Цитаты про социальное государство. Формы правления и государственного устройства

В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

Общее понятие государственного устройства

В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

Унитарное государство

Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.

Признаки унитарного устройства

Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

  • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
  • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
  • Единое гражданство.
  • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

Региональная форма

Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

Федеративное государство

В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

  • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
  • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
  • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

Признаки федеративного государства

Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.

Конфедерация

Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

Признаки конфедерации

В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

  • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
  • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
  • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
  • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
  • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

Что такое устройство?

Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

Политический режим

Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

Формы правления

Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

Заключение

Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

Государственный (территориальное) устройство определяет внутреннюю территориальную организацию государства, взаимодействие центральных и местных органов власти. По государственному устройству различают простые (унитарные - от лат uniras - единство) и сложные государства.

В унитарном государстве территориальные единицы - области, департаменты, земли, штаты и т.д. - не имеют даже элементов суверенитета. У них отсутствуют собственные, отдельные от общегосударственных, законы, гражданство, налоги. Территория унитарного государства считается целостной. В унитарном государстве, как правило, действуют единая конституция и законы, создана единая система государственных органов. В международных отношениях унитарное государство выступает как единое целое. Унитарными государствами являются Польша, Финляндия, Дания, Франция. Унитарным, согласно конституции, является и Украина.

В отличие от унитарных государств административные единицы сложных государств имеют определенные признаки суверенитета, однако часть своих полномочий передают центра. Сложные государства разделяют на федерации, конфедерации и империи.

Федерация (от лат foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, при котором государство является союзом ряда государственных образований, которые имеют определенную политическую самостоятельность, однако передают часть своих нрав и суверенитета органам федерации. В федеративном государстве каждая составная часть - земля, провинция, штат и т.д. - имеет суверенитет, определенные особенности законодательства, судопроизводства, но сохраняются целостность государства, общие высшие органы власти. В таком государстве, как правило, существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти как в отдельных составных частях (субъектах федерации), так и в государстве в целом. При этом законодательство страны четко определяет компетенцию органов каждого уровня. Решение общегосударственных (федеральных) органов власти обязательные для субъектов федерации и их органов власти, нормативные акты (и, в частности, общегосударственная конституция) федерации имеют высшую юридическую силу, чем нормативные акты отдельных частей государства. Характерным для федерации есть двойное гражданство - каждый гражданин отдельного субъекта федерации являются одновременно и субъектом государства в целом. Отдельные части федерации сохраняют право выхода из государства при условии соблюдения определенных процедур, ведь объединения осуществляется на основании договора об объединении отдельных государств, передают часть своих полномочий общегосударственном центра. Федерациями ныне, например, Федеративная Республика Германия, Россия, США и т.д..

Конфедерация - это союз суверенных государств, которые объединяются для достижения определенных, четко определенной цели в отдельной сфере государственной деятельности (как правило, временный). Конфедерация действует на основании договора, при этом каждая из частей конфедерации сохраняет свой суверенитет. В конфедерации нет единой конституции, общей судебной и финансовой системы. В ней может создаваться совместный орган, состоящий из представителей отдельных частей конфедерации, но его решение не обязательны для субъектов государства. Каждое из государств - членов конфедерации - сохраняет свой суверенитет и имеет право в любое время выйти из ее состава. Конфедерации создают в основном для выполнения отдельных задач (обороны, торговли и т.д.). Они, как правило, имеют неустойчивый характер, быстро распадаются (так случилось, например, с Объединенной Арабской Республикой, в состав которой входили Сирия и Египет) или превращаются в федерации (именно так произошло с Соединенными Штатами Америки, которые на начальном этапе своего развития были конфедеративным образованием). Сейчас в мире много федеративных государств. Это такие государства, как Австрия, Бельгия, Индия, Пакистан, Австралия, Южно-Африканская Республика, Канада, Мексика, Аргентина и т.д..

