День конвойной службы мвд. Организация конвойной службы полиции

Конвоиры несут ответственность за жизни заключенных и безопасность страны. Этим смелым и сильным людям посвящен профессиональный праздник.

Когда отмечают

День работников охранно-конвойной службы МВД РФ отмечают в России 13 мая. Дата не утверждена никакими государственными документами. Однако, это не мешает гражданам Российской Федерации с уважением относиться к представителям столь опасной профессии, и в 2019 году они от души поздравляют их с Днем конвоира.

Кто празднует

Это профессиональный праздник для многочисленных сотрудников охранно-конвойной службы, которая относится к Министерству внутренних дел. Данная работа является достаточно сложной и опасной, поэтому в ряды конвоиров берут далеко не каждого. Чтобы получить шанс стать таким специалистом, нужно быть гражданином Российской Федерации, отслужить в армии, получить высшее образование, не иметь судимостей, быть здоровым и сильным.

История праздника

Дата события имеет символическое значение. 13 мая 1938 года вышел Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции. Но опасную службу представители профессии несли и раньше. Еще в 1886 году был издан указ о создании в Российской Империи команд конвоиров, а их первый устав появился в 1907 году. Вплоть до 1999 года функции конвойной службы выполняли внутренние войска МВД России. Затем было создано Управление конвоирования.

О профессии

Люди, несущие охранно-конвойную службу, доставляют преступников в исправительные учреждения, где те будут отбывать наказание, а также охраняют их в местах заключения. Они сопровождают заключенных в места лишения свободы по железнодорожным и автодорожным путям. По железной дороге преступников перевозят в специально оборудованных вагонах, которые зачастую прикрепляются прямо к пассажирским, причем законопослушные граждане даже не догадываются, с кем рядом они едут. Задачей конвоира является без происшествий доставить осужденных к месту назначения и помешать их возможному побегу.

Так как представителям этой профессии приходится иметь дело с опасными для общества людьми, стандартная экипировка охранника непременно включает бронежилет, огнестрельное оружие и каску. К счастью, оружие применяется крайне редко. Ведь первоочередная цель работников охранно-конвойной службы - не допустить возникновение опасной ситуации.

Среди российских праздников, не имеющих официального статуса, есть и День конвоира. О такой профессии многие законопослушные граждане даже не задумываются - их она словно бы и не касается, но на самом деле это не так. Ведь первой и важнейшей составляющей работы конвоиров является обязанность оградить от опасности законопослушное население, и выполнение этой обязанности требует немалой выдержки и серьёзных усилий. Отмечается День конвоира, или охранно-конвойной службы, 13 мая, в память о приказе НКВД СССР от 1938 года, и выпуске «Временного устава конвойной службы рабоче-крестьянской милиции».

Немного из истории службы

На самом деле, как это часто бывает с разными малоизвестными профессиями, история охранно-конвойной службы началась намного раньше. Часто вспоминают императора Александра III, при котором были созданы конвойные команды, а Устав конвойной службы утвердили при Николае II, в 1907 году. И всё-таки её предшественниками являлись воинские гарнизоны, созданные при Петре I, и предназначенные для несения внутренней службы в разных местах империи.

Однако прообразом службы стала внутренняя стража, вынужденно созданная при Александре I, когда в Сибирь стали ссылать по несколько тысяч человек в год. Интересно, что сначала их сопровождение заставляли обеспечивать местных жителей – селян, принуждая их выделять лошадей и подводы, а также участвовать в охране ссыльно-каторжных. Местные власти часто отмечали, что это очень беспокоит обывателей и причиняет им убытки, но это было не самое худшее: плохо охраняемые преступники постоянно сбегали, разбойничали и грабили, и даже убивали своих незадачливых конвоиров – так не могло продолжаться.

В 1811 году император издал указ о формировании команд и рот, которые должны были обеспечивать конвоирование ссыльных и каторжников, а также охранять места заключения. К созданию службы подошли серьёзно: в Военном министерстве была создана специальная часть, в которую зачисляли солдат с опытом, минимум после 2-х лет службы – их обучали по специальной программе.

