приватизация земельных участков.

5. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Правовое регулирование приватизации осуществляется, прежде всего, Федеральным законом от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с послед. изм. и доп.). Приватизация отдельных видов имущества осуществляется на основании специальных законов (Федеральный закон от 27 февраля 2003г. №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральный закон от 22 августа 1996г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Федеральный закон от 5 февраля 2007г. №13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Приватизация жилищного фонда урегулирована Законом РФ от 4 июля 1991г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В некоторых субъектах РФ в соответствии с Закономо приватизации приняты свои законодательные акты в этой сфере. Так, в Оренбургской области действует Закон Оренбургской области от 28.06.2004г. №1278/197-III-ОЗ «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области».

Объектом приватизации является избыточная публичная (как государственная, так и муниципальная) собственность. Понятие избыточной публичной собственности имеет относительное содержание: 1) оно определяет не свойства имущества, его полезность или бесполезность, а общественные отношения, отношения собственности; 2) часть публичной собственности становится избыточной, во-первых, по отношению к объему выполняемых государством функций и, во-вторых, по отношению к возможностям рационального использования этого имущества.

В составе публичного имущества выделяют два вида:

1) имущество, связанное с производством общественных товаров и услуг, которые удовлетворяют коллективные потребности и потребляются совместно;

2) имущество, связанное с производством частных товаров и услуг, которые удовлетворяют индивидуальные потребности и потребляются индивидуально на основе принципа отстранения иных лиц от пользования благом.

Объектом приватизации может становиться только имущество второго вида.

В настоящее время в качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1) имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. ст. 11, 27 и 28 Закона о приватизации);

2) отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

3) акции открытых акционерных обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации);

4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

5) земельные участки (ст. ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса);

6) жилые помещения (ст. ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Приватизация преследует несколько основных целей. Основной целью политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики. К числу подцелей приватизации относятся: а) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; б) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные; в) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

Приватизация как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач: 1) усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной; 2) расширить доступ предприятия к капиталам; 3) обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта; 4) увеличить поступления средств в казну за счет более эффективной работы предприятий; 5) обеспечить более справедливое распределение прибылей; 6) деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

В каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова, различается и отношение к темпам приватизации.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества могут быть сформулированы следующим образом:

а) решение о целесообразности приватизации публичного имущества разрабатывают соответствующие органы по управлению государственным и муниципальным имуществом с позиций повышения эффективности его использования;

б) способ приватизации каждого объекта государственной и муниципальной собственности определяется органом по управлению государственным и муниципальным имуществом на основании анализа предложений управляющих компаний, оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов;

в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть едины на всей территории Российской Федерации.

В странах с устойчивой развитой экономикой приватизация может проходить медленно и быть выборочной и строго индивидуальной для каждого предприятия. В странах с переходной экономикой приватизация может проходить быстро и принимать массовый характер.

..

БИЛЕТ № 47

Вопрос 1.

Понятие и условия приватизации государственного (муниципального) имущества. Возникновение прав на приватизируемое недвижимое имущество.

ГК РФ. Статья 217. Приватизация государственного и муниципальногоимущества.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальнойсобственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами оприватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имуществапредусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

178-фз от 21.12.2001г.

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имуществапонимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральнымизаконами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только вгосударственной или муниципальной собственности.

Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25настоящего Федерального закона.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципальногоимущества.

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.

Статья 11. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия

1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия. Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, исчисленной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В случае создания акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью - размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Используются следующие способы приватизациигосударственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленномузаконодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

1. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

2. Аукцион является открытым по составу участников.

3. Предложения о цене государственного или муниципальногоимущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условияхприватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.

5. При проведении аукциона, если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены ("шаг аукциона").

6. Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

7. При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.

8. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

9. До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.

11. Уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов аукциона.

12. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

14. В течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

..

Приватизация жилого имущества является бесплатной передачей в собственность граждан России на добровольной основе занимаемой ими недвижимости, которая .

Приобретение прав на владение квартирой, позволяет по личному усмотрению пользоваться и распоряжаться имуществом. дома и их части, квартиры, определенные , . Важно, чтобы недвижимость относилась к собственности государственных или местных органов власти.

Данная правовая процедура является сложной, требует соблюдения определенного порядка и сбора большого количества документов. Заключительным этапом приватизации является обязательная государственная регистрация перехода права собственности.

Для чего нужна приватизация квартиры?

