Что привело раскольникова к наказанию. Cочинение «В чем преступление и наказание Родиона Раскольникова

Арифметика теории против живой жизни

В 1866 году был напечатан роман Достоевского «Преступление и наказание» – роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений; роман о «современном герое, вместившем в грудь свою все страдания и раны времени». В этот период Россия вступила на путь капитализма, характеризовавшийся усилением эксплуатации народа и быстрым разорением не сумевших приспособиться к новым условиям. С горечью писал об этом времени Салтыков Щедрин: «Да, в эти минуты действительно нечто упраздняется, но это «нечто» есть именно тот характер человечности, который сообщает жизни всю ее цену и смысл».

Путей самого глубокого – социального, нравственного, духовного – обновления, избавления человека от власти прибыли искала передовая русская молодежь конца 50 х – начала 60 х годов XIX века. Трагические мечтания Раскольникова имеют тот же источник. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок». Убить старуху процентщицу, которая никому не нужна, даже вредна, взять ее деньги, «обреченные в монастырь», взять не для себя – для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость! «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» На этой мысли Раскольников строит свою теорию о том, что «люди вообще по закону природы разделяются на два разряда: на низших, то есть, так сказать, служащих единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Они во имя нового, лучшего могут переступить закон и для своей идеи «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Что же толкает Раскольникова на такие размышления, а затем и на преступление? В три последних дня перед убийством мысль и душа Раскольникова сталкиваются с трагедией жизни. Он слышит историю Сони Мармеладовой, которая через себя переступила, затем получает письмо своей матери, где она пишет, что сестра Раскольникова, Дунечка, собирается замуж за нелюбимого человека ради благополучия «бесценного Роди», и, наконец, встречается с пьяной, обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. То, что он видит вокруг, свое бедственное положение рождает перед ним символ вечной жертвы: «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит». Таким образом, не собственная бедность, не только нужда и страдания сестры и матери терзают Раскольникова, а нужда всеобщая, безвыходное горе, вечная бессмыслица и нелепость бытия, ужас и зло, царствующие в мире, слабость и несовершенство человека.

Мир страшен. Принять его, примириться с ним – невозможно, противоестественно, равносильно отказу от жизни. И Раскольников видит из этой ситуации единственный разумный, с его точки зрения, выход – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, морали, переступить вечные нравственные законы, «сломать, что надо, раз и навсегда». Но вот вопрос: способен ли ты быть настоящим человеком, право имеющим «сломать»? Раскольников говорит: «Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Убийство старухи – единственный, решающий, последний эксперимент.
Преступление Раскольникова совершено. Казалось бы, его идея претерпела крах. Но Раскольникову нужен был этот эксперимент именно для проверки своей способности к бунту, а вовсе не для проверки идеи, которая, по его мнению, верна и неопровержима. Сознательных, логических опровержений своей теории Раскольников так и не находит. Но вместе с тем – и в этом гениальность романа Достоевского – все нарастает, усиливается и побеждает наконец опровержение раскольниковской идеи – опровержение ее душой и мыслями самого Раскольникова, его совестью, нравственной силой Сони. Это опровержение не сухое и теоретическое, не «арифметика» новой теории – это опровержение жизнью.

Весь месяц от убийства до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе. И прежде всего – это борьба с самим собой, со своей совестью. Без конца анализирует Раскольников результаты своего жестокого эксперимента и со всей беспощадностью открывается перед ним жестокая истина: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг, «не переступил, на этой стороне остался», оказался «тварью дрожащей»!

Почему же Раскольников не смог переступить? Сам он объясняет это тем, что он – «вошь эстетическая», не смог пойти до конца. На самом деле уже в самой идее его заложено и его наказание. И главное в том, что в глубине души Раскольников твердо убежден, что человек, какой бы он ни был, пусть даже отвратительная старуха, не вошь, что нет и не может быть «твари дрожащей», а есть человек. И еще одна преграда стоит на пути Раскольникова, является его наказанием. Отчуждение от людей, разъединение с ними – вот необходимое условие и результат раскольниковского преступления – бунта «необыкновенной личности». Но не выдерживает Раскольников и одиночества, он не выдерживает его, а идет к Соне.

