Человек — венец творения. Так ли это? Венец творения

Православное Догматическое Богословие Помазанский Протопресвитер Михаил

Человек - венец творения

Человек - венец творения

В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он «Не много ты умалил его пред Ангелами» (Пс. 8:6). Прор. Моисей так изображает его происхождение. После того, как созданы были все земные твари, «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными …и над всею землею …И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:26-27). Уже сам по себе совет Божий, какого не указывается при создании прочих земных тварей, ясно говорит о том, что человек должен быть творением особым, отличным от других, высшим, совершеннейшим на земле, имеющим и высшее назначение в мире. Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его «по образу Божию и подобию» и что он действительно создан по образу Божию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом, следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих. Наконец, даваемые во второй главе Бытия некоторые подробности касательно творения человека подчеркивают еще раз особые преимущества творения человека. Именно здесь сказано: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь различаются два действия или две стороны действия, которые можно понимать как одновременные: создание тела и оживотворение его. Преп. Иоанн Дамаскин замечает: «Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» (Точное изложение веры, кн. 2, гл. 12, о человеке). По изображению книги Бытия, Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал; притом творит особеннейшим образом, не одним Своим повелением или словом, как это было при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по телесной организации своей человек от начала своего бытия есть существо превосходящее всех тварей. Бог - сказано далее - вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Как получивший дыхание жизни, по образному выражению, из уст Самого Бога, человек таким образом, представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

Отсюда вытекает возвышенное воззрение на значение человеческого тела, проводимое вообще в Священном Писании. Тело должно служить спутником, органом и даже сотрудником души. От самой души зависит - унизиться ли ей до того, чтобы стать рабой тела, или же, руководясь просвещенным духом, сделать тело своим послушным исполнителем и сотрудником. В зависимости от души тело может представить из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может сделаться и храмом Божиим, и совместно с душой участвовать в прославлении Бога. Так учит Священное Писание (Рим. 12:14; Гал. 3:3; Кор. 9:27; Гал 5:24; Иуды ст. 7-8; 1 Кор. 3:16-17; 1 Кор.6:20). «И с телесной смертью человека не навсегда прекращается связь души с телом. Настанет некогда время, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и опять соединятся навсегда со своими душами, чтобы получить участие в вечном блаженстве или мучении, соответственно тому, что при участии тел совершено было людьми доброго или худого в течение земной жизни» (2 Кор. 5:10).

Тем более возвышенный взгляд внушается нам словом Божиим на природу души. При создании души Бог ничего не взял для нее от земли, а наделил ею человека одним Своим творческим дуновением. Это ясно показывает, что, по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собой сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу не земную, а премирную, небесную. Высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным выразил Господь Иисус Христос в словах: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. 16:26). Господь наставлял учеников: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. 10:28).

Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: «Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый… Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества». (Сл. 7, о душе).

Нельзя, однако, из подобных возвышенных святоотеческих образных выражений делать основание для учения, что душа «божественна», в полном смысле слова, и, следовательно, имела свое бытие вечное до воплощения своего в земном человеке, в Адаме (такой взгляд встречается в одном из современных Богословско-философских течений, идущем за В. С. Соловьевым). Само по себе выражение: Душа - происхождения небесного, - не значит, что душа божественна по существу. «Вдунул дыхание жизни» есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа или есть элемент - Божества. Златоуст пишет: «Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, «вдунул», говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они превращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?» (Златоуст, Толкование на книгу Бытия).

Как понимать человекообразные выражения о Боге, об этом была речь в главе о свойствах Божиих, о Боге как Духе. Здесь воспользуемся рассуждением блажен. Феодорита. «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл сего изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий Пророк замечает, что других тварей всяческих Бог создал словом, а человека создал Своими руками. Но как там под словом, мы разумеем не повеление, но одну волю, так и здесь, при образовании тела, не действие рук, но величайшую внимательность к сему делу. Ибо, каким путем ныне по Его воле зарождается плод в утробе материнской, а природа следует законам, которые Он с самого начала предписал ей, - так и тогда, человеческое тело по Его же воле составилось из земли и персть стала плотью». В другом месте блаж. Феодорит, выражается в общей форме: «мы не говорим, будто Божество имеет руки…; но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие о человеке» (Догм. Бог. Макария, т.1, стр. 430-431).

