Что выгоднее покупателю — ДНП или ИЖС? Налогообложение садоводческих некоммерческих товариществ.

Вопрос: ДНП является некоммерческим объединением граждан, созданным в соответствии с Федеральный законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — ФЗ N 66-ФЗ). в форме дачного некоммерческого партнерства (далее по тексту — ДНП).

На территории ДНП граждане ведут дачное хозяйство как в индивидуальном порядке, так и в качестве членов ДНП.

Для приобретения (создания) имущества общего пользования ДНП:

— члены ДНП вносят вступительные и целевые взносы;

— лица, ведущие дачное хозяйство в индивидуальном порядке, уплачивают взнос на приобретение (создание) имущества общество пользования.

В ходе осуществления текущей деятельности ДНП производит следующие расходы (далее — Расходы):

— оплата электроэнергии на нужды ДНП;

— оплата работы обслуживающего персонала (бухгалтерское обслуживание; энергетик, управляющий поселком, контролеры);

— оплата услуг банка по обслуживанию счета;

— накладные расходы (канцелярские товары, транспортные расходы).

С целью оплаты указанных расходов:

— члены ДНП вносят членские взносы;

— лица, ведущие дачное хозяйство в индивидуальном порядке, на основании договора уплачивают взносы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования.

Таким образом, формируется сумма ежемесячного платежа, которую уплачивают как члены ДНП, так и лица, ведущие дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Сумма ежемесячного платежа за пользование объектами инфраструктуры партнерства, для граждан, ведущих дачное хозяйство в индивидуальном порядке, внесшим взнос на создание (приобретение) имущества общего пользования не превышает размер ежемесячного членского взноса для членов ДНП (ст. 8 ФЗ N 66-ФЗ).

В ходе осуществления текущей деятельности возникают вопросы не выполнения членами ДНП обязанности по внесению членских взносов, и невыполнения лицами, ведущими дачное хозяйство в индивидуальном порядке, обязанностей по внесению платы за пользование имуществом общего пользования.

ДНП является налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Согласно ч. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

В настоящее время сложилась судебная практика по применению положений ст. 251 НК РФ в отношении некоммерческих организаций по вопросу обложения налогом на прибыль (определение ВАС РФ от 14 марта 2008 г. N 3308/08, постановление ФАС МО от 16 июня 2009 г. N КА-А41/5155-09, постановление ФАС МО от 18 сентября 2007 г. N КА-А40/9504-07, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2007 г. N А19-26596/06-Ф02-6060/07).

На основании вышеизложенного просим разъяснить:

1. Равнозначны ли по своей правовой природе целевой взнос, внесенный членами ДНП на приобретение (создание) имущества общего пользования ДНП в соответствии со ст. 1 ФЗ N 66-ФЗ, и взнос, внесенный гражданами, ведущими дачное хозяйство в соответствии со ст. 8 ФЗ N 66-ФЗ на приобретение (создание) имущества общего пользования ДНП?

2. Равнозначны ли по своей правовой природе ежемесячный членский взнос, вносимый членом ДНП на оплату расходов в соответствии со ст. 1 ФЗ N 66 и ежемесячные платежи — плата за пользование имуществом общего пользования, которая расходуется на оплату указанных расходов, вносимые гражданами, ведущими дачное хозяйство в индивидуальном порядке в соответствии со ст. 8 ФЗ N 66-ФЗ за пользование объектами инфраструктуры такого объединения?

3. Подлежит ли уплате ДНП налог на прибыль со взносов на приобретение (создание) имущества общего пользования ДНП, полученных от членов ДНП в соответствии со ст. 1 ФЗ N 66-ФЗ?

4. Подлежит ли уплате ДНП налог на прибыль со взносов на приобретение (создание) имущества общего пользования ДНП, полученных от граждан, ведущих дачное хозяйство в индивидуальном порядке в соответствии со ст. 8 ФЗ N 66-ФЗ?

5. Подлежит ли уплате ДНП налог на прибыль с членских взносов, полученных от членов ДНП, на оплату расходов в соответствии со ст. 1 ФЗ N 66-ФЗ?

6. Подлежит ли уплате ДНП налог на прибыль с платы за пользование имуществом общего пользования, полученной от граждан, ведущих дачное хозяйство в индивидуальном порядке, которая (плата за пользование) поступает на оплату расходов соответствии со ст. 8 ФЗ N 66-ФЗ?

7. Имеет ли право ДНП в порядке ст. 16 ФЗ N 66-ФЗ лишить без решения суда членов ДНП, не внесших членские взносы, права пользования имуществом общего пользования, в том числе предпринять действия по отключению электричества, ограничению доступа на территорию ДНП, лишению права пользования дорогами, ограждением и т.д.?

8. Имеет ли право ДНП в порядке ст. 8 ФЗ N 66-ФЗ лишить без решения суда граждан, ведущих дачное хозяйство в индивидуальном порядке и не уплативших плату за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, права пользования имуществом общего пользования в том числе, предпринять действия по отключению электричества, ограничению доступа автотранспортных средств на территорию ДНП, лишению права пользования дорогами, ограждением и т.д.?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам применения упрощенной системы налогообложения дачным некоммерческим партнерством и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

На основании пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса установлено, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, дачное некоммерческое партнерство, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает взносы учредителей (участников, членов).