Приватизация представляет собой процесс по переходу жилья из собственности государственных и муниципальных органов во владение граждан. Данная процедура не является обязательной , ее проведение добровольно.

Цели программы приватизации заключаются в создании необходимых условий для свободного выбора гражданами жилья, а также надлежащее использование и сохранение жилищного фонда России (Федеральный закон № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ).

Можно выделить основные плюсы приватизационного процесса :

  • Лицо получает право полного распоряжения имуществом: сдача в аренду, продажа, обмен.
  • Из приватизированного жилья практически невозможно выселить за неоплату коммунальных услуг.
  • Собственник имеет право завещать в качестве наследства приватизированную квартиру.
  • Приватизированное жилье может быть по кредитному обязательству.
  • Появляется возможность по осуществлению законных .

Стоит перечислить некоторые недостатки приватизации:

  • Уплата налога на собственность.
  • Увеличение размера оплаты за коммунальные услуги, в частности за ремонт и содержание общих жилых помещений, капитальный ремонт.
  • Усложненный процесс наследования. При отсутствии завещания, на жилье вправе претендовать все наследники.

Не подлежит приватизации жилье в общежитиях, аварийных домах, а также помещения служебного типа, в домах закрытых военных городков.

Что такое муниципальное жилье?

Муниципальное жилое имущество представляет собой недвижимость, которая передается гражданам по договору социального найма. Данная передача безвозмездна, но жильцы обязуются возмещать в полном объеме затраты за коммунальные услуги.

К жилым помещениям муниципального типа относятся:

  • Квартира, часть квартиры.
  • Комната.
  • Жилой дом или его часть.

К видам жилых помещений муниципального предназначения не относятся :

  • Неизолированная недвижимость.
  • Комнаты общего пользования.

После смерти нанимателя муниципальной квартиры, имущество автоматически переходит обратно государству или местным органам власти. При этом гражданин имеет возможность написать завещание с распоряжением о последующей приватизации. Претендовать на такое наследование могут те лица, которые прописаны в данном жилом помещении.

Гражданин С составил завещание с распоряжением о приватизации муниципальной квартиры после своей смерти его женой и двумя детьми. Родственники подали иск в суд о переоформлении жилья в порядке наследования, с дальнейшей возможностью приватизации. Суд определил, что квартира может быть передана только детям гражданина С, так как они зарегистрированы по адресу нахождения объекта недвижимости. Супруга наследодателя прописана в другом месте, поэтому законных прав на получение имущества в собственность не имеет, несмотря на то, что более 10 лет проживает в квартире.

Муниципальное жилье - это собственность органов власти, его нельзя продать, обменять, сдать в аренду, запрещено осуществлять перепланировки.

Предоставление жилья по договору социального найма

Можно определить порядок предоставления жилья по договору социального найма:

  1. Гражданину необходимо оформить справку о подтверждении его статуса, как нуждающегося в получении имущества. Данный документ обычно выдается местным органом власти (администрация муниципального образования) в течение 30 дней.
  2. В дальнейшем необходима подача заявления с перечнем документов: справка о составе семьи, паспортные данные, свидетельство о рождении несовершеннолетнего, выписки из домовой книги и о состоянии лицевого счета, справка об отсутствии собственной недвижимости.
  3. Собранная документация направляется в жилищный отдел местной администрации, лицу выдается расписка о получении.
  4. После проверки поданных сведений назначается дата заключения договора.

Важно то, что после получения жилья по договору найма у пользователя возникает возможность по приватизации имущества на общих правовых основаниях.

Когда можно приватизировать муниципальную квартиру

В законе отсутствуют ограничения , связанные со сроком приватизации муниципального жилья. Квартиру данного типа можно оформить в собственность сразу после заключения договора социального найма и сбора необходимой документации.

Выделяют определенный порядок приватизационного процесса и перечень требуемых для предоставления сведений:

  • Обращение в Бюро технической инвентаризации (БТИ) для заказа обследования имущества по наличию незаконных перепланировок.
  • Запрос в банковскую организацию для выдачи копии финансового лицевого счета.
  • Выписка из домовой книги, получаемая в органах жилищно-коммунального хозяйства.
  • Нужна справка, подтверждающая отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг.
  • Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние лица, необходимо разрешение от органов опеки и попечительства.
  • Дополнительно понадобятся : договор социального найма, паспортные данные жильцов, свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан.
  • После сбора всех сведений, лицо обращается в жилищный отдел местной администрации для оформления договора приватизации . Подается заявление и необходима явка всех прописанных в квартире лиц.

