Боевая гимнастика цигун. Супер цигун для начинающих в описании и подробных картинках

Анатолий Криводедов, официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России, рассказывает о стиле ушу Ицюань, его особенностях, методах и применении в бою.

Что за стиль Ицюань? Ицюань это система самообороны или цигун?

Особенностью внутреннего стиля Ушу Ицюань является как раз это сочетание. Базовые методы стиля: Чжан Чжуан (столбовая практика) , Шили (тестирование движением) , Моцабу (шаг трения) и Фали (выведение силы) являются по своей сути классическими методами Цигун (в более старом варианте названия Нэйгун - внутренней работы).

Для чего это нужно, и что это даст тому, кто изучает боевые искусства?

Те кто занимается боевыми искусствами могут:

1) Уточнить внутреннюю составляющую техник своего стиля;

2) Улучшить свою концентрацию;

3) Научиться взрывным ударам в том числе с минимальной дистанции;

4) Исследовать новые возможности своих действий в клинче.

5) Восстановиться после травм;

6) Ускорить восстановление после нагрузок;

7) Поддерживать хорошую форму в зрелом возрасте.

Ну и если посмотреть шире и глубже, то Ицюань новую дает возможность познать себя.

Как давно вы занимаетесь Ицюань и что послужило причиной заниматься именно этим стилем?

Внутренними стилями Ушу и Цигун я пробовал заниматься еще в конце 90-х годов прошлого века. После выхода книг мастера Кёкусинкай Хацуо Роямы (2003-2005) я обратил внимание на стиль Тайкикен (производный японский стиль от китайского стиля Ицюань). В 2005 году у меня состоялась первая поездка в Китай где я начал исследовать основы стиля у китайских мастеров. Причины? Их две. Мне изначально был интересен внутренний подход в боевых искусствах. Вторая, этот внутренний стиль уже начал исследоваться в Кёкусинкай со времен Масутацу Оямы.

С какой целью Ицюань изучается в Кёкусинкай?

Ицюань иногда называют мостом между внутренними и внешними стилями боевых искусств. Стиль формировался достаточно революционно. И можно найти много общего у основателя Ицюань - Ван Сянчжая, его последователя в Японии и основателя Тайкикен Кенъити Саваи и Масутацу Оямы создателя Кёкусинкай.

Вы говорите, что есть много общего у Кёкусинкай и Ицюань. В чем заключается это сходство?

Сходство было в пересмотре карате или ушу с точки зрения эффективности.

Второе, в Кёкусинкай внимание во многом направлено на высшие базовые принципы и поиск истины. «Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний». В Ицюань мы во всех методах взращиваем по сути одно и тоже - осознанную силу (мудрую силу). И каждодневная работа над шлифовкой этой силы позволяет со слов моего наставника в Китае избежать многих соблазнов жизни.

Третье, Ояма сделал акцент в Кёкусинкай на круговые техники, присущие больше китайскому Ушу. Он сам и не скрывал это.

И как я уже говорил, Масутацу на этапе формирования стиля плотно общался с Кенъичи Саваи (Тайкикен), который учился в Китае у основателя Ицюань мастера Ван Сянчжая. Если точнее в основном Саваи тренировал отец моего мастера - Яо Цзунсунь.

В чем заключается пересмотр (переформатирование) в Ицюань и Кёкусинкай?

Пересмотр заключается открытой критике неэффективных подходов (с их точки зрения) в других стилях на тот исторический момент. В предложении новых другого пути. И в отстаивании своих позиций практическим путем (проверка спаррингом).

Какие подходы, с их точки зрения, эффективны, а какие нет?

В Ушу на тот момент с подачи правящей элиты приветствовались формальные комплексы Таолу в ущерб всем остальным традиционным методам. Красивые, полезные и безопасные для верхушки (да, можно вспомнить «Боксёрское восстание»). Плюс позже Культурная революция активно уничтожала всё традиционное, включая настоящих мастеров Ушу. И дело не только в рукопашном умении, а наверное больше в том, что идеалы традиционного Ушу не вписывались в новую государственную идеологию.

И на этом историческом фоне основатель Ицюань Ван Сянчжай предложил возврат к истокам и отбрасыванию всего неэффективного.

Разве в то время в ушу спаррингов не было?