Что касается других платежей, поступающих дачному некоммерческому партнерству, то в соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей как являющихся членами дачного некоммерческого партнерства, так и не являющихся таковыми, за электроэнергию, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае заключения дачным некоммерческим партнерством агентских договоров на поставку электроэнергии следует иметь в виду, что согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 «Комиссия» ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям главы 52 ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Одновременно информируем, что вопросы применения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не относятся к компетенции Департамента.

Обзор документа

Дачное некоммерческое партнерство, применяющее УСН, при определении налоговой базы не учитывает в доходах взносы своих учредителей (участников, членов).

Платежи за электроэнергию, поступающие на счет данной организации как от ее членов, так и от лиц, не являющихся таковыми, являются выручкой от реализации работ (услуг). Соответственно, эти суммы учитываются в доходах при УСН.

Если дачное некоммерческое партнерство заключает агентские договоры на поставку электроэнергии, то нужно руководствоваться следующим. При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая деньги), поступившего агенту в связи с исполнением агентского договора, а также в счет возмещения затрат, произведенных им за принципала, если последние не включаются в расходы агента по условиям заключенных договоров. К указанным доходам не относится агентское вознаграждение.

Сделка агента, выступающего от своего имени, но за счет принципала, с третьими должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении указанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего УСН, в доходах учитывается только агентское вознаграждение.

Доходы дачного некоммерческого партнерства

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачное некоммерческое объединение граждан (дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.

На основании положений главы 26.2 «Упрощенная система налогооб­ложения» НК РФ дачные некоммерческие партнерства вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения установленных указанной главой ограничений.

В соответствии со ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяю­щие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огород­ному, гаражно-строительному, жилищно-строительному ко­оперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные дачным некоммерческим партнерством в виде целевых взносов, не подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности (письма Минфина России от 31.03.2014 № 03-11-11/14007, от 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904).

Следовательно, если упомянутые в вопросе взносы расходуются в соответствии с их целевым назначением, то собранные средства не подлежат налогообложению, то есть не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения. Вместе с тем при несоблюдении данного условия денежные взносы подлежат налогообложению в общем порядке и должны учитываться в составе доходов.

Упоминание указанных в вопросе платежей в Положении о взносах в качестве отдельных видов членских/дополнительных взносов поможет несколько упростить задачу обоснования их использования по назначению, так как ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ прямо предусмотрено использование таких взносов, в том числе на текущие расходы некоммерческого объединения.

При оформлении рассматриваемых взносов иным образом существует риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

www.eg-online.ru

ЛПХ — личное подсобное хозяйство

Рассмотрим плюсы и минусы разных юридических статусов земли.

ИЖС кажется наиболее престижным типом земли. К достоинствам относится, прежде всего, возможность «прописаться» в собственном доме. А значит, можно будет рассчитывать на медицинскую помощь, почтовую доставку, приезд участкового. Можно также попробовать получить налоговый вычет после постройки дома, т.к. он предназначен для постоянного проживания.

Но есть и минусы. Есть ограничения на размер участка для ИЖС. Они свои для каждого субъекта, и если вы рассчитывали на большой участок, то с этими ограничениями для конкретного района лучше ознакомиться. А главное, необходимо согласовывать со всеми инстанциями проект дома, т.к. к нему в полной мере применяются все правила ГОСТов и СНиПов. А затем полноценно ввести дом в эксплуатацию.

ДНП и СНТ. Современные коттеджные поселки в основном строятся на землях ДНП (ДНТ). СНТ наиболее распространены среди старых садовых товариществ, со стихийной застройкой. Разница между этими типами участков невелика, но все же она есть. Законодательно считается, что земля с разрешенным использованием «для дачного строительства» (ДНП) менее плодородна, чем для СНТ. Поэтому земли ДНП имеют более низкую кадастровую стоимость , и соответственно более низкую налоговую ставку. То есть ежегодно платить за такой участок собственник будет меньший налог.

Сравним налогообложение ИЖС и ДНП. Налог рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости участка на налоговую ставку. Налоговая ставка для ИЖС выше, чем для ДНП: 1,5% для ИЖС и 0,3% для ДНП. Ориентировочно, за ИЖС собственник заплатит в 2-5 раз больше. В 2013 году за участок 10 соток в ДНП «Пойма Рузы» налог составил около 400 рублей.

К минусам ДНП и СНТ можно отнести практическую невозможность прописки. «Практическую» — потому что, прописаться можно только в судебном порядке. Но для этого придется проводить экспертизу дома. Кроме того, владельцы земли этого типа не могут рассчитывать на бесплатное подключение к газу и водопроводу.

Плюсом ДНП и СНТ является возможность постройки дома по тому проекту, который собственник выберет сам, без всякого согласования.

ЛПХ — личное подсобное хозяйство – устаревшая юридическая категория. Такую землю не купишь в коттеджном поселке. Ее можно приобрести только у единоличного собственника, и находиться он может как в черте поселения, так и в поле. Вероятнее всего, при оформлении такого участка возникнут некоторые правовые сложности.

ДНП: налоги, электричество и газ

В продолжение сравнения типов участков ИЖС, ДНП, СНТ и ЛПХ, можно задаться вопросом особенностей налогообложения, проще говоря, сколько платят владельцы тех или иных видов участков.

Налоги ДНП

Разница в налогообложениях дачных некоммерческих партнерств и ИЖС есть, он она не является значительной, чтобы при выборе участка основываться исключительно исходя из нее. Если не вдаваться в подробности, то в случаях с ИЖС размер налога на имущество составит около 1,5% в год от кадастровой стоимости участка. А в случае с налогами на земли ДНП, налогообложение составит - 0,3% в год.