Отчуждения окончательного и бесповоротного, разрыва со всеми, которого он так хотел, Раскольников не смог вынести, как не вынес и своего преступления. Наказание Раскольникова – в страшных муках совести, которые терзают его душу все время, наказание в том ужасе от своей непригодности, неспособности осуществить идею, наказание – в этом убийстве в себе основного принципа своей теории («не старуху убил, а принцип убил»), наказание в невозможности быть верным своему идеалу, в тяжких мучениях сформулированному.

Жестоко наказан Раскольников, но в этом наказании его спасение, потому что на другом полюсе этой теории «все дозволено» стоит Свидригайлов. Свидригайлов переступил через человека в себе самом и через все человеческое. Этот путь невозможен для Раскольникова, слишком сильны в нем человеческие и нравственные законы, которые он собирался переступить. Раскольников не выдерживает борьбы с самим собой, он думает, что его признание – признание его собственной несостоятельности, а идея стоит нерушимо и незыблемо.

Не так думает Достоевский. Он считает, что потерпел крушение не его главный герой, а его бесчеловечная идея. Достоевский, будучи замечательным психологом и гуманистом, приводит читателя к выводу, что для спасения своей души надо пострадать, очиститься. Здесь в образе спасителя Раскольникова выступает Соня – жертва общественного строя, но человек со смиренным умом и наивной верой в бога. Она призывает Раскольникова пострадать, искупив тем самым свою вину. С этого и начинается воскресение Раскольникова, заканчивается его наказание.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый...

    Старуха-процентщица (Алена Ивановна). «…сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

/ / / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

В психологическом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает страшное преступление – убийство старушки. И на протяжении всей второй части произведения автор показывает, какие муки он испытывает по этому поводу, и какое наказание несет.

Весь сюжет романа завязан на внутренних переживаниях Раскольникова, позволившего себе решать, кому жить, а кому умереть. Изначально Родион изобрел теорию, по которой выходит, что он не «дрожащая тварь», а человек, который имеет право лишить жизни другого человека. Но теория дает сбой: итогом совершенного преступления становится внутренний конфликт,который с каждой страницей произведения становится только острее. Герой испытывает целую гамму чувств: раскаяние, отчаяние, страх.

– молодой человек с чувствительной и восприимчивой натурой. Его задевает несправедливость общества, в котором все живут. Жители Петербурга разделены на две группы: одни купаются в роскоши, другие же прозябают в нищете. Герой не может спокойно смотреть на то, как простые люди всеми силами пытаются найти выход из сложившейся ситуации и хоть как-то жить. Глядя на это, Родион мрачен и угнетен. Его терзает такое положение дел.

Возможно, эта безрадостная и нищенская жизнь, которой он вдоволь насмотрелся, и толкает его на преступление, дает ему позволение считать себя мстителем.

Герой будто в бреду задумывает и совершает поступок, за который потом приходится нести моральное наказание.

Некоторые литературоведы справедливо полагают, что главнее в романе вторая часть, в которой герой несет наказание. Конечно, не наказание в виде каторги стало его расплатой. Гораздо большие муки испытывает Родион от того, что он теперь не такой, как все, он убийца. И хотя Родион постоянно чувствует любовь близких людей, он не может простить себя сам. Считает себя убийцей, которого не нужно прощать, ведь он этого не достоин.

Если говорить о наказании, то оно заключается в первую очередь в том, что Раскольников никогда не сможет стать тем человеком, которого можно любить и уважать. Герой будто вырезает из себя ту часть, которая делала его человеком. Постоянный внутренний конфликт, который переживает Родион, перерастает в настоящую болезнь. Молодой человек мучается. Ему жалко самого себя, но уже ничего нельзя изменить. И это самое страшное.