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Человек - венец творения В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он «Не много ты умалил его пред

Из книги Сорок хадисов Ан-Навави автора Мухаммед

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Под венец Православная свадьба достаточно сильно отличается от светской.В первую очередь - иными ценностными акцентами. По церковным канонам жених становится мужем, а невеста женой только после венчания, соответственно и супружеские отношения допускаются только после

Из книги Тайная Доктрина дней Апокалипсиса. Книга 2. Матрица автора Белый Александр

Человек и социум (Система Человек - Человек) Деятельность человека в Системе Сознание - Человек протекает между двумя Полюсами: физическим телом и психикой. За жизнь на Земле отвечает часть психики, которую мы называем Сознанием.Результативность деятельности человека

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Терновый венец Для бичевания Иисус был передан в руки солдат. Скорее всего, охрану наместнической резиденции осуществляли солдаты не римских войск, а местные вспомогательные части, укомплектованные сирийцами. Евреи сирийцев терпеть не могли, и те платили им взаимностью.

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Существует ли «венец безбрачия»? иеромонах Иов (Гумеров)Прежде всего, никакого «венца безбрачия» (также как «печати одиночества». «кода одиночества») не существует. Это словосочетание, в котором присутствует глумление над благодатным и радостным таинством брака, взято

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Венец творенья К концу войны приход за нерентабельностью закрыли - живых людей не сохранилось, и Лукерья, служившая в церкви ключницей, вышла в отставку. Переехала поближе к Москве - купила полдома в деревне Карамышево - и зажила себе ничего не делая, благо для одинокого

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

129 Я - венец творенья Я - венец творенья мудрого Творца,Он - Отец Небесный, я - Его дитя.Дивное хваленье с кроткою мольбойВознесу я Богу в этот день святой.Освяти, о Боже, дух греховный мойИ от всех пороков сердце мне омой,Чтобы сердцем чистым с верою живойМог взывать к Тебе я в

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Венец (Crown). Головной убор, символизирующий честь, ликование, победу или официальный статус его обладателя. В ВЗ упоминаются венцы четырех типов. (1) Венец первосвященника представлял собой золотую пластинку с надписью "Святыня Господня", края прикреплялась к его кидару

Из книги Правда о религии в России автора (Ярушевич) Николай

Терновый венец родины Слово, сказанное протоиереем А. П. Смирновым в городе Ульяновске в Казанском Патриаршем соборе 4 декабря 1941 года22 Июня 1941 года наша прекрасная родина облеклась в терновый венец. Из-под острых игл на ее чело брызнули первые капли - рубины жертвенной

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Венец для Иешуа 9 Было ко мне слово Вечного:10 - Собери серебро и золото у Хелдая, Тобии и Иедаи, которые пришли из Вавилонского плена, и ступай в тот же день в дом Иосии, сына Софонии. 11 Возьми серебро и золото, сделай венец и возложи его на голову главного священнослужителя

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Венец для Иисуса 9 Было ко мне слово Господне:10 - Собери серебро и золото e у Хелдая, Товии и Иедая, которые пришли из Вавилона, и ступай в тот же день в дом Иосии, сына Софонии. 11 Возьми серебро и золото, сделай венец и возложи его на голову первосвященника Иисуса, сына

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Венец творенья К концу войны приход за нерентабельностью закрыли - живых людей не сохранилось, и Лукерья, служившая в церкви ключницей, вышла в отставку. Переехала поближе к Москве: купила полдома в деревне Карамышево - и зажила себе ничего не делая, благо для одинокого

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Человек как соучастник творения Власть человека над новосозданным миром проявилась ярче всего, когда человек дал животным имена. Имя на древнем Востоке не было случайным сочетанием звуков – кто знает подлинное имя, тот понимает сущность его обладателя (У. Ле Гуин в своем

5 152

Человек - венец творения. Как часто мы слышим эти выражения и принимаем их как нечто само собой разумеющееся, даже не задумываясь. Но, позвольте, а кто сказал, что мы - венец творения? Бог? Когда? В своих Писаниях. ОК, у людей, которые верят в истинность Писаний, есть хотя бы причина полагать, что человек - венец творения. Им Бог так сказал. Но часто то же самое говорят и те, кто не верит в Писания, да и в Бога вообще. Правда они немного переделывают эту фразу и она звучит уже как «венец природы».