Размер участка, регион в котором он находится и другие факторы - все это оказывает непосредственное влияние на размер налога. Например, в пригороде Петербурга налог на участок ИЖС находится в пределах 10-20 тысяч рублей в год, соответственно, в раз пять меньше облагается участок ДНП.

Однако вновь остановимся на скрытой стоимости ДНП, о которой мы уже писали. Но всё хотим коротко повторить основную информацию.

Газ в ДНП

Как говорил один из героев фильма БРАТ 2: «Мы, русские, друг-друга не обманываем». Чаще всего это правда, продавцы земли не считают свои слова обманом, это просто некая небольшая недосказанность….обычно на несколько сотен тысяч рублей!

Многие компании, продавая участок, уверяют покупателей, что все коммуникации уже заложены в цену, они проводятся, на них есть проект и вот-вот всё будет готово, ничего делать покупателю после покупки не надо, только ждать. Все это говорится убедительно, показывая документы, приводя аргументы, не поверить очень трудно. Но потом оказывается, что нужно доплатить, например, за газ, буквально тысяч 150-200, так как газ уже находится в поселке и его необходимо просто довести до участка. А на практике может сложиться совершенно другая картина, даже вместо предполагаемых 150 тысяч появляется 300 тысяч рублей. Это далеко не шутки, реалии российской жизни.

Выясняется, что обещанные 150 тысяч за газ были только для разрешения подключиться к газопроводу, а проект по газификации, за который просят более 100 тысяч рублей и все работы по подключению, придётся оплачивать отдельно. Так и набегают астрономические суммы за коммуникации, в частности газ.

Электричество в ДНП

Другой яркий пример, наши люди совершенно ни о чем, не задумываясь, отдают большие деньги под всевозможные предлоги и расписки. Вина этому - совершенная неграмотность в правовых отношениях. Объясним подробнее.

Многие сдают деньги под расписку коменданта, какого-либо поселка, но на самом деле такового поселка может даже не существует. Важно проверять информацию, перед тем как отдавать деньги в неизвестные руки, при этом вы юридически не защищены, а договор, если и есть, то очень-очень абстрактный. Производится сбор денег со всех членов ДНП, а дальше, либо они совсем пропадают, либо выясняется, что нужно ещё разок собрать деньги.

Обратите внимание на среднюю цену коммуникаций в ДНП на 2012 год и на сегодня. Можно увидеть существенную разницу. В 2012 году цена за дополнительные киловатты восставляла 20-25 тысяч рублей за единицу. На сегодняшний же день, цена возросла до 40 тысяч за единицу.

Вроде бы в этом ничего ужасного нет, растёт спрос, растёт и цена, капитализм и всё такое. Но есть ряд причин, о которых вообще умалчивается и мало кто знает.

Первая причина – все ДНП подключается к электросетям на льготных условиях. И при перепродаже киловатты дорожают более чем в 10 раз.

Вторая причина, если ДНП находится на землях поселений, а не на сельхоз землях, а дом уже зарегистрирован как жилой, определённые киловатты полагаются Вам по закону бесплатно.

Мы написали только про малую-малую долю всего, что происходит в ДНП.

Как же правильно купить участок ДНП?

Что выгоднее покупателю - ДНП или ИЖС?

Подводные камни ДНП.

Сравнивая разные участки, можно обозначить основной вопрос: «Что же все-таки выгоднее и удобнее?». Неопытный покупатель, возможно, не обратит внимания на следующий нюанс. Земельные наделы имеющие статус ДНП часто реализуются на таких условиях, что в его цену не включена стоимость инженерных коммуникаций. Благоустройство дорог, монтаж электросетей оплачиваются целевым взносом. Газопровод и подача воды, допустим, создается жителями поселка самостоятельно. В итоге (без расходов на газификацию и водопровод) стоимость участка возрастает, как минимум, на сумму около 400 000 рублей.

Газификация.

На проведения газа к домовладению стоит припасти от 200 000 до 300 000 рублей. Потратиться, скорее всего придется, так как отапливать дом, где Вы будете проживать, в условиях нашего климата, так или иначе, придете. А газ – самое экономное топливо для этих целей. На участки в ИЖС газопровод должен быть проведен бесплатно. Таков закон в Санкт-Петербурге и Ленобласти).

Благоустройство дорог.

В ИЖС этим вопросом тоже должно заниматься государство. И это не только постройка, но и ремонт, и очистка от снега. И, опять же, все это будет делаться совершенно бесплатно.

Электросети.

    К домовладениям в ДНП, традиционно, подводят электросеть стандартной мощностью всего 5 кВт. Однако её можно увеличить. Это обойдется примерно в 25 000 35 000 рублей за один добавленный киловатт. В ИЖС дела обстоят примерно так же. Застройщик предлагает электросети мощностью от 5-ти до 15-ти кВт.

Проведя несложную калькуляцию, можно понять, что к заявленной стоимости участка в ДНП можно смело прибавить около 500 000 рублей.

Налогообложение ИЖС и ДНП.

