Целью фонда регионального развития является. Бюджетные фонды

МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ИЗ ФОНДА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Общие положения

Основная часть федеральных целевых программ регионального паритета, одобренных Правительством Российской Федерации к реализации, имеют в своем составе конкретный перечень инвестиционных проектов. Исключение составляет федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (годы и до 2015 года)», для реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты Российской Федерации для получения федеральной финансовой помощи, так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Поэтому данная методика решает эту задачу.

Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (годы и до 2015 года)» (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 01.01.01 г., предназначена в первую очередь для оказания федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, отнесенным к группам регионов с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития и поэтому основная часть финансовых средств Фонда должна быть направлена для улучшения социальной и экономической среды именно этих регионов, что будет содействовать снижению уровня дифференциации экономического и социального пространства Российской Федерации.

Целью Методики является определение порядка и оценка необходимости оказания федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации для софинансирования инвестиционных проектов из средств Фонда регионального развития.

Основные принципы

Оказание федеральной финансовой помощи для софинансирования инвестиционных проектов из средств Фонда регионального развития будет осуществляться в соответствии со следующими принципами :

- прозрачности процедуры определения субъектов Российской Федерации, нуждающихся в федеральной финансовой помощи и софинансируемых инвестиционных проектов;

- приоритетности оказания помощи субъектам Российской Федерации, отнесенным к группам регионов с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития;

- равенства субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральным центром в определении размера финансовой помощи;

- эффективности использования федеральной финансовой помощи;

- конкурсности инвестиционных проектов, предлагаемых к софинансированию с использованием средств федерального бюджета ;

- гарантированности со стороны субъекта Российской Федерации софинансирования инвестиционных проектов из средств регионального бюджета и внебюджетных источников.

Общие условия и правила

Субъекты Российской Федерации могут претендовать на получение федеральной финансовой помощи из ФРР:

1. Если проводимая регионом финансовая политика не противоречит действующему федеральному законодательству.

2. Если проводимая регионом инвестиционная политика соответствует направлениям проводимых Правительством Российской Федерации экономических и социальных реформ.

Субъекты Российской Федерации могут претендовать на финансирование из федерального бюджета только по одной из трех групп, предусмотренных Программой и ежегодно определяемые по оценке уровня социально-экономического развития и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации:

Группа I – регионы, находящиеся в группе с «крайне низким» уровнем развития .

Группа II - регионы, находящиеся в группе «низкого» уровня развития.

Группа III – регионы, находящиеся в группе «ниже среднего» уровня развития.

С целью исключения возможности одних регионов иметь необоснованные преимущества в получении больших объемов федеральной финансовой помощи из ФРР при сокращении возможностей для других регионов вводится ограничение объема возможной федеральной финансовой помощи субъекту Российской Федерации из Фонда регионального развития.

Объем федеральной финансовой помощи определяется только по результатам конкурса проектов субъектов Российской Федерации, допущенных к участию в конкурсе.

В случае, когда по ряду субъектов Российской Федерации общие объемы федеральных финансовых средств на софинансирование победивших в конкурсе проектов окажутся меньше объемов соответствующих регионов, на оставшийся объем объявляется дополнительный конкурс для всех регионов, допущенных к участию в конкурсе.

Определение состава групп регионов,
нуждающихся в федеральной финансовой помощи

Определение состава групп осуществляется на основе оценки уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры регионов .

Осуществление оценки уровня развития региона базируется на следующих основных принципах:


· системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;

· обеспечение максимальной репрезентативности показателей для оценки различных аспектов социально-экономического развития регионов;

· учет достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

· адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;

· соответствие системы индикаторов задачам ежегодного мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

· достижение максимальной информативности результатов оценки уровня развития регионов с позиций принятия адекватных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления ;

Система показателей включают в себя индикаторы, характеризующие качество жизни населения , оценку общего состояния уровня социально-экономического развития и степень развитости инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения оценки уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры регионов

В прилагаемых ниже формулах верхний индекс j - означает номер региона, RF – для среднероссийских показателей, а нижний индекс t – рассматриваемый год.