Но давайте попытаемся выяснить, так ли это на самом деле. Заслуживает ли человек этого высокого звания. Если да, то чем?

Для начала, давайте выясним, какой именно человек - венец творения. Каждый? Я сильно сомневаюсь. Посмотрите на этих представителей нашего вида.

Это явно не венцы творения. Они даже не на верхних ступенях. То есть, это выражение определённо относится не ко всем представителям нашего вида. Тогда к кому? К нашему виду в общем? ОК, давайте посмотрим на достижения этого творения и попробуем найти в них то, что делает нас венцом творения.

Деньги. Пожалуй, самое великое изобретение человека. Великое и… грязное. Именно они породили Власть. Деньги и власть. Это то, что мы придумали. На планете, которая способна в равной степени обеспечить всем необходимым все семь миллиардов представителей нашего вида, мы придумали деньги и власть, которые разделили людей на богатых и бедных, на очень богатых и нищих, на миллионеров и тех, кто умирает с голода. Что самое интересное, даже Бог не смог с этим справится и Ему пришлось даже устанавливать правила о том, как нам распоряжаться нашими деньгами. Вам это не кажется странным? Бог указывает людям на то, как им распоряжаться тем, что они придумали себе во вред.

Оружие убийства. Еще одно гениальное изобретение человечества. Додуматься изобрести средство способное убить себеподобного на расстоянии и уйти безнаказанным. Многие могут возразить, мол оружие предназначено для самообороны. Bullshit! Те, которые хранят дома оружие для самообороны, это те же самые люди, которые не надевают ремни безопасности будучи за рулём. И потом, от самообороны от кого? От себеподобного, у которого есть точно такое же оружие?

Убийство себеподобного. Достойное поведение для венца творения. И знаете что - животные этого не делают. Они не убивают представителей своего вида просто так. Они могут сцепиться друг с другом, выясняя кто более достоит самки, но они не станут убивать друг друга. Ах да, насекомые могут так сделать. Насекомые!!! Достойное сравнение для венца творения.

Пытки. Вот еще одна замечательная особенность венца творения. Пытать себеподобного. Даже насекомые не додумаются до этого. Причём мы придумали сотни способов пытать себеподобного. Сделать ему больно. Как можно больнее. Осознанно. Иногда это наше поведение предшествует предыдущему. Простое убийство нас не удовлетворяет. Поэтому мы сначала подвергнем человека пыткам, а потом убьём. Медленно. Ещё одно достойное поведение для венца творения. Животные так не делают.

Сексуальное насилие. Очередная фишка венца творения. Мужчина может изнасиловать женщину, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности. Он даже придумает себе оправдание, мол «она сама меня возбудила». Мужчина может изнасиловать даже мужчину с той же целью. Вдумайтесь! Но даже это не всё. Он может изнасиловать ребёнка (!!!). Обоих полов (!!!). Его поймают, дадут пожизненное заключение. А он, сидя в тюрьме, напишет книгу о своих приключениях. И книгу издадут. И она станет бестселлером. Другие люди будут читать, как этот ублюдок насиловал детей. Люди нафиг больные на голову. Но… они венцы творения. Животные так не делают. Они вообще не склонны к сексуальному насилию. Не только детёнышей, но даже к взрослым особям они так не относятся. Это наша работа. Наша -венцов творения.

Некрофилия. Это пик достойного поведения венца творения. Отыметь того, кто только что умер. Как вам это? Животные этого не делают. Крыса делает много гадостей, но она никогда не станет заниматься сексом с мёртвой крысой. Ей это даже в голову не придёт. Какой образ жизни должен вести венец творения, чтобы додуматься до этого? Просто задумайтесь.

Я перечислил здесь лишь небольшой набор того, что изобретено людьми. Лишь короткий список, который всегда можно дополнить и сделать намного длиннее, если подумать чуть больше, чем 30 секунд.

Но… многие возразят, мол люди изобрели много очень хорошего. Да? Например?

Музыка. Мы научились сочинять красивую музыку. Красивую и разнообразную. На любой вкус. От классики до тяжёлого рока. Но одновременно с этим, мы все согласны с тем, что лучшая музыка - тишина. Мы можем долго спорить о том, какая музыка самая красивая, но мы никогда не станем спорить о том, что красивее - шум моря или звуки леса. Да, мы умеем сочинять красивую музыку, но когда мы слышим пение птиц, нам хочется побыстрее выключить то, что сочинил венец творения и послушать то, что сочинили не венцы.