Существенной разницы, бьющей по карману, в налогообложении ДНП и ИЖС нет. Поэтому, она не является основным критерием в выборе участка. Как владелец участка в ДНП, Вы будете платить налоговой инспекции 0,3% от кадастровой цены в год. А если Вы – владелец земель в ИЖС, отчисления за налоги на имущество составят 1,5%. Естественно, денежный эквивалент земельного налога рассчитывается соответственно величине участка, местоположения и многого другого. В Ленинградской области такой налог составит 10 000 – 20 000 рублей в год для владельцев земель ИЖС, и примерно в пять раз меньше будут платить хозяева земель в ДНП.

Строительстве загородного дома и налоговый вычет.

Если говорить коротко, в налоговом кодексе Российской Федерации прописано, что при покупке квартиры. или постройке дома, Вы освобождаетесь от уплаты подоходного налога, на срок три или пять лет. Так же вы можете вернуть сумму налога, если вы его платили. Здесь опять стоит обратить внимание на разницу между ДНП, СНТ и ИЖС. В этом случае эта разница достаточно важна, потому что при официальной зарплате, пусть, 50 000 рублей, Нюанс существенный, эта «разница» обойдется в 400 000 рублей.

На участках всех вышеозначенных видов можно построить жилое строение. А в случае с ИЖС даже жилой дом. И, также, в любом случае там можно получить прописку и ощутимый вычет из налогов. Пусть даже на участках в ДНП, СНТ и пр. это будет сложнее, но возможность все-таки есть. Но сложно не признать, что походы по органам администрации, муниципалитетам, судам и другим инстанциям отнимают уйму времени, сил и нервов. И, вполне возможно, что сумма налогового вычета не покроет количество потраченных Вами ресурсов организма. Поэтому, как не печально, в этом плане преимущество ИЖС весьма существенно.

Статью разместило агентство недвижимости «Светлая Жизнь»

Подскажите в каких случаях дачное некоммерческое партнерство должно платить налог на имущество - основные средства (гззопровод, водоснабжение и т.д). ДНП коммерческой деятельности не ведет и действует исключительно в целях членов ДНП в соответствии с Уставом.

Плательщиками налога на имущество являются все российские и иностранные организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Исключением из этого правила являются организации, применяющие специальные режимы налогообложения и те, для которых установлены льготы. В части дачных некоммерческих партнерств какие-либо федеральные льготы не установлены.

Сети канализации, водоснабжения и газоснабжения отвечают критериям недвижимого имущества, т.к. они представляют собой часть инфраструктуры, необходимой для нормальной эксплуатации зданий и сооружений. Расположенные под землей, коммуникации конструктивно связаны с конкретными строениями, поэтому перенести их на другую территорию с повторным подключением к другим объектам невозможно, а раз это недвижимые объекты, то они облагаются налогом на имущество.

При этом неважно, проложила ли организация эти сети самостоятельно или же она приобрела их у прежнего собственника. Также не имеет значения и то, каким способом эти коммуникационные сети отразили в бухучете: как отдельный инвентарный объект или же в составе здания.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Плательщиками налога на имущество являются все российские и иностранные организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 373 НК РФ). Исключением из этого правила являются организации:
– применяющие специальные режимы налогообложения ;
– для которых установлены льготы (ст. 381 НК РФ);
– которые выступают организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи в отношении имущества, используемого в организации и проведении этих игр, а также в развитии г. Сочи как горноклиматического курорта (п. 1.1 ст. 373 НК РФ , ст. 3 Закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ).

Виды льгот

Льготы по налогу на имущество устанавливаются в отношении:
– определенных категорий организаций;

– определенных видов имущества.

Региональные льготы

Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные налоговые льготы и условия их использования. При этом региональные власти вправе установить льготы, аналогичные федеральным, но без предусмотренных по ним ограничений по срокам. Это следует из положений абзаца 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ. Действие региональных льгот ограничивается пределами территории соответствующего субъекта РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2007 г. № 03-05-06-01/120).

Для каждой категории льготников могут быть предусмотрены особые условия, которые нужно выполнить, чтобы не платить налог на имущество. Например, в Московской области использование льгот поставлено в зависимость от того, направила организация сэкономленные деньги на определенные цели или нет (гл. 2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ).

Внимание: наличие даже 100-процентных льгот по налогу на имущество не освобождает организацию от обязанности составлять декларации по этому налогу (п. 7 информационного письма ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71). При использовании льгот в декларации нужно указать имущество, освобожденное от налогообложения. Несвоевременная подача налоговой декларации является правонарушением (ст. 106 НК РФ , ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Состав налогооблагаемого имущества

У российских организаций налогом на имущество облагаются:

  • объекты движимого имущества, принятые на учет до 1 января 2013 года и отраженные в балансе на счетах «Основные средства» и «Доходные вложения в материальные ценности»;
  • объекты недвижимого имущества, отраженные в балансе на счетах «Основные средства» и «Доходные вложения в материальные ценности».

В состав налогооблагаемого имущества, в частности, включаются:

  • объекты, переданные (предназначенные для передачи) во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление и совместную деятельность (в т. ч. за границей);
  • объекты, полученные по концессионному соглашению ;
  • объекты, приобретенные и фактически эксплуатируемые за границей (даже если они никогда не ввозились в Россию).

При определении состава движимого и недвижимого имущества руководствуйтесь статьей 130 Гражданского кодекса РФ, Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) , утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 . Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 . А в письме от 3 сентября 2013 г. № 03-05-05-01/36269 представители финансового ведомства предлагают признавать движимым любое имущество, в отношении которого не требуется государственная регистрация прав.