Раскольников страдает еще и по той причине, что его теория потерпела крах. Тогда для чего же все это было совершено? Этим преступлением он поставил себя наравне с теми, кого раньше просто презирал. Как оказалось, он не старушку убил, а самого себя, личность в себе. И эта мысль, которая гложет его ото дня ко дню все сильнее, и является самым страшным наказанием для Родиона Раскольникова. Перед ней все тюрьмы и каторги просто ничто.

Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без затруднений. Раскольников ясно описал весь процесс убийства. Тот факт, что он не знал точного количества украденного послужил основанием для заключения о некоем временном умопомешательстве преступника.

Выяснились также некоторые дополнительные сведения, говорящие в пользу подсудимого: в университете бескорыстно помогал больному товарищу, когда же тот умер, опекал его старика отца; во время пожара вынес из огня двух маленьких детей.

Все это способствовало смягчению участи обвиняемого: он был присужден к восьми годам каторжных работ. Соня последовала в Сибирь за Раскольниковым.

Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, во время процесса повредилась рассудком, ни о чем не спрашивала, только все время перечитывала статью сына.

Дунечка вышла замуж за Разумихина. Оба они твердо решили подкопить денег и переселиться в Сибирь, чтобы быть ближе к Роде. Пульхерия Александровна благословила молодых, но вскоре ее здоровье пошатнулось и она умерла.

Соня каждый месяц писала Разумихиным. Из ее посланий они знали, что Раскольников ходит на работы и Соня имеет возможность видеться с ним, а сама устроилась в городе и зарабатывает шитьем.

Раскольников на каторге

Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.

Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.

В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.

Воскрешение Раскольникова

Во время болезни Раскольникову в бреду грезилось, будто весь мир осужден и должен погибнуть. Появились какие-то микроскопические существа, вселявшиеся в людей, отчего те становились бесноватыми и сумасшедшими, однако считали себя обладателями истины в последней инстанции. Каждый слушал только себя. Не придя к согласию, люди с ожесточением убивали друг друга.

Раскольников не мог забыть свои горячечные грезы, и это мучило его. Однажды под вечер он подошел к окну и увидел вдали у госпитальных ворот Соню. Она стояла словно в ожидании. Что-то пронзило его сердце, он вздрогнул и отошел от окна. В следующие дни Соня не приходила, и Раскольников почувствовал, что ему не хватает ее. Выписавшись, он узнал в остроге, что девушка заболела, и очень встревожился.

Наконец Соня прислала записку, что скоро придет повидаться. Сердце его сильно и больно билось. На следующий день Раскольников отправился на работу.

Выдалась свободная минутка, и он сидел на берегу Иртыша и смотрел на другую сторону, туда, где была свобода. Соня незаметно подошла и села рядом. Лицо девушки побледнело и осунулось, но она радостно улыбнулась ему и робко протянула руку.