А через 100 лет, при Николае II, работа конвойной службы была тщательно распланирована. Был составлен специальный документ – своеобразный справочник маршрутов, по которым перевозили лиц, находящихся под стражей: в справочник входили пешие тракты, железнодорожные маршруты, водные маршруты – морские, речные и озёрные, по которым задержанных и преступников перевозили на баржах и пароходах, специально для этого обустроенных.

В дни становления молодого Советского государства стало ясно, что конвоировать и охранять преступников должны специальные службы, но сначала в этой сфере образовалась неразбериха: задержанных и арестованных охраняли милиционеры, войска ГПУ и конвойная стража – силы распылялись, а функции часто дублировались - снова требовались изменения.

После 1924 года конвойные войска стали считаться частью армии: они конвоировали подследственных, доставляя их в суды, а осуждённых доставляли в тюрьмы и лагеря – в 30-е-50-е годы работы у конвоиров было очень много. Хотя у ГУЛАГа была своя военизированная охрана, охранять лагеря и другие объекты приходилось и конвойным войскам, и особенно во время Великой Отечественной войны. А ведь требовалось охранять ещё и военнопленных: их во время войны было множество – сначала счёт шёл на тысячи, потом на сотни тысяч и миллионы. Пришлось также эвакуировать тюрьмы из западных областей страны – это тоже была очень большая работа, и для неё привлекались десятки тысяч конвойных.

Например, в Москве до 1957 года работал специальный конвойный отряд, в котором служили более 180 милиционеров – их служба напоминала армейскую. Жили они в своеобразных казармах – больших залах, по 90 человек в каждом, и имели всё необходимое для более или менее комфортного быта – там были даже парикмахерская и вечерняя школа. В обязанности служащих входила доставка заключённых в разные места, и иногда этих заключённых в день было почти столько же, сколько самих конвойных – приходилось справляться.

Охранно-конвойная служба расширялась, а количество служащих росло: после окончания войны в её подразделениях служило около 150 000 человек – как раз в этот период нужно было охранять японских военнопленных.

Конвойные требовались не только для охраны арестованных и заключённых, но и для охраны различных объектов и складов; во время войны они боролись с вражескими диверсантами, мародёрами, искали дезертиров и т.д.

Задачи службы сегодня

Что можно сказать о сегодняшней профессии конвоиров? Она из тех, которые называют «сложными», но это понятие не передаёт полной картины: работа в охранно-конвойной службе очень напряжённая и непредсказуемая, требования к сотрудникам предъявляются очень высокие, а нагрузки не становятся меньше. Сотрудники охранно-конвойной службы находятся рядом с преступниками, обвиняемыми и подозреваемыми больше, чем любые сотрудники милиции (теперь полиции), но при этом об их проблемах говорится очень мало, тогда как о работе полицейских – несомненно, заслуживающих всяческого почёта и уважения – пишутся книги, стихи и песни, снимается кино и др.

Как уже отмечалось, основная задача службы – это обеспечение безопасности населения при конвоировании арестованных и осуждённых, а также безопасности сотрудников правоохранительных органов во время следствия, суда и других процедур. Но и права граждан, находящихся под стражей, тоже должны охраняться, поэтому деятельность охранно-конвойной службы является социально значимой, и значимость эта очень высока: отношение конвойных к своей работе определяет отношение общества к законам и к тем, кто следит за их выполнением. Ведь, что бы ни происходило, перед законом все равны, а достоинство человека нужно уважать в любых ситуациях.

К сожалению, проблем у службы сейчас немало. Специальных учебных заведений для подготовки сотрудников нет, и обычно конвоирами идут служить сотрудники других подразделений, или те, кто уволился в запас из армии. Престижной или почётной охранно-конвойная служба в обществе всё же не считается, и нередко в её подразделения попадают молодые люди с недостаточно устойчивой психикой, не отличающиеся физической выносливостью. Некоторые конвоиры ведут себя агрессивно, и даже совершают противоправные действия и настоящие преступления – здесь необходима серьёзная работа специалистов, в том числе психологов и психиатров.

Хочется пожелать, чтобы сотрудники охранно-конвойной службы МВД были действительно защитой спокойствия мирных граждан и всего государства, и всегда с честью выполняли свой служебный долг – хотя это очень нелегко. Мы желаем всем конвоирам крепкого здоровья и профессионализма, успехов, благополучия, оптимизма и личного счастья.