Движимое имущество вновь созданных организаций (зарегистрированных в ЕГРЮЛ после 1 января 2013 года) налогом на имущество не облагается. Такой же порядок распространяется на правопреемников реорганизованных организаций, которые формируют баланс и отражают в нем движимое имущество, перешедшее к ним после 1 января 2013 года в результате реорганизации. Об этом сказано в письмах Минфина России от 25 сентября 2013 г. № 03-05-05-01/39723 (реорганизация в форме выделения), от 22 мая 2013 г. № 03-05-05-01/18084 (реорганизация в форме присоединения) и № 03-05-05-01/18166 и ФНС России от 1 июля 2013 г. № БС-4-11/11799 (реорганизация в форме преобразования).

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество со стоимости наружных сетей канализации и водоснабжения, учтенных как отдельные инвентарные объекты. Право собственности на эти объекты не зарегистрировано.

Да, нужно.

Сети канализации и водоснабжения (в т. ч. наружные) отвечают критериям недвижимого имущества. Ведь они представляют собой часть инфраструктуры, необходимой для нормальной эксплуатации зданий и сооружений (подп. 20 ст. 2 Закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ). Расположенные под землей, коммуникации конструктивно связаны с конкретными строениями, поэтому перенести их на другую территорию с повторным подключением к другим объектам невозможно. А раз канализационные сети и водопроводы – это недвижимые объекты, то они облагаются налогом на имущество. Это следует из положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что право собственности на коммуникационные сети не регистрировали, – не основание исключать такие объекты из налоговой базы. При этом неважно, проложила ли организация эти сети самостоятельно или же она приобрела их у прежнего собственника .

Также не имеет значения и то, каким способом эти коммуникационные сети отразили в бухучете: как отдельный инвентарный объект или же в составе здания. Да, когда срок полезного использования таких сетей отличается от срока службы самих зданий и сооружений, подключенных к ним, их можно принять к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов (п. 6 ПБУ 6/01). Это касается и централизованных коммуникационных сетей, подключенных к зданиям и сооружениям разных собственников (например, городской водопровод). Однако независимо от выбранного способа учета эти объекты в любом случае относятся к недвижимости. А потому их стоимость надо включать в расчет налоговой базы по налогу на имущество.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Какие налоги платит СНТ в 2019 году?

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое объединение, которое может создаваться гражданами РФ на добровольных началах для того, чтобы члены этой организации могли вместе решать определенные хозяйственные задачи в садоводстве. Следует понимать, что фактически любое СНТ является юридическим лицом, которое обязано платить налоги на общих основаниях, а для уплаты этих налогов обычно используются членские взносы участников СНТ. Но какие налоги платит СНТ в 2019 году? Любое садовое некоммерческое товарищество обязано платить 4 видов налогов:

  • Платит ли СНТ налог на имущество? Да, СНТ обязано уплачивать налог на все имущество, которым оно владеет. Следует понимать, что налог на имущество является региональным налогом, поэтому его размер устанавливается региональным законодательством. Также следует помнить, что налог не может быть выше 2,2%.
  • Земельный налог. Каждый владелец земельного участка также обязан платить налог на землю. Этот налог также является региональным. В среднем его размер составляет 0,1 - 0,5%, а налоговой базой в таком случае является кадастровая стоимость участка. В некоторых регионах налог может состоять из двух частей - какие-то объекты облагаются одним налогом, а другие объекты - другим налогом.
  • Налог на земли общего пользования в СНТ. Этот налог фактически является разновидностью земельного налога. Объектом налогообложения является земля, которая находится в коллективной собственности и не используется для садоводства (это могут быть дороги, парки, детские площадки и так далее). Правила тут все те же - налог является региональным, средний размер налога составляет 0,1 - 0,5% и так далее. Следует помнить, что в 2019 году вступит в силу закон, согласно которому коллективную собственность можно будет переводить в долевую. После перевода общей земли в личную собственность необходимо будет платить налог на эту землю на общих основаниях
  • НДФЛ. Если СНТ заключается с кем-либо трудовой , то после получения денег такой человек обязан заплатить НДФЛ на общих основаниях.
  • В некоторых случаях также придется заплатить водный налог. Впрочем, в большинстве случаев СНТ не платят налог на воду, поскольку использование воды для полива огородов и садовых участков не облагается налогом.


Подача деклараций

Теперь вы знаете о том, какие налоги должно платить СНТ в РФ и как устроено налогообложение СНТ. Узнаем, как СНТ должны подавать налоговые декларации:

  • СНТ в конце каждого налогового периода заполняет налоговую декларацию на общих основаниях. После этого декларации передается в ФНС России по месту . Если декларация не содержит ошибок, то ФНС подписывает ее и ставит печать. После этого председателю СНТ приходит оповещение о том, что Федеральная налоговая служба приняла декларацию. После этого нужно заплатить все налоги согласно данным, которые указаны в декларации.
  • Если в течение налогового периода у СНТ не возникает обязательств по уплате некоторых налогов, то СНТ должна отразить этот факт в налоговой декларации. Если этого не сделать, то СНТ может быть оштрафована.
  • Для покрытия налогов обычно используются целевые и членские взносы, которые делают участники СНТ.

Налогообложение целевого финансирования и целевых поступлений

Налоговое законодательство Российской Федерации содержит такие понятия, как целевое финансирование и целевые поступления.