Надо всё время учитывать исторический контекст. В то время был явный перекос в сторону таолу и внешней красивости. В Ушу ранее были традиционные методы проверки эффективности тренировок в том числе и спарринги, но со временем эти методы были кастрированы в спортивные поединки с большими ограничениями.

То есть таолу, по их мнению, не эффективный метод?

Конкретно в той исторической ситуации с таолу был явный перебор. Чтобы этот метод был эффективный нужно в первую очередь отрабатывать предыдущие базовые методы. Потерялась суть Ушу как боевого искусства.

В ситуации с Кёкусинкай дело обстояло примерно также. Каратэ, как боевое искусство начало превращаться в спортивные поединки без контакта.

Что касается формальных комплексов ката, то Ояма постоянно подчёркивал важность ката. Но и в этом методе подготовки был сделан пересмотр с точки зрения эффективности техник. А любимая форма Масутацу – ката Тэнсё вообще имеет прочные китайские корни и выполняется по сути как метод Шили в Ицюань. Кроме того основатель Кёкусинкай поручил своему ближайшему ученику Стиву Арнейлу систематизировать и сохранить систему ката в Кёкусинкай.

Занимаясь на Летних Школах с Ханши Стивом Арнейлом я не один раз обращал внимание на то, что ката в его трактовке были по своей сути аналогом первых четырёх базовых методов Ицюань. В частности Чжан Чжуан (столбы), Шили (медленные движения), Фали (выведение силы) и Моцабу (шаг трения). Интересен также и тот факт, что, готовясь к тесту в 100 поединков, Стив Арнейл выполнял очень много ката в разных режимах.

Ещё я обратил бы внимание на Чемпиона Мира по Кёкусинкай Хадзимэ Казуми , который использовал в своей подготовке методы Ицюань. Мне повезло с ним общаться на совместных тренировках лично и видел насколько он проработан с точки зрения методов Ицюань. Отмечу также учителя Казуми мастера Хиросигэ Цуёси который воспитал целую плеяду Чемпионов Мира. Сейчас он возглавил своё направление Кёкусинкай. И конечно глава ещё одного ответвления Кёкусин - Канчо Хацуо Рояма. Он до сих пор практикует японскую версию Ицюань и поддерживает за счёт этого отличную форму. Добавлю, что в его организации предусмотрена даже должность советника по Ицюань которую занимает китайский мастер Сунь Ли.

На фото: Хадзимэ Казуми

Получается, что в Ицюань нет таолу?

Да, таолу действительно нет. Этим стиль отличается от подавляющего большинства направлений Ушу. Но есть Цзянь У - свободная импровизация техник. Часто эту импровизацию называют «Танец здоровья», иногда это похоже на бой с тенью. То есть когда вы прочно освоили базовые техники (Кихон), то вы можете совершенствоваться в свободных авторских таолу (ката). Точно также, как и в Кёкусинкай при сдаче экзамена на 3-й дан необходимо представить авторскую форму - ката.

У какого мастера вы занимались?

Первый мастер - Ван Юнсянь, второй - Яо Ченгуан и третий у которого я занимаюсь и в настоящее время - Яо Ченжун.

С чем была связана смена мастеров?

Первого мастера мне нашел переводчик который живёт в Китае. Я с ним занимался в Пекине в 2005 году. Второй мастер Яо Ченгуан приехал с семинаром в Москву примерно через год после моей первой стажировки в Китае. И я участвовал в нескольких семинарах с ним. Когда я собрался на вторую стажировку в Китай в 2008 году мне порекомендовали обратить внимание на брата мастера Яо Ченгуана. И я приехал к мастеру Яо Ченжуну на интенсивное обучение (три тренировки каждый день в течение двух недель). Мне понравился подход мастера к обучению и его необычная «умная сила». Далее я уже ездил на стажировки только к нему, став через некоторое время его официальным (внутренним учеником).

Вы можете немного рассказать о каждом мастере у которых вы занимались?

Мастер Ван Юнсянь выглядел очень эмоциональным и жизнерадостным. Он придал моему интересу к Ицюань очень хороший импульс за что я ему очень благодарен.

Второй мастер дал возможность подойти к обучению более системно, благодаря переводчику польскому мастеру Анджею Калишу. Я также благодарен этим мастерам за знания.