Для учета территориальной дифференциации уровня цен в данной методике использованы следующие индикаторы, отражающие географические особенности страны:


- коэффициент уровня покупательной способности (КУ) – рассчитывается как отношение среднедушевого прожиточного минимума (ПР_MИН) в регионе к среднероссийскому показателю:

- районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по регионам России (К_Уд) – определен на основе данных Госстроя России о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры .

Перечень базовых индикаторов оценки уровня развития

Интегральный показатель развития определяется по следующим нормированным показателям развития регионов:


1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KУ):

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение объема инвестиций за счет всех (Ин) к численности населения (N), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К_Уд):



2. Удельный вес площади, оборудованной канализацией, %

3. Удельный вес площади, оборудованной центральным отоплением, %

4. Удельный вес площади, оборудованной ваннами (душами), %

5. Удельный вес площади, оборудованной газом, %

6. Удельный вес площади, оборудованной горячим водоснабжением , %

7. Удельный вес площади, оборудованной напольными электроплитами, %

14. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся

15. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, (число лет) – все население

16. Доля населения, имеющего высшее специальное образование среди занятых в экономике, %

17. Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир (на конец года), кв. м. на человека

18. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде, %

С целью учета дополнительной нагрузки, создаваемой мигрантами на инфраструктуру в регионах, все показатели, рассчитываемые на душу населения, учитывают коэффициент миграционного прироста .

Источники информации - Госкомстат России, Госстрой России.

Источник информации о миграционных процессах в регионах - данные Госкомстата России и МВД России.

Расчет интегрального показателя

Расчет интегрального показателя проводится поэтапно путем реализации следующей последовательности вычислительных итераций.

На первом этапе по каждому из базовых показателей строятся нормированные индикаторы (для приведения показателей в сопоставимый вид) по формулам:

а) Если исходный показатель (частный критерий) https://pandia.ru/text/78/101/images/image014_49.gif" width="12 height=13" height="13">, тем выше качество или значение интегрального показателя), то значение соответствующей нормированной переменной подсчитывается по формуле:

(1)

где https://pandia.ru/text/78/101/images/image018_34.gif" width="33" height="21 src="> - соответственно, - наименьшее и наибольшее значения исходного показателя.

б) Если исходный показатель (частный критерий) х связан с анализируемым интегральным показателем свойством убывающей зависимости (т. е. чем больше значение х, тем ниже качество или значение интегрального показателя), то значение соответствующей нормированной переменной https://pandia.ru/text/78/101/images/image019_35.gif" width="127 height=58" height="58"> (2)

где и - соответственно, - наименьшее и наибольшее значения исходного показателя по регионам.

На втором этапе строятся сводный показатель обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры(12-й индикатор) и сводный показатель обеспеченности населения субъекта Российской Федерации объектами инженерной инфраструктуры(13-й индикатор) по формулам:

(3)

где https://pandia.ru/text/78/101/images/image023_31.gif" width="19" height="24 src="> - вес этого индикатора в сумме.

На третьем этапе строится общий интегральный показатель уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации по формуле:

DIV_ADBLOCK318">


3. Допуск регионов к участию в конкурсе проектов определяется на основе оценки эффективности финансовой политики , осуществляемой субъектом Российской Федерации.

Оценка эффективности финансовой политики определяется по методике Минфина России на основе оценки использования регионом финансовых инструментов по назначению. При этом основным критерием является оценка качества управления региональными финансами .

Оценка финансовой политики, проводимой регионами, осуществляется Минфином России и результаты оценки направляются в Минэкономразвития России для учета при формировании групп регионов, допускаемых к конкурсу проектов.

Оценка эффективности проводимой регионом инвестиционной политики определяется на основе комплексных региональных программ социального и экономического развития.

Определение объема возможной финансовой помощи регионам

После определения состава групп регионов осуществляется расчет объемов возможной федеральной финансовой помощи субъекту Российской Федерации по Программе.