Гатаулина Галина
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

13 мая традиционно в России отмечается День конвоира. Этот праздник посвящен всем, кто служит или служил в подразделении охранно-конвойной службы, которая является одной из составляющих МВД РФ.

Задача у конвоиров стоит достаточно не легкая – обеспечить безопасность заключенных, которые отбывают наказание в колониях, тюрьмах и других не столь отдаленных местах. Также служащие обеспечивают слаженную работу судебной системы государства. Профессиональный праздник конвоиров - это дополнительная возможность сказать им «спасибо» за фактическое обеспечение безопасности граждан РФ.

История

Достоверной информации о первом празднования этого дня нет, но известно, что эта дата связана с введением Временного устава охранно-конвойной службы РКМ, который был выдан 13 мая 1938 года Народным комиссариатом ВД СССР. Данное событие стало одним из главных условий появления традиции праздновать профессиональный день сотрудников охранно-караульной службы в будущем.

Еще в 1886 году появились первые зачатки конвойной службы. Основоположником этой структуры стал Александр III, который подписал приказ о введении в государстве Российском нового подразделения – конвойной группы. Несмотря на это утверждение, первого основного устава службы произошло лишь через 20 лет (10 июня 1907 года).

В обязанности конвоиров входит:

  1. Обеспечение безопасности заключенных, которые отбывают наказание в тюрьмах, колониях и других исправительных учреждений.
  2. Организация безопасности сотрудников исправительных центров.
  3. Обеспечение беспроблемного перевоза и доставки преступников в места заключения.

Перемещение арестантов проходит разными транспортными средствами: поездами, автобусами, машинами, самолетами. За частую именно в процессе перевозки заключенных проходят попытки к бегству. Конвоир обязан предотвратить возможные попытки к побегу и доставить преступников к месту заключения.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что работа охранно-конвойной службы довольно опасная и важная, каждый служивый рискует своим здоровьем и жизнью, выполняя свои должностные обязанности.

Традиции

Командование охранно-караульной службы в этот день поздравляет служащих, вручая грамоты и дипломы, лучших повышают в званиях, выносятся благодарности и материальные поощрения.

Конвоиры также принимают поздравления от членов семьи, родственников и друзей за праздничным столом. В этот день все песни, стихи и речи посвящаются именно служащим в охранно-караульной службе МВД РФ.

«День охранно-конвойной службы » - неофициальный профессиональный праздник работников охранно-конвойной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации , который отмечается в России ежегодно, 13 мая .

Несмотря на то, что этот праздник не имеет в РФ официального статуса, уже традиционно, в «День охранно-конвойной службы Российской Федерации», руководство страны и высшие чины МВД РФ поздравляют своих подчинённых с этим профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся сотрудники награждаются государственными наградами , внеочередными специальными званиями , памятными подарками , правительственными грамотами и благодарностями командования .

«День охранно-конвойной службы» не является нерабочим днём, если, в зависимости от года , не выпадает на выходной . В дополнение можно сказать, что существует приказ МВД России от 23 октября 2002 года № 1026

«Об объявлении даты образования охранно-конвойных подразделений милиции», подписанный министром внутренних дел Б. Грызловым, первый и второй пункты которого звучат дословно так: «1. Считать 13 мая 1938 года датой образования охранно-конвойных подразделений милиции. 2. Установить День охранно-конвойных подразделений милиции 13 мая.»

Напишите отзыв о статье "День охранно-конвойной службы"

Примечания

Отрывок, характеризующий День охранно-конвойной службы

Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?
Пьер отрицательно покачал головой и пошел дальше. В другом переулке на него крикнул часовой, стоявший у зеленого ящика, и Пьер только на повторенный грозный крик и звук ружья, взятого часовым на руку, понял, что он должен был обойти другой стороной улицы. Он ничего не слышал и не видел вокруг себя. Он, как что то страшное и чуждое ему, с поспешностью и ужасом нес в себе свое намерение, боясь – наученный опытом прошлой ночи – как нибудь растерять его. Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места, куда он направлялся. Кроме того, ежели бы даже он и не был ничем задержан на пути, намерение его не могло быть исполнено уже потому, что Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном расположении духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца и отдавал подробные, обстоятельные приказания о мерах, которые немедленно должны были бытт, приняты для тушения пожара, предупреждения мародерства и успокоения жителей. Но Пьер не знал этого; он, весь поглощенный предстоящим, мучился, как мучаются люди, упрямо предпринявшие дело невозможное – не по трудностям, но по несвойственности дела с своей природой; он мучился страхом того, что он ослабеет в решительную минуту и, вследствие того, потеряет уважение к себе.