А с третьим мастером мы уже занимались в Китае не только системно и очень плотно. Зачастую мои стажировки продолжались месяц по три тренировки в день без выходных. Яо Ченжун указал мне на очень важные детали, которые были упущены на предыдущих этапах. Он делился своими знаниями очень искренне и детально. В общем «звёзды на небе» сошлись на нём.

На фото: Яо Ченжун

С чего начинается обучение в Ицюань?

С первого метода - Чжан Чжуан (столбовая практика). Это ключевой метод, который можно считать визитной карточкой стиля. В то же время столбы всегда считались важнейшим методом во всех направлениях Ушу и Цигун.

Как правило, при описании какого нибудь стиля, говоря о визитной карточке, обычно используются описания тактики или техники. В случае с Ицюань, получается все иначе, ключевым методом является столбовая практика. Что она дает бойцу или что развивает?

Визитку можно обозначить внешне и внутренне. Скажем внешняя визитка Кёкусинкай может выглядеть так: один боец выполняет высокий удар Маваси-гери дзёдан, а второй бьёт лоукик под опорную ногу. А внутренней визиткой стиля может стать к примеру ката Сантин с набивкой или спортивный поединок. В Ицюань внешне - столб, а внутренне - работа в этом столбе.

Дело в том, что тактика Ицюань упакована в столбе Ицюань как универсальный принцип, первопричина. Хотя конечно для зрителя можно всё распаковать и показать в виде каких-то техник. Ну можно ещё показать запасную визитку - Туйшоу (толкающие руки). Этот метод очень проработан в стиле и от него может выстраиваться тактика.

О каких универсальных принципах идет речь?

Самый универсальный принцип заключён в самом названии стиля. Где и «И» - сознание, «Цюань» форма. То есть в первую очередь тренируется сознание (мысль, намерение), которое управляет формой (движением, техникой).

Кроме того столбовая практика это наиболее простой и эффективный метод формирования целостного тела. Если ещё точнее, то правильнее будет сказать ум-тело.

Сознание управляет формой, но ведь форму перед этим надо как-то узнать. Что идет сначала, а что потом?

Безусловно форму надо узнать. Речь не о том, что она не важна, а о том чтобы ведущим инструментом познания формы использовать сознание. При этом форме, особенно на первом этапе, придается особое внимание.

Что подразумевается под формой - это форма движения, форма тела, физическая форма? Какой форме придается особое внимание на первом этапе?

В данном контексте форма включает в себя структуру выстраивания тела и его движения на основе этой структуры.

Именно для этого и предназначено столбовое стояние? Точнее столбы и столбовое стояние

Точнее будет сказать, что столбы это один из ключевых методов. Так как в Ицюань есть ещё 5 основных методов, которые взаимно подпитывают друг друга. О них было сказано в самом начале, но здесь можно и повториться, так как эти вещи важны.

Что же тогда развивает столб?

В столбе мы с помощью сознания объединяем тело, и при внешней неподвижности запускаем внутреннее движение. В итоге приходим к состоянию: там где мысль, там и сила.

За счет чего формируется тело во время стояния столбом? Какие группы мышц задействованы, что именно тренируется?

Сначала принимается определённая позиция тела и успокаивается ум. Сконцентрированный ум это наш инструмент на следующих этапах. Это первый базовый принцип. Затем помощью сознания мы выстраиваем положение тела таким образом, чтобы как можно больше мышц было расслаблено. То есть будут задействованы в первую очередь глубокие (скелетные) мышцы. Если точнее такое состояние мышц и ума называется Фансун. Мышцы расслаблены, а ум активен. Если ещё углубиться, то в мышцах сохраняется тонус-натяжение который позволяет мгновенно включиться в движение. Это второй принцип. И третий базовый принцип - естественное дыхание. Которое во многом определяются предыдущими действиями.

Тот кто решил заниматься столбовой практикой, с чего ему следует начинать?

Лучше всего ему найти мастера, так как без наставника он забредет не туда. Это как в Зону без Сталкера. Может повезет, а может нет.

Раньше я пробовал заниматься по описанию в книгах Роямы, но после первой стажировки в Китае с мастером понял, что шёл не туда куда надо.

Сейчас для таких вот энтузиастов, которые пока не добрались до мастера я сделал видеокурс «Школа Ицюань», чтобы максимально избежать взаимодействия с граблями.