Одна из последних в истории настоящих конфедераций была создана Сенегалом и Гамбией в феврале 1982 г. и получила название Сенегамбия. Однако в сентябре 1989 г. она распалась. Сейчас конфедерацией, по официальным названием, является Швейцария (полное название - Швейцарская конфедерация), но фактически по содержанию швейцарской конституции она является федеративным государством.

В некоторых унитарных государствах отдельным территориальным единицам предоставляют дополнительные полномочия. Так, в Украине существует Автономная Республика Крым, в Испании - автономные провинции басков и Каталония.

Забота о благосостоянии граждан не должна входить в число юридических обязанностей государства, т. к. результат такой заботы не может стать правовым (т. е. всеобщим) принципом, поддающимся одинаковому применению.
Иммануил Кант

Лучший строй тот, при котором не надо строиться.
Аркадий Давидович

Государство в руках «человека массы» создаёт колоссальную опасность для всей цивилизации – масса верит в государство и помогает ему сокрушить любое меньшинство, элиту. А ведь именно творчество этих меньшинств создаёт новые проекты, выход за пределы устаревших обычаев.
Ортега и Гассет

И по тому, как дрожат жители, можно уяснить, каков фундамент государства.
Ежи Лец

Самое лучшее государство то, которого подданные веселятся и благоденствуют.
Николо Макиавелли

Государство справедливо, если правители правят, рабочие работают, а рабы остаются рабами.
Платон

Государство справедливо, если оно здорово, сильно, едино, то есть стабильно.
Платон

Лучшим государственным строем является не принуждающий к благомыслию, а облегчающий путь его.
Фридрих Шиллер

При плохом управлении лучшие законы не спасут государство от упадка, а народы – от разорения.
Дени Дидро

Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.
Сократ

Приоритет блага большинства над благом личности означает отмену всех прав и переход власти над бессильным большинством в руки любой банды, которая объявляет себя голосом общества.
Айн Рэнд

Всякое общество есть система заклятий. Для жизни какого нибудь государства важно не то, монархическое оно, республиканское или аристократическое. Важно, чтобы политические условности разделялись большинством граждан. В морали полезны не сами нормы, которые она выдвигает, но сам факт, что она выдвигает их.
Поль Валери

Множество различных форм правления, множество законоположений, принятых под предлогом общего блага, стали у большинства народов только орудием несчастья людей.
Клод Гельвеций

Государственный строй – это музыка, а не механика.
Владимр Микушевич

Государственное управление подобно коже у животного, которая лишь обтекает его тело, но отнюдь не определяет его настроения.

Маленькие машины работают лучше больших, потому что в последних сильнее трение. Так же и относительно государств.
Вольтер

Государственный корабль – единственный, который дает течь на самом верху.
Джеймс Рестон

Внутренние распри в государстве возникают не по причине мелочей, но из мелочей.
Аристотель

Два всадника, сидя на одном коне, дерутся друг с другом – прекрасная аллегория государственного устройства!
Георг Лихтенберг

Государственная политика – одноглазый циклоп, и единственный глаз у него на затылке!
Сэмюэл Кольридж

Всякое государство (…) есть народное достояние.
Марк Туллий Цицерон

Основным вопросом государственной политики является не «кто будет управлять», а «как бы нам организовать политические институты таким образом, чтобы помешать плохим и несведущим руководителям причинять слишком много вреда».
Карл Поппер

Внешняя правда – Государству, внутренняя правда – Земле.
Константин Аксаков

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
Владимир Ленин

Как носители власти до сих пор смешивают у нас себя с государством, так большинство тех, кто боролся и борется с ними, смешивали и смешивают государство с носителями власти.
Петр Струве

Государство пухло, а народ хирел.
Василий Ключевский

Государство – это я.
Людовик XIV

Мы – не собрание усталых людей, мы – государство.
Александр Керенский

Государство – это мы.
Владимир Ленин

Государство – это не я!
Аркадий Давидович

Непоколебимое основание государства - справедливость.
Пиндар

Из всех форм правления, правление черни самое кровожадное, правление солдатчины самое разорительное и правление буржуазии самое притеснительное.
Чарлз К. Колтон

Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного человека – ветер; мораль низкого человека – трава. Трава наклоняется, куда дует ветер.
Конфуций

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.
Антисфен из Афин

Для государства полезно, чтобы знатные люди были достойны своих предков.
Цицерон Марк Туллий

Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть.
Цицерон Марк Туллий

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы, той свободы, которая выше всех благ и которая, не будучи равной для всех, не есть свобода.
Цицерон Марк Туллий

Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.
Тацит Публий Корнелий

Когда его (Солона), по-видимому, кто-то спросил, какое государство самое благоустроенное, он отвечал: «То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».
Плутарх

Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы.
Плиний Младший

Все честные граждане заинтересованы в том, чтобы республика была в безопасности.
Неизвестный автор

Да здравствует наше государство, да здравствует, возрастает, процветает!
Неизвестный автор

Законность - основа государств.
Неизвестный автор

Мало толку от оружия за границей, если неспокойно в своей стране.
Неизвестный автор

По своей природе свободное государство и царь - враги.
Неизвестный автор

Посвяти все заботы благу республики.
Неизвестный автор

Согласие в стране - мир за рубежом.
Неизвестный автор

То, что обеспечивает сохранение и благополучие философии, троицы Вед и учения о хозяйстве, есть жезл, управление им есть наука о государственном управлении.
«Артхашастра»

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
Конфуций (Кун-цзы)

Взимание непомерных налогов - это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
Сюнь-цзы

Когда в государстве смута - возникают «верноподданные».
Неизвестный китайский автор

Если увидишь в стране угнетение бедных,
Извращение суда и правды -
Не удивляйся таким делам:
Ибо начальник за начальником следит, а за ними - начальство…
Ветхий Завет. Екклесиаст

Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот.
Новый Завет. Евангелие от Марка

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Никколо Макиавелли

Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.
Никколо Макиавелли

Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так и смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско.
Никколо Макиавелли

Было время, когда лица, исполнявшие царскую должность, были или философами, или пророками; следует полагать, что в это время государства управлялись лучше всего.
Анджей Моджевский

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их владении.
Жан Воден

Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно.
Фрэнсис Бэкон

Требовать, чтобы люди отказывались от собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными - это такие новшества, которые способны довести до гибели и разрушить государство.
Галилео Галилей

Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.
Томас Гоббс

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства.
Томас Гоббс

Всякое правительство, действующее без согласия тех, кем оно правит, - вот исчерпывающая формула рабства!
Джонатан Свифт

Я не считаю, что человек теряет время, не занимаясь государственными делами. Напротив, я придерживаюсь мнения, что мы с большей пользой потратим время, если займемся тем, что не вызовет шума, не привлечет внимания.
Джозеф Аддисон

Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.
Вольтер

Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев.
Бенджамин Франклин

В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное.
Бенджамин Франклин

Многие почему-то думают, что несправедливые завоевания менее позорят государства, чем кражи - отдельных лиц.
Клод Адриан Гельвеций

Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
Клод Адриан Гельвеций

Государство, которое неспособно видоизменяться, неспособно и сохраниться.
Эдмунд Бёрк

Государство есть совокупность граждан, достаточная для самодовлеющего существования.
Аристотель

Тот, кто в силу своей природы (…) живет вне государства, (…) либо животное, либо божество.
Аристотель

Государство есть то человеческое сообщество, которое (…) претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия.
Макс Вебер

Государство есть машина для угнетения одного класса другим.
Владимир Ленин

Инструменты, которыми располагает государство, слишком велики для небольших задач и слишком малы для больших.
Льюис Лафем

Где существует тиран, там не просто дурное государство, а вообще не существует никакого государства.
Марк Туллий Цицерон