Уже давно назревавший вопрос об издании единого нормативного акта, регламентирующего конвойную стражу, получил свое дальнейшее развитие. Так, командующий войсками Виленского военного округа заявил о необходимости составить Свод правил конвойной службы, так как указания по этому вопросу, помещенные в Уставе гарнизонной службы, а кроме того, в отдельно издававшихся приказах и циркулярах, представляют весьма обширный и сложный материал, руководствоваться которым весьма трудно, особенно нижним чинам, недавно поступившим на службу. Указания, касающиеся конвойной службы, были помещены в приказах по Военному ведомству, в циркулярах Главного штаба, Главного инспектора по пересылке арестантов и Главного тюремного управления с 1857 г. и до начала XX в. Необходимо было упорядочить все эти документы, выявить ошибки и противоречия, содержащиеся в них. РГВИА. Ф. 400. Оп. 8. Д. 463. Л. 21. Для этого создавалась специальная комиссия из двух начальников конвойных команд и одного уездного воинского начальника, имеющего в своем подчинении данное подразделение. Таким образом, комиссия состояла из лиц, не понаслышке знакомых с трудностями и особенностями конвойной службы. Постоянно шла работа по систематизации и совершенствованию правовой базы. Так, в 1903 г. выходит в свет брошюра «Подробный свод вопросов и ответов конвойной службы», в которой в краткой и доступной форме для нижних чинов конвойной стражи разъяснялись задачи, стоящие перед конвойными командами, порядок организации и несения службы и т.п. Каждый желающий мог купить ее через сеть книжных магазинов. К 1907 г. проект Устава конвойной службы был практически готов. В разработке данного документа приняли участие такие специалисты, как командующий конвойной стражей генерал Сапожников. Разработка и издание этого законопроекта были вызваны отсутствием какого-либо официального руководства, охватывающего совокупность правил службы по сопровождению арестантов чинами конвойной стражи, а также трудностью нахождения необходимых сведений в изданных в различное время нормативно-правовых актах (приказах, циркулярах, разъяснениях и указаниях Главного штаба, Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов). Устав конвойной службы был призван объединить все правила конвойной службы и дать точные указания всем чинам при выполнении служебных обязанностей, возложенных на них в соответствии с Высочайшим повелением 20 января 1886 г. 10 июня 1907 г. Устав конвойной службы был утвержден и вступил в действие - так называемое двухгодичное испытание, которое должно было выявить возможные недочеты при его составлении. Как и другие военные уставы, Устав конвойной службы четко устанавливал обязанности подразделения, порядок препровождения арестантов, необходимое для этого количество личного состава конвойной стражи, его форму обмундирования и вооружения, сопроводительные документы, порядок путевого довольствия пересылаемых и многое другое. Кроме того, с изданием Устава конвойной службы части полевых, резервных и местных войск также получили руководство на случай привлечения их к конвоированию арестантов (ст. 22 Устава). С этого времени к обязанностям конвойных команд относится: а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям сообщения и пешим трактам; б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях (ст. 31); в) сопровождение арестантов при следовании их от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно; г) сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства: (п. п. 4, 5, 6, 7 ст. 2 Ус. Сод. под стр. изд. 1890 г.) в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места, в больницу и баню, находящиеся вне тюрем; д) сопровождение отдельно от прочих арестантов лиц, перечисленных в ст. 27 Устава; ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства; з) содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства; и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: 1) в виде постоянной меры - при условии соответствующего увеличения штата подлежащих конвойных команд (Высочайшее повеление 4 ноября 1886 г. п. ж. ст. 16 П.