Это временно может направить в нужное русло неутолимое желание начать практику прямо сейчас.

В текстовом виде очень сложно передать множество нюансов начала практики и видео в этом смысле лучшие костыли Ицюань.

Это как заболел зуб и с чего начать. Конечно к стоматологу! Но можно на ютубе найти какой нибудь временный болеутоляющий способ, а можно и самому плоскогубцами попробовать :)

Человек без опыта в боевых искусствах может начать заниматься стоянием в столбе и вообще Ицюань?

Да, может! Человек всё может!

Часто можно встретить непонимание людей в вопросе, как столбовое стояние может помочь в боевом искусстве. Связано это с тем, что в большинстве случаях стояние столбом позиционируется как единственная методика. В итоге многие думают, что кроме этого на тренировках больше ничего не происходит.

Но если попытаться разобраться в деталях, то получается, что с помощью столба человек учится формировать структуру, которая будет универсальной для многих направлений боевых искусств при выполнении ударов, бросков и других действий. В дополнение к этому он учится отключать лишние напряжения в теле, что в свою очередь производит оптимизацию расхода энергии при выполнении приемов. То есть освобожденная энергия из лишних напряжений в теле, переключается на нужную работу. Другие методы Ицюань дополняют тренировку таких возможностей.

Так ли это?

Да, последующие методы реализуют оптимизированную в столбах структуру тела (железо) и оптимизированный ум (процессор). То есть столб можно рассмотреть как перепрошивку. А постоянную практику в столбе как внесение обновлений. Наверное даже не перепрошивку, а возвращению к заводским настройкам - к своему естественному состоянию.

Оптимальное состояние ума и тела это хорошая база для применения в качестве самозащиты. Конечно, сами по себе навыки взаимодействия с партнёром не появятся и поэтому подключаются следующие методы и специальные методики. Можно сказать так, что для здоровья можно остановиться на базовых методах Ицюань. Если мы пойдём в изучении стиля дальше, то на выстроенной базе мы делаем прикладную надстройку. То есть надо с самого начала определиться с целями. Всё это выглядит логично и понятно. В чём заключается сложность? В непривычных для многих ключах Ицюань, когда мы используем в качестве инструментов своё сознание, мыслеобразы.

Получается, что мыслеобразы в практике Ицюань одно из главных составляющих?

Мыслеобразы - один из важнейших инструментов в Ицюань. Искусство мастера в точном использовании этого инструмента для конкретного ученика.

Образ минует интеллектуальную работу мозга, которую мы успокаиваем с началом работы в столбе. Плюс мыслеобраз, как правило носит целостный характер в отличии от дуальности интеллекта.

Но если заглянуть вглубь, то мы используем что-то вроде диалектики. Это Маодунь - некоторая противоречивая разнонаправленная сила. Иероглифами она описывается взаимодействием копья и щита. В связи с тем, что в тренировках мы с первых шагов активно используем своё сознание для обучения требуется опытный наставник и индивидуальный подход.

А есть в Ицюань какие нибудь методики направленные на развитие физических качеств бойца, например работа с отягощениями, набивка?

Все это можно использовать дополнительно, но в меру. Фишка Ицюань в первую очередь в максимальном использовании основных методов.

При этом если идёт подготовка к спортивным поединкам, то естественно добавляются все необходимые для этого методики тренировки, включая бег, работу на мешке, лапах и так далее.

На фото: Яо Ченжун показывает работу на мешке в Ицюань

Так что же тогда Ицюань, целостное боевое искусство или хорошо проработанная методика для боевых искусств для достижения определенных задач?

Ицюань приобретает разную форму в зависимости от целей занимающегося. В Ицюань есть и Цигун, и самозащита, и самопознание. По большому счёту тем же боксом можно заниматься для здоровья в качестве кардио нагрузок (в фитнес клубах сейчас модная тема), а можно и как искусством – рисовать на лице оппонента картины разыми красками.

Но в исходном варианте (в заводских настройках) это стиль Ушу - то есть стиль китайского традиционного боевого искусства которым при желании можно заниматься до глубокой старости для здоровья.

Все равно складывается впечатление, что Ицюань это столб и вспомогательные к нему методы Шили, Моцабу, Фали. То есть, это первичное по отношению к саньшоу, туйшоу и другим методам стиля.