Чем более растягивается связь общественная, тем более она слабеет; и вообще государство малое относительно сильнее большого.
Жан Жак Руссо

Есть два признака благополучия государства: богатство и доверие к государству.
Демосфен

Государства – это большие машины, которые движутся медленно.
Фрэнсис Бэкон

Государство – не Бог, оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет.
Антон Чехов

Государства, в которых правит толпа, отрекаются от законов так же легко, как и от веры своих отцов.
Жан Массийон

Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан.
Йожеф Этвес

В тех демократических государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят лучшие граждане; но там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги.
Аристотель

Государство есть некая совокупность объединившихся частных домов и сильно лишь в том случае, если преуспевают его граждане - каждый в отдельности.
Плутарх

Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ.
Фридрих Ницше

При отсутствии справедливости, что такое государства, как небольшие разбойничьи шайки; так как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре?
Августин

Репутация государства точнее всего определяется суммой, которую оно способно взять в долг.
Уинстон Черчилль

Императорская казна - лиана, от процветания которой хиреют остальные растения.
Траян, римский император

Когда государство повернулось липом к человеку, человек закричал от ужаса.
Виктор Шендерович

Коли нету здравого ума,
Не будут долговечными державы,
Где перемен сплошная кутерьма.
Никколо Макиавелли

Тоталитарное государство устанавливает неопровержимые догмы и меняет их со дня на день.
Джордж Оруэлл

Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном.
Франсуа де Ларошфуко

За последнее столетие мы столько раз жертвовали собой для государства, что пора бы государству пожертвовать собой для нас.
Фридрих Дюрренматт

Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
Людвиг Берне

Не спрашивай, что твое государство может сделать для тебя, но спрашивай, почему оно этого не делает.
Герхард Кохер

Государство - не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему травоядного характера.
А. Шопенгауэр

Государство - особый аппарат для систематического применения насилия и подчинения людей насилию.
В. Ленин

Государство получило технические возможности, до которых оно не доросло ни нравственно, ни интеллектуально, – и экспериментирует с ними, как режиссеры на заре немого кино.
К. Ижиковский

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Н Бердяев

Если государство могущественно, оно нас расплющивает. Если государство слабо, мы погибли.
П. Валери

Может, и родится тот, кто обманет государство, но оно уже обмануло тех, кто еще не родился.
С. Ардашов

Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа достаточно, чтобы оно пало в прах.
Д. Байрон

Чем больше государство планирует, тем труднее становится планировать индивиду.
Ф. Хаек

Считается, что основная функция государства - это защита личности, но, как показывает практика, нередко личность нуждается в защите от произвола самого государства.
В. Зубков

Благоденствие для государства - то же, что зрелость для плодов: оно заключает в себе предрасположение к гнили.
О. Мирабо

Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое.
Мишель де Монтень

Для спасения государства достаточно одного великого человека.
Вольтер

Никто не считается менее способным к управлению государством, нежели теоретики или философы.
Б. Спиноза

Темно в государстве, где негодяи вышли в светочи.
Е. Лец

Чем мельче граждане, тем больше кажется империя.
Станислав Ежи Лец

Вредные для государства глупости и ошибки, на которые министр толкает своего повелителя, лишь укрепляют подчас его положение: он как бы еще теснее связывает себя с монархом узами сообщничества.
Н. Шамфор

Государственное хозяйство - это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду.
В. Финк

Государственное образование, именовавшееся Священной римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей.
Вольтер

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:

  • унитарное (от фр. unitai-ге - единый);
  • федеративное (от лат. foedus - союз, договор);
  • конфедеративное (от лат. confoede-ratio - союз, сообщество).

Унитарное государство имеет следующие признаки :

  • территориальное единство государства . Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
  • единое гражданство , территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства;
  • одноканальная система налогов , т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки :

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов , что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.

Конфедерация

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства .

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились .

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Таким образом , по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства .

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.



Просмотров