Живопись. Мы умеем рисовать. Ни одно живое творение не умеет так красиво изобразить красоту природы. Этим стоит похвастаться перед другими творениями и считать себя венцом. Как же. Давайте не будем забывать, что человек научился рисовать как только появился. Он, даже будучи примитивным, царапал рисунки на стенах пещер. Царапал, как умел. Неудивительно, что за 150 тысяч лет, он научился делать это более менее красивее, чем делал в начале. Но делает ли это нас венцом творения? Если учесть, что рисовать умеют не все, а красиво рисовать лишь немногие, то вряд ли.

Мысли. Мы умеем думать. И мы настолько самодовольны, что уверенно считаем, что никто кроме нас этого делать не умеет. Орангутан может сидеть часами и глядя вдаль… думать. «Его раздумья ни к чему не приводят! Он не развивается! Не прогрессирует!» Well, может глядя на нас, и наблюдая результат нашего прогресса, он намного умнее, чтобы не связываться со всем этим? Об этом в следующем пункте наших достижений.

Наука. Прогресс. О, да. Мы великие изобретатели. Мы научились выворачивать наизнанку наше планету, чтобы добывать энергию. Мы ищем её под землёй, тогда как её полным полно снаружи. Солнце, ветер, реки - это источники энергии, которых вполне хватило бы для жизнеобеспечения венца творения. У нас даже магнитное поле есть - весьма можный источник энергии, которым мы пока не научились пользоваться. Мы предпочитаем истреблять запасы планеты. И знаете что любопытно? Тех, кто поступает с нами так же, мы называем прикольным словом - рак. Рак - болезнь, которая съедает нас, несмотря на то, что именно МЫ даём ей среду обитания. Как вы отнесётесь к бактериям, которые проживая на вашем теле, будут сверлить вашу кожу и добывать из вас вашу кровь? Вы назовёте их вредителями. Болезнью, от которой необходимо избавиться. Так вот МЫ - рак этой планеты. Мы - та самая болезнь, от которой планета очень скоро избавиться. Причём мы весьма быстро прогрессирующаяся болезнь. Из 14 млрд. лет мы здесь всего лишь каких-то 150 тысяч. И посмотрите, что мы с ней делаем. Мы как блохи на теле этой планеты. Живём на ней и сосём её кровь. Так что не удивляйтесь, если скоро она просто стряхнёт нас всех с себя.

Итак, ответьте мне на вопрос, если мы - венцы творения, венцы природы, лучшие создания, то что даёт нам право награждать себя таким титулом? Чем человек это заслужил? И чем мы лучше пингвинов? Почему не они - венцы творения? Или лебеди. Почему не они - венцы творения? Чем они хуже нас?

Всему этому я вижу пока что только одно объяснение. Мы самодовольные эгоисты. Мы сами придумали себе титул - венец творения. Это заставляет нас думать о себе самом лучше. Заставляет чувствовать свою важность. Но это - самообман. Это миф, придуманный людьми для повышения собственной самооценки. «Я тут самый главный!» Fuck that! Я с этим не согласен.

P.S.: Допустим, что теория эволюции работает. То есть, мы когда то были головастиками, обитающими в воде, которые впоследствии из неё вылезли, научились ходить на задних конечностях и стали называть себя венцами творения. Простите, но когда мы были головастиками мы даже не предполагали, что когда-нибудь станем людьми. Так почему мы сейчас решили, что эволюция остановилась на нас? Почему бы не предположить, что мы - всего лишь очередная ступень эволюции, и наступит момент, когда мы станем чем-то другим. Надеюсь следующий вид будет умнее нас. Хотя бы настолько, чтобы не награждать себя титулом Венец Творения.

Человек – венец творения. Это, вроде бы, известно любому человеку, пусть даже не читавшему Библию, но хотя бы поверхностно знакомому, скажем, с европейской культурой. Венец творения… А вот о чем это? Какая реальность стоит за этими словами? Я искал для себя ответ у святых отцов. И нашел его у преподобного Иустина Поповича. Но буду честным – окончательную ясность в этот вопрос внес для меня не преподобный Иустин, а подыхающий пес моего друга Володи. Впрочем, лучше обо всем этом рассказать по порядку.