О том, что признается целевым финансированием и целевыми поступлениями, и как учитываются полученные целевые средства организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, мы расскажем в этой статье.

Целевое финансирование

В общепринятом понимании целевое финансирование представляет собой выделение финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), как Вы знаете, установлены перечни доходов, как учитываемых, так и не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Напомним, что к доходам организации, учитываемым в целях налогообложения прибыли, в соответствии со статьей 248 НК РФ относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой прибыли, поименованы в статье 251 НК РФ и в их состав включены средства целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами.

Перечень имущества, относящегося к средствам целевого финансирования, содержит подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно этому перечню, к средствам целевого финансирования относится, в частности, имущество в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ).

Таким образом, денежные средства, полученные товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 03-03-06/4/200113.

Следует отметить, что названный выше Фонд ликвидируется и прекращает свою деятельность с 1 января 2018 года, основанием для ликвидации Фонда до окончания указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности, что следует из статьи 25 Федерального закона № 185-ФЗ.

К средствам целевого финансирования относится также имущество в виде:

– средств бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным и осуществляющим управление многоквартирными домами в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, а также при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений в таких домах – управляющим организациям, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах;

– средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с ЖК РФ, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В письме Минфина Российской Федерации от 9 октября 2012 года № 03-03-06/1/530 рассмотрен вопрос учета в целях налогообложения прибыли доходов управляющей компании в виде средств на проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома.

В письме отмечено, доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых) поступлений, применяемых в целях НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Из изложенного следует, что денежные средства, поступающие управляющей организации от арендаторов общего имущества многоквартирного дома, от нанимателей жилых помещений на условиях социального найма в рамках договора управления многоквартирным домом и (или) договора долевого участия в расходах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не указаны в статье 251 НК РФ в качестве средств целевого финансирования.

При этом расходы управляющей организации при условии из соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, также учитываются в целях налогообложения прибыли.

В случае оказания услуг по управлению многоквартирным домом на условиях агентских договоров следует учитывать положения подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ и пункта 9 статьи 270 НК РФ, согласно которым при определении налоговой базы не учитываются доходы (расходы) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) поверенному (переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным) в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет возмещения (оплаты) затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Высказанную в письме позицию можно распространить не только на управляющие организации, но и на ТСЖ, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах и осуществляющие управление многоквартирными домами.

Если же собственники жилья выбрали способ управления – непосредственно управление и заключают с организацией договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то управляющая организация учитывает доходы от соответствующего оказания услуг и (или) выполнения работ для целей налогообложения прибыли в общем порядке, о чем сказано в письмах Минфина Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 03-03-07/38, от 23 марта 2012 года № 03-03-06/1/152.

Отметим, что пунктом 5.11 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", утвержденных Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41 определено, что к организациям ЖКХ относятся организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Говоря о средствах целевого финансирования, нельзя не обратить внимания на один важный момент – организации ЖКХ, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль, и получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Такие разъяснения даны специалистами Минфина Российской Федерации в письме от 4 сентября 2009 года № 03-03-06/1/574.

В письме Минфина Российской Федерации от 11 апреля 2008 года № 03-03-06/4/26, а также в письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 10 февраля 2012 года № 16-15/011614@ обращено внимание на то, что, применительно к ряду доходов, относящихся к средствам целевого финансирования, помимо соблюдения их целевого назначения предъявляются дополнительные условия исключения этих доходов из базы налога на прибыль организаций.

Получатели доходов в виде целевого финансирования обязаны не только соблюдать их целевое назначение, но и выполнять иные, установленные источником средств целевого финансирования, условия их предоставления.

Источник средств целевого финансирования может определить, в частности, допустимые формы и сроки использования средств, в том числе предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода. Соблюдение этих условий обязательно для предоставления освобождения, предусмотренного подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Целевые поступления

Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Как отмечено в пункте 1 письма ФНС Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № СА-4-7/23263 "О направлении обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год", согласно буквальному толкованию положений пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся, во-первых, целевые поступления из бюджета и, во-вторых, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Таким образом, целевые поступления из бюджета не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль при условии соблюдения требований, предъявляемых к порядку отражения в учете данных поступлений, а также их расходования.

Помимо самого понятия, пункт 2 статьи 251 НК РФ содержит и подробный перечень поступлений.

Из определения следует, что к целевым относятся поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поэтому определим, какие организации признаются некоммерческими.

Как следует из пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Перечень форм некоммерческих организаций содержит пункт 3 статьи 50 ГК РФ. В этот перечень входят, в частности, такие формы некоммерческих организаций, как потребительские кооперативы, к которым относятся, в том числе, жилищные, жилищно-строительные кооперативы; товарищества собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья.

Согласно статье 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Граждане и юридические лица объединяются с целью создания, в частности, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов регулируется ЖК РФ. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом (далее – ЖСК) согласно статье 110 ЖК РФ признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) на основании статьи 135 ЖК РФ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Итак, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества. В письме Минфина Российской Федерации от 26 июня 2012 года № 03-03-07/29 отмечено, что ТСЖ (ЖСК), являющееся налогоплательщиком налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ (ЖСК), то с учетом положений статей 249 и 250 НК РФ суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Вместе с тем, данные платежи (например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ (ЖСК) принимаются к уменьшению доходов в составе расходов в части, подлежащей перечислению соответствующим организациям, оказывающим эти услуги.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина Российской Федерации от 23 мая 2012 года № 03-03-07/25.