Объем рассчитывается для каждого региона пропорционально численности населения субъекта Российской Федерации и пропорционально отклонению от среднероссийского уровня развития без выделения каких-либо приоритетов внутри группы по следующей формуле:

Коэффициент, учитывающий численность населения, рассчитываемый по формуле:

где - численность населения j-го региона

Условия проведения конкурса проектов

Конкурс проводится конкурсной комиссией Минэкономразвития России с включением представителей Минфина России и субъектов Российской Федерации.

Конкурс проектов проводится раздельно по каждой группе регионов по показателям экономической и социальной эффективности проектов региональных программ, по которым субъекты должны представить бюджетные заявки .

Критерии оценки проектов:

Социальная и экономическая значимость проекта для региона,

Доля населения, для которого решаемая проектом проблема является актуальной,

Сроки ввода мощностей проекта,

Ареал действия проекта (локальный, межпоселковый, межрегиональный),

Количество создаваемых проектом новых рабочих мест,

Социальный и экономический эффект на рубль федеральных средств,

Степень софинансирования проекта из регионального и муниципальных бюджетов и внебюджетных средств .

Сметная стоимость строительства определяется в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятии, зданий и сооружений (СНиП).

Один из наиболее сложных моментов региональных финансов – выделение инвестиций в региональную инфраструктуру. Этому должны способствовать средства Фонда регионального развития. Он действует с 2000 г., но в 2002 – 2003 гг. был создан новый механизм. Общими принципами распределения субсидий (как правило, долевых) из Фонда регионального развития стали:

· целевая поддержка капитальных вложений в общую инфраструктуру;

· софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов Российской Федерации;

· соблюдение субъектами Федерации требований федерального законодательства к организации инвестиционного процесса.

В 2007 г. в составе федерального бюджета был сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 4240,0 млн. рублей, что выше уровня 2006 г. на 58,3 % (рис. 5.7). Средства Федерального фонда регионального развития направляются на выравнивание обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой регионального и муниципального значения.

Средства Фонда предоставляются на основании формализованных принципов с учетом уровня софинансирования расходов, определенного исходя из бюджетной обеспеченности регионов с правом субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные направления использования средств. Средства Фонда предоставляются регионам, соблюдающим требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2007 году увеличилось с 55 до 69 число субъектов российской федерации, получающих средства фонда, были внесены изменения в порядок предоставления средств, учитывающие повышение эффективности выравнивания обеспеченности объ

ектами социальной и инженерной инфраструктуры и соблюдение установленных сроков строительства объектов.

Субсидии из Фонда в 2007 году предоставлялись субъектам Российской Федерации, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского уровня. Было предусмотрено осуществлять сокращение доли софинансирования из федерального бюджета на 10 процентных пунктов субъектам Российской Федерации, направляющим средства Фонда на мероприятия, не имеющие максимального отклонения в обеспеченности инфраструктурой, сокращать на 50 % предоставление субсидий регионам, реализующим мероприятия свыше трех лет.

В рамках Фонда также осуществляется финансирование части мероприятий, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных до 2007 года в состав внепрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы. Объем средств для реализации указанных мероприятий будет определен ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрены в составе расходов федерального бюджета с целью оказания дополнительной финансовой поддержки регионам, имеющим отклонения фактической бюджетной обеспеченности от расчетной, а также для реализации субъектами Российской Федерации в полном объеме расходных обязательств.

В 2007 году объем предусмотренных дотаций бюджетам субъектов российской федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов был определен в сумме 34 637,3 млн. рублей, что на 38,8 % выше уровня 2006 года (рис. 4.8).


Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 29 637,3 млн. рублей было произведено при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в третьем чтении.

Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов российской федерации в сумме 5 000,0 млн. рублей осуществля

лось с учетом результатов исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2007 году.

Финансовая поддержка бюджетов закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года № 232. Данным постановлением утверждены методики определения размера дотаций и субвенций бюджетам ЗАТО из федерального бюджета на компенсацию дополнительных расходов этих муниципальных образований.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам ЗАТО на 2007 год были предусмотрены в сумме 16 787,3 млн. рублей в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО, субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры и субвенций на переселение граждан.

Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО на 2007 год предусматривался в сумме 9 137,9 млн. рублей или с ростом по сравнению с 2006 годом на 6 % (рис. 4.9).

В составе межбюджетных трансфертов предусматривались субвенции для предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов ЗАТО в сумме 1 060,0 млн. рублей, распределение которых было осуществлено в ходе исполнения в 2007 году бюджетов ЗАТО.

В 2007 году предусматривалось оказание финансовой помощи ЗАТО из федерального бюджета в виде субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сумме 5 436,0 млн.


рублей или с ростом по сравнению с 2006 годом на 6 %. Субвенции на указанные цели распределялись с учетом обеспеченности ЗАТО объектами социальной и инженерной инфраструктуры, технического состояния (изношенности) действующих объектов и направляются ЗАТО на проведение проектно-изыскательских работ, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также на приобретение оборудования.

Объем субвенций на переселение граждан ЗАТО в 2007 году был определен в сумме 1 153,4 млн. рублей или с ростом на 6 % по сравнению с уровнем 2006 года. Указанные субвенции распределялись исходя из количества граждан ЗАТО, имеющих право на переселение на новое место жительства, средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Российской Федерации и установленных жилищным законодательством социальных норм жилья.

В соответствии со статьей 15 федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» предусматривается сохранение до 2008 года включительно объема средств, предоставляемых из федерального бюджета в качестве дотаций на оказание финансовой помощи бюджету Красноярского края в размере не ниже уровня, сложившегося в 2005 году по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу и Эвенкийскому автономному округу.

Поскольку в 2005 и 2006 годах Красноярскому краю оказывалась дополнительная финансовая помощь в сумме 2 000,0 млн. рублей ежегодно, в 2007 году было предусмотрено предоставление дотаций из федерального бюджета в прежнем объеме.

В 2007 году былопредусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для граждан отдельных категорий, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели был определен в сумме 4 250,7 млн. рублей, исходя из уровня расходов, сложившегося в 2006 году, увеличенного на 6 %.

Распределение средств федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта было произведено к третьему чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, исходя из численности граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации, а также наличия в субъектах Российской Федерации систем учета количества поездок указанных граждан в общественном транспорте.

В составе межбюджетных трансфертов на 2007 год из федерального бюджета были предусмотрены средства, предоставляемые субъектам Российской Федерации на реализацию национальных проектов и ряда социально-значимых расходов, в их числе:

· субсидии на обеспечение ежемесячной выплаты вознаграждения за классное руководство в размере 1,0 тыс. рублей согласно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2006 г. № 366) типам государственных и муниципальных образовательных учреждений в сумме 11 680,0 млн. рублей;

· субвенции на ежегодное поощрение 10 тысяч лучших учителей в размере 100,0 тыс. рублей в сумме 1 000,0 млн. рублей;

· субсидии на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья в сумме 3 000,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в сумме 3 800,0 млн. рублей;

· субсидии на внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ в сумме 3 000,0 млн. рублей;

· субсидии на государственную поддержку внедрения комплексных мер модернизации образования в сумме 3 500,0 млн. рублей;

· субсидии на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей в сумме 1 308,7 млн. рублей;

· субсидии в рамках национального проекта «Здоровье» в 2007 году на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской помощи» в сумме 11 088,4 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие животноводства в сумме 8 327,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие малых форм хозяйствования в аграрно-промышленном комплексе (АПК) в сумме 4 689,9 млн. рублей;

· субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства в сумме 250,0 млн. рублей;

· субсидии на поддержку племенного животноводства в сумме 1325,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до пяти лет в российских кредитных организациях на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов в сумме 2 476,0 млн. рублей.