Да, это впечатление нормально. Сейчас поясню. Я знаю, что у моего наставника есть относительно небольшая группа хорошо подготовленных бойцов. Между собой и моим переводчиком мы назвали её «спецназ». И я как-то завёл такой разговор со своим наставником, что может быть для развития стиля в России подготовить ускоренно подобную ударную группу чтобы продемонстрировать желающим боевые возможности стиля. И тогда все встанут в столбы животворящие. Но мастер Яо Ченжун сказал так, «Зачем? Ты потихоньку тренируй всех желающих, давая в первую очередь оздоровительные базовые методы шаг за шагом. И вот когда какой-нибудь «ботаник» (это мой термин) в итоге станет сильнее и здоровее своих таких же друзей «ботаников», то это и будет лучший результат». И сейчас я понимаю эти слова своего мастера.

При этом я знаю как подготовить бойца хорошего уровня, опираясь на методы Ицюань. Но тут дело в том, что к внутренней работе над собой приходят в зрелом возрасте, когда спорт уходит на второй план, открывая новые горизонты. Но эти горизонты не все готовы видеть из-за привычных шор. А молодым удобнее использовать кажущиеся безграничными силы своего здоровья. Тут в современном мире много других эффективных методов и без Ицюань.

Добавлю, что уже давно использую Ицюань в качестве своеобразного апгрейда для мастеров Кёкусинкай. И чем выше уровень мастера, тем быстрее он видит, какие обновления и приложения он может получить от практики. Но к «перепрошивке» готовы не все. Это серьёзный вызов который повлияет на всё в вашей жизни.

Ицюань это конечно же не только столб. Каждый метод сам по себе очень интересен и является целыми миром. Но все эти миры взаимосвязаны и могут быть компактно сжаты в столб, как в чёрную дыру сжимается время и пространство.

А ещё Ицюань это ещё ряд интересных побочных эффектов. Например из своего опыта и опыта своих учеников могу подтвердить новые открывающиеся возможности видения. Можно видеть не только физические границы живого объекта, но и его поле. Те ученики которые занимаются профессионально массажем отмечают новые возможности именно со взаимодействием с этими полями. Подобные методики, кстати, уже не первое десятилетие используются в клиниках Пекина, где Ицюань признан национальным достоянием.

Я бы ещё особо подчеркнул универсальность тех навыков, которые вы получаете от практики Ицюань. Благодаря этим навыкам я переосмыслил изнутри Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо, а мои ученики нашли новые интересные прикладные аспекты в тайском боксе.

Те кто занимаются в первую очередь для здоровья открывают в себе новые способности, связанные с мгновенным реагированием в бытовых ситуациях. И все чувствуют наполнение жизненной силой.

Ну и конечно если прикладывать статью с этим интервью к больным местам, то швы рассасываются :)

Для тех кто интересуются более простыми материями в Китае (я говорю про зал своего наставника) есть общая группа. В ней примерно 30 минут уделяется базовой подготовке (столбы. Шили, Моцабу, Фали) и примерно 1-1,5 часа уделяется парной работе (Туйшоу, Саньшоу, работа на мешках и так далее)

Соответственно в мини-группе и индивидуально мастер уже даёт материал исходя из конкретного человека, его целей и задач.

Поэтому нет какой-то единой универсальной программы для всех, когда мы начинаем изучать приёмы и так далее. Во внутренних стилях нет массовки. Это где-то минус и где-то плюс.

Есть цель спортивные соревнования - бойцу подбирается своя программа. Но Ицюань, не замкнут на спорт, хотя его представители участвуют в соревнованиях.

Что именно вы переосмыслили Кёкусинкай, Иай-дзютцу и Кобудо?

Отличный вопрос!

Серьёзная внутренняя проработка естественно сказалась на понимании Кёкусинкай и Иай- дзюцу. Например, любая стойка из статической превратилось в живую, со скрытыми внутри пружинами и усилиями. Любое движение стало очень удобным для тела и объёмным. Открылись новые возможности по вариантам применения техник. Поединок иногда можно видеть как в замедленной съёмке.

Что именно становится понятно? Обладает ли позиция потенциальной силой или нет. Будет ли техника целостной, а значит более сильной или сила будет ломаться в теле. Пустой удар или наполненный.