В письме ФНС Российской Федерации от 9 августа 2010 года № ШС-37-3/8663@ "О налогообложении товариществ собственников жилья" сказано, что членами товариществ собственников жилья, жилищно-строительных и жилищных кооперативов (далее – ТСЖ) вносятся обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.

Средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле пункта 1 статьи 251 НК РФ не являются.

Таким образом, плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги является выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации. При этом для целей налогообложения ТСЖ учитываются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Вместе с тем, в случае если в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ (то есть является, исходя из договорных обязательств, посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ вышеперечисленные услуги), то налогообложение налогом на прибыль средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то есть только в части посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные услуги.

Коснемся управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на основании договоров управления, заключаемых с собственниками помещений в таких домах. Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Суммы платежей, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах управляющей организации в рамках договора управления, учитываются в целях налогообложения прибыли. При этом расходы указанной организации по оплате услуг специализированных ресурсоснабжающих организаций при условии их соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, также учитываются в целях налогообложения, на что указано в письме Минфина Российской Федерации от 18 декабря 2009 года № 03-03-06/1/817.

Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования и целевых поступлений, установленным подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

К целевым поступлениям, как мы уже отмечали в нашей статье, относятся отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Ввиду того, что в качестве получателя средств на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества поименован ограниченных перечень организаций, доходы в виде указанных отчислений, поступившие иным лицам, подлежат включению в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, на что указали минфиновцы в своем письме от 29 октября 2009 года № 03-03-06/1/710.

В письме Минфина Российской Федерации от 28 сентября 2011 года № 03-03-07/36 также отмечено, что если управляющая компания является коммерческой организацией, то, в отличие от ТСЖ средства на проведение капитального ремонта, поступающие от собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, должны учитываться ею в целях налогообложения прибыли организаций в общем порядке.

В письме ФНС Российской Федерации от 22 апреля 2011 года № КЕ-4-3/6526@ "О налогообложении товариществ собственников жилья" рассмотрен вопрос о налогообложении средств целевых поступлений в случае, если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при применении организацией упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

ТСЖ, применяющее УСН, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ его членами. Учет других платежей, поступающих ТСЖ от его членов, в составе доходов будет зависеть от договорных отношений ТСЖ и его членов.

Если в соответствии с уставом на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) и при этом действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ (то есть исходя из договорных обязательств не является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ указанные услуги), и на членов ТСЖ возложены обязанности по оплате данной деятельности ТСЖ, то в соответствии со статьей 249 НК РФ суммы платежей членов ТСЖ за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться ТСЖ в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

При этом если ТСЖ применяет УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то он вправе для целей налогообложения учитывать расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

В случае если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, такие налогоплательщики обязаны уплатить минимальный налог в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ (пункт 6 статьи 346.18 НК РФ).

Если в соответствии с уставом на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению вышеуказанных жилищно-коммунальных услуг и ТСЖ от своего имени по поручению членов ТСЖ или от имени и за счет членов ТСЖ заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) (то есть является исходя из договорных обязательств посредником, закупающим услуги по поручению членов ТСЖ), то на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 03-11-11/33417.

Дачное некоммерческое партнерство — вариант организации дачного хозяйства, создающийся самими владельцами (необходимо более трех учредителей) для решения различных хозяйственных и социальных вопросов.

Земли ДНП – это территория, выделенная администрацией района или органом, занимающимся распределением земель, в распоряжение дачного партнерства для ведения дачного, садового, огородного хозяйства и постройки дачных домов. Это — дачные кооперативы!

Для организации партнерства могут быть выделены земли двух видов:

  • относящиеся к территории населенного пункта;
  • являющиеся сельскохозяйственными угодьями.

В любом случае, земли ДНП должны быть:

  • освоены не позднее, чем через три года после образования партнерства;
  • застроены летними дачами или капитальными домами (этот тип дачного хозяйства предусматривает обязательное строительство на участке).

Территория ДНП , относящаяся к населенному пункту, практически приравнена к участкам под индивидуальное жилищное строительство, потому что:

  • расположена вблизи дорог;
  • находится вблизи линий электропередач, водопровода, канализации, газопровода и т.д.;
  • разрешено оформление постоянной регистрации в построенном доме;
  • рядом с дачным партнерством находится вся инфраструктура населенного пункта: больницы, детские сады и школы, магазина и т.д.;

Участки ДНП, как правило, имеют более низкую стоимость, чем земли ИЖС или , потому что они менее плодородны.

Однако, если партнерство расположено на территории города или поселка, стоимость земли возрастает.

Статус земель дачного партнерства

Земли дачного партнерства в момент регистрации получают статус юрлица, которое может быть истцом или ответчиком в суде и обязано оказывать содействие членам партнерства в решении социально-хозяйственых проблем.

В каждом ДНП есть собственность:

  • частная (индивидуальная) – участки, за которые члены партнерства внесли вступительные взносы, а затем приватизировали или выкупили;
  • общая, созданная за счет взносов участников: дороги, общие заборы и ворота, детские площадки и зоны отдыха, места сбора мусора, противопожарные сооружения и т.д.

Все имущество, находящееся в общей собственности, принадлежит ДНП, как юридическому лицу.

Главный орган ДНП — правление . Этот орган уполномочен без согласия остальных членов некоммерческой организации осуществлять различные действия от имени всего дачного партнерства. Решения, принимаемые правлением партнерства, оспорить очень сложно.