У преподобного Иустина Поповича я прочел слова, которых давно ждало мое сердце:

«Всю совокупную тварь Адам ощущает как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое всеединящей благодатью».

Речь тут, как я понимаю, о том, что мир органичен и целостен и взаимосвязан во всех своих проявлениях, а самое главное - неразрывно соединен со своим Творцом через животворящее действие Его благодатных энергий. Человек же в этом мире занимает исключительное положение, поскольку Бог вложил в него начатки всего сотворенного естества, сделав его венцом Своего творения.

Венец это ведь не просто знак почета, и не только то, что на самом верху. Это еще и то, что там, наверху, как бы собирает воедино и скрепляет собою все, что ниже. Такое значение слова «венец» сохранилось в строительной терминологии, где венцами называют ряды бревен в деревянном срубе. А еще более точно оно употреблялось когда-то у бондарей – мастеров по изготовлению бочек. Там венцом назывался обруч, который насаживался на дубовые или липовые дощечки, собирая их воедино, из набора заготовок превращая в готовое изделие – бочку.

Так и человек оказался венцом творения не только в значении максимальной славы сотворенного мира, но и вот в этом, если можно так выразиться – конструктивно-техническом смысле. Именно поэтому человек, по слову Иустина Поповича «…всю совокупную тварь ощущает как свое тело, как свое естество, расширенное до крайних пределов Вселенной».

Но это все – теория. А вот на деле я увидал эту святоотеческую истину при следующих обстоятельствах.

Однажды у моего друга сотрудники санитарной службы подстрелили пса. Отстреливали по городу пневматикой со шприцами, ну и… приполз Жук на крыльцо и начал подыхать. Вовке его стало жалко: даже не то, что подыхает хороший пес, а то – что… ну, буквально как собака подыхает, в коридоре, рядом с ботинками. И он его взял, положил к себе на кровать, обнял. У пса дыхание было рваное, прерывистое. Вовка прижал его к себе и начал медленно ритмично дышать. Постепенно, дыхание собаки стало выравниваться, и через пару минут Жук дышал уже ровно, в том же ритме, что и Вовка. А потом произошла совсем странная вещь. Он позвонил знакомой врачихе, и спросил: «Что нужно делать в таких случаях?». Та сказала, что она не ветеринар, а рентгенолог, поэтому что делать с подыхающей собакой она не знает. Но слыхала от кого-то, что нужно дать собаке сырое яйцо вперемешку с водкой. Яиц в доме не оказалось. И Вовка влил в пса полстакана водки с молоком. Жук покорно проглотил это пойло. И… уснул. А утром уже бегал по двору, и гонял кота.

Из книги "Бытие" -
сотворение человека.


26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Если бы человека создал человек, он устыдился бы плодов своего труда.
Из "Записных книжек" М.Твена, осень 1903 г.

Найдется ли еще на свете существо,
Что ищет гибели для рода своего?
И только человек при случае удобном
Охотно нанесет ущерб себе подобным.
Пьер де Ронсар

Ужасное творенье создал Бог,
Хоть и назвал его “Венцом Творенья”.
Где явится “венец” - повсюду он несёт
С собою Гибель, Смерть и Разрушенье.

Кто Homo Sapiens - разумный человек?
Нас миллиарды! А разумных - единицы!
Открытий массу мы свершаем каждый век,
Но вся История - постыдные страницы.

Война, убийство, смерть - все помыслы о них!
И ложь повсюду - океаны лжи!
Где гений, чтоб вместить в единый стих,
Что на Земле творят “великие мужи”?

Богатство, деньги, капитал -
Их истинный кумир,
Ему возводят пьедестал,
Ввергая в войны мир.

Да, Зло “великих” велико,
А злодеяньям “малых” нет предела.
В их скверне вязнет славный Геликон,
С него душа поэта улетела.

Загажены и реки и леса,
Моря, долины, горы и озёра…
И братьев наших меньших голоса
Лишь в записи мы будем слышать скоро.

О, мать Земля! Несчастная планета…

Но… для чего я написал всё это?

Ужель всё так же будет и вовеки?
И никогда не поумнеют человеки?
Все, что познали люди, что открыли -
Себе во вред они употребили.

Так что ж за плод, скажите мне, Адам и Ева
Вкушали с запрещённого им древа?
Как видим, Зла тот плод вмещал намного боле,
Добра же было в нём в ничтожной доле.