Инвестиционный фонд Российской Федерации

Инвестиционный фонд Российской Федера­ции – это государственный финансовый фонд, направленный на софинансирование инвестици­онных проектов. Он был создан в ноябре 2005 г. как инструмент государственной инвестицион­ной политики для активизации структурных преобразований в экономике России. Министерство регионального развития России ответственно за управление этим фондом с 2007 г. (до этого вре­мени фонд был в ведении Министерства экономического развития и торговли).

Экспертиза проектов состоит из трех основ­ных этапов: рассмотрение инвестиционным ко­митетом, правительственным комитетом и ут­верждение на заседании правительства. Для получения средств из Инвестиционного фонда РФ предусмотрены следующие базовые ограниче­ния: правительство, как предполагается, финан­сирует бизнес-проекты с бюджетом, превышаю­щим 5 млрд руб., на период до пяти лет; частный инвестор должен финансировать не менее чем 25% от стоимости проекта, рентабельность про­ела должна быть в пределах 4-11%. Не менее чем 45% ресурсов Инвестиционного фонда направляется на финансирование проектов, связан­ных с развитием логистической инфраструктуры. Государственная поддержка инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда может вы­ряжаться в следующих основных формах:

1) прямое финансирование проектов;

2) участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;

3) система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий, обеспечиваемых Министерством финансов РФ;

4) субсидии государственной компании «Автодор» (проектирование автомобильных дорог, строительство, техническое обслуживание и мо­дернизация);

5) субсидии на капитальное строительство объектов региональной и муниципальной соб­ственности (строительство и реконструкция).

Пример прямого софинансирования – про­ект многофункционального грузового морского комплекса «Бронка». Ожидаемое финансирова­ние проекта из Инвестиционного фонда РФ соста­вит 15,2-1 5,9 млрд руб. (общая стоимость проек­та – 58,9-59,6 млрд руб.). Средства Инвестицион­ного фонда будут использованы для финансиро­вания строительства канала к порту Бронка, под­готовки шунтирования акватории и создания на­вигационного оборудования. Без поддержки Инвестиционного фонда проект был бы непри­влекательным для потенциальных инвесторов в связи с отрицательной чистой приведенной стои­мостью (NPV= -3500000000 руб.) и очень боль­шим сроком окупаемости – более 30 лет.

Также в качестве примера можно рассмотреть проект речного порта Дмитров – 4,95 млрд руб. из Инвестиционного фонда РФ (45% от общего бюджета проекта). Средства используются для финансирования строительства грузового прича­ла, укреплений, портовых зон, создания линий связи, строительства дорог, а также железнодо­рожной ветки. Ожидаемый срок окупаемости – около 10 лет.



Средства Инвестиционного фонда РФзадей-ствовались и в проекте «Усть-Луга» (строитель­ство универсального морского торгового порта Усть-Луга). Общий объем финансирования из Ин­вестиционного фонда и федерального бюджета составил около 27,4 млрд руб. Эти ресурсы были использованы для строительства каналов досту­па, подготовки маневровой акватории, создания морских систем безопасности и пр.

1. Региональные инвестиционные фонды. Их средства предназначены для финансирования региональных инициатив, касающихся объектов логистической инфраструктуры, с помощью средств федерального бюджета. Этот инструмент государственной поддержки был разработан Министерством регионального развития России со ссылкой на инструкцию, предусмотренную Постановлением Правительства №1189 от 31 декабря 2009 г. , и направлен на повышение использо­вания механизмов государственно-частного пар­тнерства (ГЧП) на региональном уровне. 30 октя­бря 2010 г. Правительство утвердило «Правила распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (Постановление Правитель­ства РФ №880) . Правила вступили в силу с 1 января 2013 г. Порядок создания региональных ин­вестиционных фондов определяется региональным законодательством.

Субсидии из Инвестиционного фонда России региональным инвестиционным фондам представляются:

· для реализации проектов в соответствии с концессионными соглашениями;

· в случае если хотя бы один инвестиционный проект (ГЧП) был профинансирован из регионального инвестиционного фонда без получения суб­сидий из Федерального инвестиционного фонда;

· при софинансировании проектов, финанси­руемых региональным инвестиционным фондом и/или местным бюджетом, а также частными ин­весторами.