Срок рассмотрения заявления о приватизации администрацией составляет около 60 дней .

При получении одобрения и оформления договора о передаче квартиры в собственность, потребуется дальнейшая регистрация перехода права собственности на приватизированное имущество.

Можно ли приватизировать часть муниципальной квартиры

Граждане, которые проживают в муниципальной квартире, имеют право приобрести жилье в собственность одного лица или в общее владение . Приватизировать долю в общей площади муниципального объекта недвижимости (часть квартиры) невозможно.

Для приватизации потребуется обоюдное желание всех жильцов, важно учитывать то, что:

  • Решение о приватизации принимается единогласно.
  • Один или несколько собственников вправе отказаться от участия в сделке, но в пользу будущего владельца.
  • Получение принудительного согласия (через суд) недопустимо.

Когда все лица, проживающее в квартире, согласны на приватизацию, кроме одного человека, то желающие получить недвижимость в собственность, могут потребовать в добровольном или судебном порядке , занимаемое таким гражданином.

Обмен заключается в смене нанимателем одного жилого помещения на другое жилье. При этом, обмен разрешен между объектами недвижимости, которые находятся в разных домах, квартирах или в разных населенных пунктах России (ст. 72 ЖК РФ).

Те жильцы, которые отказались от приватизации квартиры в пользу другого собственника, имеют право постоянного проживания в жилом помещении.

Как лучше приватизировать квартиру: в долях или на одного

Правом приватизации жилья лицо обладает единожды . Исключение - это те граждане, которые стали владельцами недвижимости в несовершеннолетнем возрасте, за ними сохраняется такая возможность. Оформить жилье в собственность можно на одного или нескольких человек.

При приватизации в долях

  • Затраты на оплату коммунальных услуг распределяются между всеми лицами.
  • Сумма налога на имущество разделяется в равных долях на каждого из правообладателей.
  • Каждый из собственников обладает полным объемом прав на имущество: продажа, аренда, обмен, наследование.

Минусы приватизации на несколько лиц заключаются в том, что:

  • При реализации своей доли собственник обязан в первую очередь предложить объект продажи владельцам остальных частей квартиры, и получить письменный отказ от каждого, при нежелании приобретения. Не соблюдение порядка преимущественного права покупки дает возможность другим участникам долевой собственности через суд добиться перевода на себя полномочий покупателя (ст. 250 ГК РФ).
  • Если один из сособственников - несовершеннолетние лицо, то для продажи своей доли, придется получить согласие от органов опеки и попечительства.

При единоличном владении положительными аспектами являются:

  • Для продажи жилья потребуется собрать меньший пакет документов от одного владельца-продавца.
  • Не потребуется соблюдать процедуру преимущественного права покупки.
  • Собственник сможет распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Можно выделить негативные аспекты приватизации на одного:

  • Если единственным собственником являлся несовершеннолетний, то будущая реализация объекта возможно только после получения разрешения от опеки и попечительства.
  • При продаже квартиры, право постоянного проживания в ней сохраняют все зарегистрированные в помещение лица. Возможна ситуация, при которой даже при смене владельца, лица, зарегистрированные в данном жилье, не захотят менять своего места жительства.
  • В процессе наследования имущества, лица, которые прописаны в квартире не теряют своих жилищных полномочий, у них остается право проживания в наследуемой недвижимости.

Приватизация на скольких людей будет лучше и наиболее выгодна, каждый из собственников может решить только индивидуально, в зависимости от личных желаний и предпочтений.

Как приватизировать комнату в муниципальной квартире

Для приватизации комнаты в квартире необходимо определить к какому жилищному фонду относится данное имущество. Комната подлежит передаче в собственность гражданам, если жилье относится к коммунальному типу , а также оно должно быть муниципальным.

Чтобы приватизировать комнату в муниципальной квартире потребуется следующий перечень документов:

  • Паспорта, свидетельства о рождении всех лиц, которые зарегистрированы в жилом помещении.
  • Техническая документация на комнату.
  • Сведения о том, что жильцы ранее не приватизировали имущество.
  • Договор социального найма.
  • Справка об отсутствии задолженностей по оплате коммунальных услуг.
  • Выписка из домой книги.
  • Заявление, форма которого устанавливается местным органом власти. Документ должны подписать все совершеннолетние жильцы.
  • Если кто-либо из проживающих не желает участвовать в приватизации, необходимо получение заверенного у нотариуса отказа, который могут дать только взрослые и дееспособные лица. Не допускается оформление отказа родителями от имени своих детей.