Запреты, говорят нам, делу лишь помеха,
Запретами нельзя достичь успеха.
Ты потерпел в своём творенье, Боже, крах;
Стремятся люди превратиться снова в прах.
Коль вновь захочешь возродить своё созданье,
Сруби-ка древо, где растут плоды познанья.

Рецензии

Да, Леонид, это великая тема и изложил ты её красиво и крепко. Мне кажется, что Бог, творя человека по образу и подобию своему, одарил его способностью ТВОРИТЬ! Теперь мы - горожане живём в своём рукотворном мире. А психика людская была заложена в Еву и Адама сатаной,да и Господь поступил "непедагогично" - выгнал обоих, не захотел воспитывать. Так чего же ждать от изгоя? Дальше будет хуже и закончится всё очередным "потопом". Надеюсь, я не доживу до этой кары. Прости за болтовню, будь здоров и крепок в творчестве. Приветствую твой стиль и уважаю высокую поэтическую грамотность.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«О человек, чьё имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь» - /Е.Евтушенко/.
«Кто есть человек?» - /Пс.24.12/.

Как говорит В.Мединский профессор МГИМО: «Я не открываю Атландит (и даже Трой). Просто подбираю цитаты в определённой последовательности и преломляю их под определённым углом зрения. И здесь возникают открытия».

«Что же такое человек?» - /Иов.7.17/.
На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле, кто ж не знает, что такое человек? Но в том-то все и дело, что-то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в него.
Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от него, а притягивает как магнит.
«Каждый человек – загадка не только для других, для себя. Увидеть себя со стороны удаётся немногим, и те, кому это удаётся, иногда приходят к ложным представлениям, оправдывая то, что не заслуживает оправдания» - /В.Каверин/. «Человек, познай самого себя!» - говорили древние мудрецы. Однако и сегодня человек остаётся тайной и для себя, и для тех, кто пытается его изучать. В своём большинстве человечество практически и не задумывается над своей истинной сущностью. Сегодня мы с вами постараемся немножко приоткрыть дверь к этой тайне: что же есть человек?
Никто не может дать однозначного ответа на вопрос: «Что или кто есть человек?» Вопрос сложен, как сам человек, как личность. Человек – это то, что он есть! А что он есть? он есть личность. «Личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности /Б.Ананьев/. Личность - есть общественно развитый человек. Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. И личность всегда связана с такими понятиями, как «индивид» и «индивидуальность».
«Человек – венец творения, царь природы, носитель Божественного начала, обладатель бессмертной, разумной, свободной души, был возведён Богом превыше всех других существ, населяющих землю» – /П.И.Рогозин/.
Центральное событие создание мира, создание человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» - /Быт.1.26.27/. Библия говорит, что человек был создан по образу Божию, а не рождён; как человек от человека рождается. Это означает не то, что у человека была такая же внешность, как у Бога, под которой мы понимаем физические особенности – глаза, нос, уши. Это означает, что человек был сотворён с такими же характеристиками, какими обладает Бог. Подобно Богу, человек мог думать, чувствовать, понимать и оценивать. В результате того, что он был наделён названными свойствами, человек был богоподобным существом. Первый человек обладал мудростью, знанием и пониманием с самого начала» - /Глен Маклин/.
Из этого следует, - говорит Дэвид Гудинг, - что человек важнее, чем что-либо ещё на земле. Когда заходишь в свою квартиру, то интуитивное чувство подсказывает, что в ней самое главное – это человек, а не мебель и даже не сама квартира. Всё это существует для человека, а не он для них».
В переводе с санскрита «человек» – дух, приходящий веками. В самом смысле слова «человек» уже заложена сущность того, что оно обозначает. В чём же эта сущность? В том, что человек - это дух, то есть его главная сущность - это духовная сущность, тот внутренний человек. «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» - /Быт.2.7/.
Да, человек создан по Высшему подобию. И как маленький ребёнок вырастает в человека большого, точно так же человек, созданный по образу и подобию Творца - носитель Божественного зерна Духа, - должен стать творцом. И он обязательно им станет. Вспомните, как мы учимся ходить? Мы падаем, набиваем себе шишки, сбиваем колени, - но иначе мы бы никогда не научились ходить. Точно так же сейчас человеку предстоит научиться быть человеком.
А быть настоящим духовным человеком, это значит – постоянно, все больше и больше своими поступками, мыслями, судьбой, походить на Того, по образу и подобию которого, мы созданы.
«Человек - вот, правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!» - /М.Горький/. Это и дает ему право говорить, что «всякого человека уважать надо. И уважать, по большей части не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал и не проявил себя, за потенциал, в нем заложенный, за то, что он еще сможет сделать всем на пользу, если сами же люди ему не помешают.
Хотя не все так просто, «ведь человек это действительно огромно». В этом можно полностью согласится с персонажем пьесы М.Горького «На дне» Сатиным. Человек это великолепно, но только тогда, когда он честен, благороден, верит в себя, хранит чистоту души и, самое главное, остается способным к прекрасным, сильным, достойным человека поступкам. Вот к чему должен стремиться каждый, чтобы стать Человеком.
Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.
В произведении Валерия Медведева «Баранкин будь человеком» говорится:
«В школе будь человеком!
На улице будь человеком!
Дома будь человеком!».