2. Региональные дорожные фонды. Данные фонды начали работу с 1 января 2012 г. в соответ­ствии с Федеральным законом №68-ФЗ от 6 апре­ля 2011 г. Основной целью их создания явля­ется предоставление финансирования для проек­тирования дорог, их строительства, модерниза­ции, обслуживания, эксплуатации. Общий объем средств, запланированных на эти цели в 2012 г., составил 388,2 млрд руб. (без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу).

Основные источники формирования и пополне­ния региональных дорожных фондов следующие:

· поступающие в региональные бюджеты ак­цизы на моторные масла, которые производятся на территории России (77% от общего объема фондов в 2012 г., 72% – в 2013 г.);

· транспортный налог;

· иные поступления, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

3. Фонды Европейского союза и международ­ных финансовых институтов. Эти источники недостаточно широко используются в России. Некото­рые крупномасштабные проекты развития логистической инфраструктуры, как ожидается, будут частично финансироваться за счет кредитов, пре­доставленных ЕБРР.

4. Частные инвестиции. Основными источни­ками частных инвестиций для проектов, направ­ленных на развитие логистической инфраструк­туры, являются национальные коммерческие банки, такие как Сбербанк, Внешторгбанк, Внеш­экономбанк, Проминвестбанк и т.д.

Некоторые проекты инициируются и финанси­руются профессиональными разработчиками и девелоперами. В области развития складских поме­щений это такие компании, как «Raven Россия», «Ев­разия Логистик», «Международное логистическое партнерство», PNK Group, «Эспро Девелопмент», «Евросиб» и т.д. Сравнительно небольшие объемы финансирования приходятся на иностранных част­ных инвесторов. Например, компания Gulftainer Global Logistics из ОАЭ участвовала в покупке доли некоторых портовых мощностей в Усть-Луге и инве­стировала приблизительно €192 млн в их развитие.

Значительный объем инвестиций в логистиче­скую инфраструктуру идет от естественных моно­полий, таких как Газпром и Роснефть, или круп­ных корпораций, таких как НЛМК или Новатэк - крупнейший в России независимый производи­тель природного газа. Минерально-химическая компания «ЕвроХим» инвестировала значитель­ные средства в инфраструктуру порта Усть-Луга, а именно в создание терминала минеральных удобрений. Строительство угольного терминала в порту Усть-Луга было профинансировано ОАО «Кузбассразрезуголь» – одним из крупнейших угледобывающих предприятий в России.

Металлургическая группа «НЛМК» является ос­новным инвестором в такие транспортно-логисти-ческие объекты, как «Морской порт Санкт-Петер­бург», многопрофильный перегрузочный ком­плекс «Усть-Луга», морские порты Туапсе и Таган­рога; кроме того, группа вкладывала средства в приволжские, северо-западные и западные судо­ходные компании, а также в ряд судостроитель­ных и логистических предприятий. Логистическая инфраструктура на севере России активно разви­вается за счет инвестиций горно-металлургиче­ского холдинга «Норильский никель». Предприя­тие, в частности, инвестирует в развитие перегру­зочного терминала в порту Мурманска (общий объем финансирования составляет около 996 млн руб.), а также в строительство терминала для хра­нения топлива в Архангельске (объемы хране­ния – до 50 тыс. м3 нефтепродуктов). Стоимость инвестиционного проекта составила 790 млн руб.