С. 3989) и 2) в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах. Также четко закреплялась подчиненность конвойной стражи. Отныне все конвойные команды по обязанностям конвойной службы подчинялись только Главному инспектору по пересылке арестантов. С введением Устава конвойной службы утратил свою силу ряд законодательных актов в сфере регулирования конвойной службы: 1) инструкция старшему конвойному унтер-офицеру при сопровождении арестантских партий по пешеэтапным трактам (Циркуляр Главного штаба 1881 г. № 169); 2) ряд параграфов положения о перевозке арестантов по железным дорогам (Приказ по военному ведомству 1877 г. № 116) ввиду замены их соответствующими статьями Устава конвойной службы; 3) глава IV отделения III Устава гарнизонной службы; 4) другие приказы по военному ведомству Главного штаба, циркуляры Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов, касающиеся конвойной службы, за исключением вопросов, не освещенных в Уставе конвойной службы. Во второй главе Устава закреплены общие условия конвойной службы. Так, законодатель закрепил, что конвойный - это лицо, выполняющее служебные обязанности, возложенные на него в соответствии с Уставом с момента выступления из казармы и до момента доклада об окончании командировки. Кроме того, согласно Уставу на чинов конвойной стражи воспрещается возлагать какие-либо поручения, не относящиеся к обязанностям конвойной службы. Устав конвойной службы. 1907. Ст. 21. С введением Устава конвойной службы усилился контроль за качеством исполнения служебных обязанностей конвойными командами Главным инспектором по пересылке арестантов, в обязанности которого входили личное инспектирование команд и проверка ведения служебного делопроизводства. Кроме того, начальники конвойных команд обращались с представлением к Главному инспектору по вопросам передвижения личного состава по службе, поощрения отличившихся офицеров и нижних чинов и т.д. Уставом конвойной службы установлены условия, которым должно удовлетворять этапное помещение, строительство которых велось по ходу следования арестантских партий. Так как ранее в действовавших до 1907 г. нормативно-правовых актах отсутствовали точные указания относительно этапных помещений, было признано необходимым законодательно закрепить те условия, которым должно удовлетворять этапное здание, а именно: чтобы помещение это устраняло возможность побега, имело отделение для раздельного содержания арестантов разных категорий (мужчин, женщин и детей) и было удобно для охраны при небольшом числе постов. Таким образом, Устав конвойной службы, регулирующий деятельность конвоя при арестантах, предусматривает буквально каждый шаг и каждое движение этого конвоя, ставя его деятельность в строго определенные рамки. К 1909 г. прошло уже более двух лет со времени введения в действие проекта Устава конвойной службы. Многочисленные проверки, проводимые Главным инспектором по пересылке арестантов, должны были способствовать усвоению требований Устава всеми чинами конвойной стражи, а также их точному и неукоснительному выполнению. Основная масса нарушений несения службы сводилась к следующим нарушениям: 1) оружие, когда оно не на конвоирах, не хранится в местах безопасных от похищения арестантами (ст. 196 УКС); 2) оставление арестантов без должного присмотра (ст. 194); 3) прием арестантов в местах заключения без обыска (ст. 122); 4) разрешение арестантам иметь при себе деньги (ст. 142); 5) наружные двери арестантских вагонов вопреки ст. 212 не всегда запираются как в пути, так и во время остановок; 6) не соблюдается Приказ N 5 по конвойным командам за 1908 г. о необходимости конвоирам соблюдать самим и требовать от арестантов уборки вагонов, если они грязные. Тюремный вестник. 1909. № 12. С. 1133. Для устранения данных нарушений предписывалось усилить внимание за обучением и подготовкой чинов конвойной стражи. Кроме того, крайне важно было знать точно, в каких случаях и при соблюдении каких правил конвой имеет право освободить из-под стражи сданного ему арестанта, без нарушения правил караульной службы и ответственности по суду за освобождение. Все эти правила, а также порядок возвращения оправданных или освобожденных от ответственности арестантов в места заключения из суда были указаны в ст. ст. 382, 392 - 399 Устава конвойной службы. Устав конвойной службы стал основополагающим актом во всей системе пересылки арестантов,

13 мая 1938 года приказом НКВД СССР N 091 был объявлен Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции.

Таким образом, сегодня устав конвойной службы мало отличается от устава, принятого в 1938 году. В настоящее время охранно-конвойные подразделения милиции осуществляют конвоирование и охрану лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, в следственные изоляторы, обвиняемых на проведение следственных мероприятий, в судебно-медицинские учреждения, на обменные пункты для передачи плановым конвоям.



Просмотров