Человек не должен думать, что он червь, что он маленький человек, что он ничего не может. Человек всё может! Ведь то, что каждый из нас сегодня имеет, - любимую или нелюбимую работу, верных друзей или неверных, материальный достаток или наоборот, даже своих родителей, - всё это плоды того, что мы когда-то посеяли. И если нам не нравится наше окружение, наша сегодняшняя жизнь, - в наших силах изменить это в будущем. Сегодня мы уже пожинаем плоды вчерашних наших деяний, слов, мыслей. Но сегодня же мы сеем семена на завтра. Нам некого винить в том, что у нас что-то не так получилось. Помните, как сказано в Библии: «Не обманывайтесь, Бог поругаем, не бывает: что посеет человек, то и пожнёт»?-/Гал.6.7/. И ещё: «По вере вашей будет вам». Во что верит человек, то он и получает.
«Человек наделен, способностью творить, и он может употребить эту способность во славу Божию, может возвращать Богу то, что получил от Него в дар, может жить так, чтобы один полученный от Бога талант приносил десять талантов. Но человек может употребить свои творческие способности и во зло. Вместо того чтобы всей своей жизнью и каждым творческим актом служить Богу, человек может попытаться своими силами, без Бога, здесь, на этой земле построить некое подобие рая, в котором Бога не будет, но в котором человек будет надеяться обрести счастье» - /епископ Илларион/.
«Подлинным идеалом человека является Христос. Христос был вековечный от всех идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремится человек - /утверждал Достоевский/.
«Иисус Христос – реальный человек, возвеличивший в себе Сына Человеческого, т.е. Духа Божия, и ставший благодаря ему проводником воли Божией, показал на примере собственной жизни, как люди должны это делать» - /Л.Толстой/.
«Человек – совершеннейшее существо на земле, и он имеет право на беспрепятственное развитие всех своих сил и дарований; вместе с тем разумно воспитанный человек должен сознательно использовать все свои силы и способности на пользу не только себе, но и всем другим людям» - /Я.Коменский/.
В произведениях Достоевский мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всём, что он пишет: «это боль о человеке, который признаёт себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку» - вот идеал. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» - /А.Радищев/. Идеал, высшая идея, является структурным стержневым элементом существования человека и общества.

«Человек есть слабое, несчастное животное до тех пор, пока в душе его не горит свет Бога. Когда же свет это загорается (а зажигается он только в душе, просвещённой верой в Бога), человек становится могущественным существом мира. И это не может быть иначе, потому что действует тогда в нём уже не его сила, а сила Божия» - /Л.Толстой/.
«Человек по своему естеству много лучше и ценнее самого лучшего из животных – человек наделён разумом, способностью познавать, любить и прославлять Бога, следовательно, он лучше любого животного».
Д. Дидро сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек, и считал «человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться».
«Живешь ты в атомный наш век
И сам - не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!» - /С.Михалков/.

Человек же склонен забывать не только о Творце, но и о том, что есть сам человек и какому закону он должен следовать. И тогда - чудо, потрясение или боль расставляет всё по местам. Ведь вся эта боль кругом - это голос Неба, обращённый к каждому из нас: «Будь человеком. Будь человеком! Ну, будь же ты человеком!»
Хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек».



Просмотров