5. Прочие фонды. Существует несколько госу­дарственно-частных фондов прямых инвестиций, которые могут быть задействованы в целях финансирования проектов логистической инфра­структуры.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан Правительством России в июне 2011 г. для инвестирования в деятельность веду­щих компаний из самых быстрорастущих и наи­более перспективных отраслей экономики. Сре­ди этих секторов базовые отрасли модернизации, втом числе транспорт и логистика. Управляющая компания фонда является на 100% дочерней ком­панией Внешэкономбанка. Фонд оборотных средств, гарантированных Правительством Рос­сии, составляет $10 млрд. РФПИ планирует при­влечь институциональных инвесторов со всего мира (фондов прямых инвестиций, суверенных фондов) на условиях совместного финансирова­ния национальной экономики. Для того чтобы стать партнером РФПИ, компания должна иметь рыночную стоимость или годовой доход более $1 млрд. РФПИ может инвестировать $50-500 в акционерный капитал выбранной компании, но его доля не должна превышать 50% от общего бюджета проекта. Ожидаемый период инвестиро­вания РФПИ составляет пять-семь лет. По истече­нии данного срока фонд выйдет из проекта путем организации первичного размещения акций или продажи своих акций стратегическому инвестору.

Другой государственно-частный фонд прямых инвестиций в инфраструктурные проекты нахо­дится в ведении управляющей компании, которая была основана инвестиционным подразделением государственной корпорации «Ростехнологии», «ПромИнвест» и Gulftainer Global Logistics. Фонд ориентирован на инвестиции в объекты порто­вых и логистических центров, объем оборотных средств равен 500 млн руб.

Фонды регионального развития представляют собой относительно новый и в настоящее время не окончательно разработанный инструмент региональной политики. Впервые о создании фонда регионального развития (ФРР) говорится в утвержденной в 1998 г. Правительством РФ концепции реформирования межбюджетных отношений. Согласно этой концепции фонд представляет собой методологически объединенную совокупность соответствующих частей федеральных программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных, капиталовложений. Дальнейшее развитие идея создания ФРР получила в 2001 г. с принятием программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г. В соответствии с этой программой в ФРР должны быть объединены федеральные средства, направляемые субъектам Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру .

Особенности применения фонда:

средства фонда предоставляются в форме субсидий и используются для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов;

средства фонда могут быть источниками формирования фондов муниципального развития;

объектами финансирования являются объекты общественной инфраструктуры регионального значения.

Предполагается, что средства фонда регионального развития должны распределяться между субъектами Федерации на основе единой методики, предусматривающей конкурс инвестиционных проектов. Отбор инвестиционных проектов должен осуществляться с помощью единой системы критериев.

Общим условием получения помощи является то, что финансовая политика региона не должна противоречить действующему федеральному законодательству, а инвестиционная политика должна соответствовать направлениям проводимых федеральным правительством экономических и социальных реформ. Общим правилом является конкурс и заявительный принцип участия в нем регионов. При этом конкурс проходит в два этапа: на первом отбираются регионы, получающие допуск к участию в конкурсе проектов, на втором проводится конкурс самих проектов. Объем средств фонда определяется только по результатам конкурса проектов.

Успешно прошедшими первый этап признаются субъекты Федерации, у которых показатели соответствуют установленным критериям нуждаемости в федеральной финансовой помощи и критериям качества управления региональными финансами.

Все субъекты Федерации распределяются на пять групп в зависимости от величины их интегрального показателя развития: с уровнем выше среднего; со средним уровнем; с уровнем ниже среднего; с низким уровнем; с крайне низким уровнем. Субъекты Федерации с интегральным показателем развития ниже среднего уровня признаются нуждающимися в федеральной инвестиционной поддержке. Но для того чтобы успешно пройти первый этап отбора, эти субъекты должны быть подвергнуты мониторингу кредитоспособности и качества управления их бюджетами и получить проходную оценку эффективности их инвестиционной политики и качества управления региональными финансами, определяемую по методике Минфина России.

Регионы, прошедшие первый этап отбора, допускаются к конкурсу проектов, который проводится в рамках соответствующих групп регионов. При этом в конкурсе участвуют проекты разной отраслевой принадлежности. Основным условием допуска к конкурсу проектов является включение этих проектов в комплексную региональную программу социально-экономического развития.

Для каждого региона, допущенного к конкурсу проектов, определяется максимально возможный объем получаемой им финансовой помощи.

Конкурс проектов проводит конкурсная комиссия Минэкономразвития России, в которую включаются представители Минфина России и субъектов Федерации.



Просмотров