«Преступление и наказание» - один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека.
Герой романа - Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм, мрачен и мнителен. Этот человек живет как бы отдельно от мира: ничем не интересуется из того, чем интересуются окружающие его люди. В то же время он горделив, даже надменен: «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».
Но это только одна сторона личности Раскольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». И это верно. Ведь Раскольников еще добрый, любящий, великодушный и отзывчивый человек. Он любит мать, сестру, детей. Одно время Раскольников даже подумывал о женитьбе, движимый необычным чувством. «Она больная такая девочка была... совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала... Дурнушка такая... собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная. Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил...» - вспоминает Раскольников. В этом раздумье героя проявляется еще одна черта его характера, незамеченная ранее: он хочет делать добро людям. Этим же желанием он руководствуется и в доме Мармеладовых, когда отдает этой семье последние свои деньги.
И еще одна черта, без которой портрет героя был бы неполным - он умен, даже, можно сказать, талантлив. Будучи еще студентом, он написал статью на философскую тему, напечатанную и замеченную. В статье Раскольников излагает свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель душ, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: правители, которые для достижения своей цели имеют право совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
Что же толкнуло Раскольникова на преступление? Несколько причин, одна из которых социальная. Раскольников - обедневший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни доходов. Он приехал в Петербург учиться в университете, чтобы по окончании учебы добиться положения в обществе. Учиться ему приходится на те гроши, которые выделяет ему мать из своей скудной пенсии, да на собственные заработки от случайных уроков. Но даже окончание университета не гарантирует ему полного благополучия. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещи, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обеда». Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами. Он совершенно пообносился, ему даже на улицу не было в чем выйти, поэтому нельзя было рассчитывать и на уроки. Но страдал не один Раскольников. В таком же или почти в таком положении были его мать и сестра.,Чтобы поддержать горячо любящего брата, сестра Дуня поступила гувернанткой в семью Свидри- гайлова. Свидригайлов покусился на честь и невинность Дуни, и она вынуждена была оставить место. В безвыходном положение Дуня соглашается на брак с Лужиным и тем самым приносит себя в жертву ради брата. И тогда в голове Раскольникова зреет план. Надо убрать все недостойное и ненужное, чтобы можно было жить тем, кто на это «право имеет». Ради тех, кого любишь, надо «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, светлых мыслей и начинается преступление Раскольникова.
Но не только ради родных старается Раскольников. По мнению Раскольникова, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести». Можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Убив старушонку, он заодно узнает, кто же такой Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»?
В сущности, когда Раскольников случайно услышал разговор студента и офицера о том, что неплохо бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, мысль эта уже была в голове Раскольникова, она просто обрела плоть, материализовалась. Теперь эта мысль настолько захватила всего Раскольникова, что даже движет его поступками. «...Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, возвратился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем лишнее идти». Там, на Сенной, Раскольников слышит разговор сестры старухи Лизаветы с мещанином, из которой точно узнает, что на следующий день старуха «ровно в семь часов вечера останется дома одна». Теперь уже он ни о чем ином не мог думать. Его захватила идея.
Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное - наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх. Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», - шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает. Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Порфирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею. Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.
Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной. Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление - убить Лизавету. А Лизавета - одна из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.
Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается...» Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу. Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей. Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».
Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением. Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом. Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

Сочинение на тему «В чем наказание Раскольникова?» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 3.33 /5 (66.67%) 3 votes

В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович знакомит нас со своим героем, Родионом Раскольниковым. Он, бедный студент, который погряз в долгах, голоде и грязи. Окружение Родиона примерно такое же, но герой видит, что в обществе есть и зажиточные люди.

Такой он видит старуху-процентщицу, которой неоднократно закладывал свои вещи. У Родиона Раскольникова появляется план: убить богатую старуху и тем самым поднять свой социальный статус. Раскольников считал, что все люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первые – это люди, имеющие право совершать все, что захотят, такие как Наполеон. А вторые – те, кто обязан подчиняться первым и жить по чужому указу, не имея права выбора, таковыми являлись, по мнению Раскольникова, 99% всех людей. Именно поэтому герой пошел на убийство, он думал, что убив старуху, она, во-первых, обогатится, во-вторых, станет «право имеющим» и изменит свою жизнь к лучшему. Но что же мы видим, после совершенного поступка жизнь Раскольникова становится только хуже.
В чем же заключается наказание главного героя? Несомненно, в первую очередь, Раскольников получил наказание физическое – был отправлен в ссылку. Места лишения свободы, конечно же, заставляют человека задуматься о содеянном. Но все же, я считаю, большим наказанием для Родиона Раскольникова послужили терзания совести и осознание своей вины. Ведь с самого первого дня после совершения убийства, герой впал в депрессию, его охватил жар. Все существо его осознавало, какой страшный и непоправимый поступок он совершил. А также немаловажна роль Порфирия Петровича, который с самого начала видел, как волнуется герой при беседах, как ведет себя. Опытному следователю сразу стало видно, что перед ним преступник, но мудрый Порфирий Петрович решил привести Раскольникова к покаянию.
«Преступление и наказание». Название произведения как ни что иное отражает его суть. Сначала было совершено ужаснейшее преступление, а после последовало наказание. Причем, не зря акцентирует свое внимание именно на второй части. Ведь совершить убийство – дело недолгое, глупое, осознать, покаяться не так просто, а исправить и вовсе нельзя.



Просмотров