Собранный пакет сведений направляется в жилищный отдел органов муниципальной власти, который в срок не позднее 2 месяцев принимает решение о согласии или об отказе в приватизации.

Можно ли приватизировать служебную квартиру

Служебная квартира не относится к жилью муниципального фонда , поэтому правовые нормы о приватизации на недвижимость служебной категории не распространяются.

При этом имеется несколько способов :

  • Приватизация может быть произведена, когда на данную процедуру имеется согласие организации , в чьем владении находится жилое помещение.
  • Если служебная квартира ранее принадлежала государственному учреждению, после в добровольном порядке была передана в жилой фонд местных органов власти , а жильцы получили право эксплуатировать имущество на основании договора социального найма.
  • Когда квартира находится на балансе бывшей государственной организации, которая переорганизована в муниципальное или коммерческое предприятие, а муниципалитет не принимает такое имущество в свой жилищный фонд, у граждан появляется возможность получить право владения на такую жилую площадь.

Служебные квартиры могут быть предоставлены гражданам по договору социального найма с последующей приватизацией, если имущество будет передано в собственность муниципалитета.

Особенности приватизации муниципальной собственности

Существенные моменты процесса приватизации заключаются в следующем:

  • Безвозмездный характер.
  • Добровольность приватизационной процедуры.
  • Стандартная для всех регионов России форма договора.
  • Возможность приватизации жилья на одного человека или в долях на несколько лиц.
  • Вне зависимости от количества участников приватизации договор о подтверждении права владения выдается в единственном экземпляре. Каждый собственник может получить заверенную нотариусом копию документа.
  • Подлежит приватизации имущество публичных форм собственности (государственное и муниципальное).

Существуют некоторые особенности приватизации как государственной, так и муниципальной недвижимости:

  • Чаще всего приватизируется имущество муниципалитета, так как принадлежащей государственным организациям жилищный фонд крайне мал, и зачастую данные жилые объекты вообще не подлежат передаче в собственность гражданам, например, квартиры в военных городках.
  • Жилье государственного уровня вместо приватизации обычно продается по аукциону, так как оно более дорогостоящее, чем муниципальное.
  • Приватизация сельскохозяйственных земель, относящихся к муниципальному земельному фонду, происходит на основании актов, которые принимаются местной властью.

На всей территории Российской Федерации действуют единые требования и положения в области приватизации объектов недвижимости.

Заключение

Приватизацию жилья можно рассматривать как процесс бесплатной передачи имущества во владение граждан из муниципального и государственного фондов. В настоящий период времени данная правовая процедура является бесплатной для всех граждан. При этом не каждый имеет право на получение в собственное распоряжение объекта недвижимости, такой возможностью обладают лица, проживающие в квартире, доме или комнате на основании договора социального найма, и ранее не принимавшие участия в приватизации.

В нашей стране действует единая правовая база, которая регулирует вопрос предоставления публичного жилья во владение гражданам, некоторые аспекты могут быть изменены органами местной власти, но общие положения и требования являются едиными для всех.

Вопрос

Ремонт в жилье, предоставленном по договору социального найма

Мы с супругом проживаем в квартире, которая принадлежит нам на основании договора социального найма. Здание, в котором расположено жилое помещение, требует проведения ремонтных работ. Подскажите, должны ли мы самостоятельно оплачивать данные работы?

Ответ
В случае, когда недвижимость принадлежит жильцам на основании договора социального найма, ответственными за проведение ремонта являются органы государственной или муниципальной власти. Для починки крыши, замены коммуникативных сетей, утепления дома и др., необходима подача заявки в управляющую компанию, если не последует никаких действий, то возможно обращение в суд. При проведении ремонта самостоятельно, жильцы вправе требовать возмещения финансовых затрат.

Согласно Конституции, в России признается и охраняется несколько видов собственности. Однако так было далеко не всегда. До начала 90-х гг. прошлого века все недвижимое имущество и средства производства находились в собственности у единственного субъекта - государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С переходом к современной модели экономики были разработаны правовые механизмы передачи госсобственности в частное владение. Одним из них и выступает приватизация государственного и муниципального имущества.

Что это такое?

Большинство граждан, далеких от сферы государственного управления, хорошо знакомы только с одним аспектом приватизации: передачей квартир на безвозмездной основе.