Получить участок в ДНП можно, только вступив в его члены. Для этого необходимо написать заявление в администрацию ДНП. Новый участник обязательно уплачивает вступительный взнос, который является платой за получение участка. Через некоторое время участок можно приватизировать.

ДНТ

Дачное некоммерческое товарищество – второй распространенный вариант объединения дачников. Согласно законодательству, ДНТ и ДНП крайне схожие формы организации. Основным их отличием является принадлежность имущества общего пользования.

В ДНП оно, как было сказано выше, находится в собственности юрлица. В ДНТ общее имущество разделяется на:

  • приобретаемое за счет целевых взносов – является собственностью всех участников товарищества;
  • созданное за счет спецфонда (доходы, членские и вступительные поступления) – принадлежит юридическому лицу.

Назначение земель дачного товарищества

Согласно законодательству, земли ДНТ могут быть использованы под строительство жилого дома с правом временной или постоянной прописки, дачного строения, а также для организации места отдыха, выращивания деревьев, возделывания сельхозназначения, бахчевых культур и картофеля.

Строить на своем участке домик не обязательно , так же как и вступать в члены товарищества.

Общие земли в ДНТ предназначены для организации подъездных дорог и создания прочей инфраструктуры товарищества.

Все решения, касающиеся общего имущества, в ДНТ принимаются на общем собрании всех его членов и обязательно должны фиксироваться в протоколе.

Действия председателя или членов правления без протокола общего собрания не имеют юридической силы и могут быть легко оспорены в суде.

Подробно о видах разрешенного использования земельных участков сельхозназначения читайте .

Граждане могут вести хозяйство на собственном земельном участке без вступления в члены ДНТ. При этом индивидуальный хозяйственник имеет право пользоваться всей инфраструктурой товарищества.

Оплата эксплуатации общего имущества осуществляется на основании договора, заключенного между собственником участка и правлением дачного товарищества. Сумма выплат для владельца участка, не состоящего в товариществе, не может быть выше членских взносов.

При этом участвовать или нет в различных проектах изменения инфраструктуры (сдавать деньги на ремонт дорог, газификацию и пр.), собственник вправе решать сам.

Происхождение категорий земель ДНТ и ДНП

До 1990 года крупные предприятия и государственные учреждения строили дачи и выделяли участки для своих сотрудников. После 1991 года эти участки постепенно приватизировались, происходило преобразование форм собственности.

В это же время началась свободная продажа земли для организации дачных хозяйств и строительства домов. Для предоставления дач всем желающим, распродавались и приватизировались бывшие поля и пустующие участки вблизи населенных пунктов.

В настоящее время из-за нехватки земель и сохраняющегося спроса на участки, продолжается преобразование под дачи пахотных земель и территорий вблизи городов. Иногда под застройку идут даже площади природных заповедников.

Дачные некоммерческие организации: плюсы и минусы

На практике ДНП и ДНТ имеют незначительные отличия. Эти формы организации дачных хозяйств со временем могут переходить друг в друга (см. ). Совсем другое дело – ИЖС, СНТ.

Индивидуальное жилищное строительство предусматривает обязательную постройку дома на участке , находящемся в черте населенного пункта. Возведение здания и освоение территории осуществляется за счет средств собственника.

Понятие личного подсобного хозяйства в современном законодательстве нет, поэтому достоверно определить его преимущества и недостатки сложно: этим термином иногда называют частные владения находящиеся на территории населенных пунктов, а иногда – за их пределами. Но на самом деле – это «понятие из прошлого».

Земли садового некоммерческого товарищества изначально не предназначались для строительства, но в настоящее время их все чаще используют для возведения жилых домов.

Преимущества дачных некоммерческих организаций:

  • низкая стоимость земли – как правило, почва партнерств и товариществ менее плодородна, отсюда и снижение цены участков;
  • возможность приобретения большого участка (в ИЖС его размер ограничен);
  • наличие управляющего органа, который должен помогать с решением различных проблем, возникающих в процессе эксплуатации дачи;
  • при использовании в качестве постоянного жилья – размер коммунальных платежей обычно меньше, чем в городе.

Недостатки партнерств и товариществ:

  • часто возникают сложности с оформлением прописки;
  • недостаточный уровень развития инфраструктуры;
  • проблемы с проведением электричества, воды, газа – кроме материальных затрат приходится преодолевать различные административные барьеры;
  • необходимость уплаты членских взносов или оплаты по договору за пользование инфраструктурой организации.

Выбирая между дачным участком и землей под индивидуальное строительство, желательно учитывать:

  • сумму, которую вы можете вложить в приобретение – дача стоит дешевле;
  • цель использования: только проживание – больше подойдет ИЖС, выращивание фруктов, овощей и т.п. – дача;
  • уровень комфорта: ИЖС – близко дороги, магазины, больницы и т.п., дачный участок – тишина, возможное одиночество (соседи могут появляться лишь изредка);
  • желание общаться: в партнерстве и товариществе многие вопросы можно решить только сообща, а в ИЖС даже соседи могут быть не знакомы.

Одни дачники получают свои дачи по наследству. У других есть возможность выбора. Третьи предпочитают объединить дом и дачу – каждый вечер уезжать от городской суеты в тихий загородный дом. А некоторые вообще хотят . Вариантов много, главное не принимать спонтанных решений и проанализировать все варианты.



Просмотров