Любой гражданин, зарегистрированный в , выделенном ему из государственного или муниципального фонда, вправе перевести его в частную собственность свою и своей семьи, прописанной там же.

Сделать это можно только один раз, а в дальнейшем использовать для улучшения условий возмездные сделки. Сроки бесплатной приватизации жилья несколько раз сдвигались, но с 2019 г. она объявлена бессрочной.

Однако получить в частное владение можно не только . Законом предусмотрена приватизация государственного имущества и в других областях.

Предметом передачи гражданам или организации может стать предприятие, культурный или природный объект и пр.

Их передача осуществляется как бесплатно, так и за деньги, в том числе путем проведения аукциона. Исключением является лишь та недвижимость, которая в силу закона может находиться лишь в государственной собственности. Это различные стратегические объекты и земли, изъятые из оборота, например, ООПТ.

С точки зрения юриста приватизация представляет собой отдельный правовой институт, одновременно регулируемый нормами частного права. Ст. 217 ГК РФ содержит прямую отсылку к положениям специального закона, детально регламентирующего прекращение права собственности государством или муниципальным образованием и переход его к частному лицу.

Этим же нормативным документом определяется и возмездность или безвозмездность приватизации в каждом конкретном случае.

Действие Федерального закона

Таким образом, закон распространяется на предприятия, или имущественные комплексы, которые подлежат передаче в частную собственность из государственной или муниципальной.

Решать, что и когда именно будет передано, может только собственник имущества — РФ, один из ее субъектов или муниципальное образование. Ежегодно Правительством утверждаются прогнозные планы, где определяются основные направления и указывается перечень объектов, доступных для приватизации. Реализацией плана руководят органы исполнительной власти и специально создаваемые ими юридические лица.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация - особое основание для приобретения права собственности. В зависимости от объекта, принято выделять три ее направления:

  • жилищную, бесплатную для граждан;
  • земельную, которая может быть, как бесплатной, так и возмездной;
  • предприятий и организаций, всегда возмездную, доступную как для граждан, так и для юридических лиц, в том числе и самих передаваемых предприятий.

Способы

Законом установлено несколько способов передачи госсобственности в частное владение:

  • акционирование, то есть преобразование в АО существующего предприятия, с выпуском свободно обращающихся ценных бумаг;
  • преобразование без акционирования, путем создания ООО;
  • продажа имущества на аукционе, свободном или закрытом;
  • продажа принадлежащих государству акций того или иного предприятия, полностью или частично;
  • конкурсная продажа долей в ООО, акций или объектов культурного наследия, историко-культурных памятников;
  • продажа принадлежащих государству акций за пределами страны;
  • продажа акций по итогам доверительного управления;
  • внесение имущества в уставный капитал АО в качестве вклада.

Если аукцион, на котором предполагалось продать госимущество не состоялся, то приватизация проводится путем публичного предложения имущества или торгов без установления начальной цены.

Все используемые ранее способы передачи предприятий, в том числе, ваучеры и специальные ваучерные фонды с принятием нового закона утратили свою силу и стали достоянием истории.

Порядок оформления

Приватизация проводится в три основных этапа:

  1. Планирование. Составлению прогнозного плана предшествует тщательный экономический анализ. Компетентные органы, с привлечением экспертов, определяют какое именно имущество должно быть передано в частную собственность. Свои соображения по этому поводу вправе предлагать также сами предприятия и граждане. Планы субъектов и муниципальных образований представляются в правительство не позднее апреля, предшествующего приватизации года.
  2. Подготовка к приватизации. На этом этапе выбирается способ, которым будет проводится передача имущества. Перечень допустимых путей невелик, но выбор каждый раз зависит от конкретного предприятия и экономической ситуации. Закон не предполагает последовательного использования различных методов, пока один из них не «сработает». Условия приватизации фиксируются соответствующим нормативным актом.
  3. Собственно, приватизация, то есть проведение торгов, выпуск и размещение акций и пр. Переход права обязательно регистрируется. До завершения госрегистрации приватизация не считается состоявшейся.

Почему разрешено?

Экономика, основанная на единоличной собственности государства, потерпела закономерный крах, отразившийся в конце прошлого века на всех жителях страны.

Именно этот факт вызвал необходимость признания различных форм собственности и передачи части имущества в частные руки для создания рыночной конкуренции. Приватизация позволила провести этот процесс в короткий срок.



Просмотров