Ещё становится яснее как выстроить свои личные тренировки чтобы достигать целей, не получая травм. И есть методы для восстановления себя после самых разных повреждений.

Скорость боевого мышления и реакция становятся острее.

О каких прикладных аспектах, которые нашли ваши ученики, идет речь?

Спектр применения Ицюань широкий. Например, есть столбы сидя. Соответственно можно на этой основе выстраивать самозащиту начинающуюся из этого положения.

Затем есть работа с шестом. В отличии от Кобудо она внешне простая, но очень эффективная как автомат Калашникова.

Уже исходя из принципов Ицюань я тестировал работу с короткой палкой, ножом, тактическими ручками и так далее.

Когда характеризуют некоторые стили, то часто используют в описании технику стиля, например удары ногами в тхэквондо, инерционные броски в айкидо и т.д. Вот если в таком ключе, то какие техники будут визитной карточкой Ицюань?

В Ицюань у разных мастеров можно увидеть авторское понимание ключевых техник. Поэтому я выскажу своё мнение по официальной прямой линии, по которой обучаюсь сам. У мастера Яо Ченжуна я вижу хорошо поставленный вход на среднюю-ближнюю дистанцию и серия коротких ударов (в основном руками) с одновременным контролем противника. Зачастую вместо ударов может быть опрокидывающий толчок.

О каких именно ключевых техниках идет речь? Понятно, что это какая-то база стиля, но что в нее входит?

Ицюань это традиционный стиль Ушу. А в Ушу самое главное хороший удар. Базовые методы готовят к умению ударить и защититься любой частью тела. При этом сохраняются ключевые принципы.

Что за ключевые принципы? Это какие-то малозаметные нюансы выполнения техники или что-то другое?

Один из ключевых принципов заложен уже в самом названии стиля где ведущая роль отводится тренировке сознания (намерения, импульса мысли).

То есть развивается умение с первых секунд захватывать контроль ситуации своим намерением, в определенном контексте - волей. Этот же принцип используется и на физическом уровне, когда мы учимся выходить на мгновенный контроль с помощью метода Туйшоу . Далее ключевым принципом может подключаться метод Фали - выброса усилий. А каким будет Фали - толчок, удар кулаком, ладонью, ногой, это уже по ситуации, по предпочтениям конкретного человека.

Первый принцип в какой-то мере можно сопоставить с японским понятием состояния Заншин.

То есть любой стиль со своей техникой впишется в Ицюань и может использовать ключевые принципы и методики стиля?

Я бы сказал, что любой стиль можно улучшить с помощью методов Ицюань. В Китае, например, стиль использовался для подготовки боксёров, стрелков, баскетболистов и других спортсменов. У меня, кстати, тоже есть ученик профессиональный стрелок из пистолета. Он отмечает явную пользу.

Чем туйшоу Ицюань отличается от туйшоу других стилей ушу, например тайцзи цюань?

Отличие в том, что в Ицюань Туйшоу рассматривается как промежуточный метод для перехода к ударной технике. И этот переход реально отрабатывают. Плюс чаще идут различные заломы, подсечки, и прочие борцовские штучки. В Тайцзи зачастую Туйшоу рассматривается как конечный продукт безопасного поединка для проверки качества техники.

Тайцзишники часто критикуют Ицюань Туйшоу за то, что в нем на их взгляд все слишком жестко. На самом деле это более выраженное усилие на центр противника, которые и составляет основу боевого применения.

Воздействие на ближней дистанции происходит ударной техникой: 4 базовых удара кулаком (прямой, боковой, снизу и сверху). Эти техники близки к боксу.

Это также удары открытой ладонью, ребром ладони, локтями, головой, коленями, стопой, плечом.

И также точки с разным проникающим наполнением.

В линии моих мастеров, как правило используется ударная техника. В других линиях можно увидеть другие варианты.

Ицюань на мой взгляд может заточить неплохой анти-греплинг. Это я немного сам проверял с Кудо и БЖЖ.

Какая основная тактика бойца Ицюань?

Притвориться большим деревом :)

Тактика бойца Ицюань может быть такой. С помощью перемещений и ложных действий выйти на удобную позицию для удара и выброса силы (Фали). В идеале ударная техника сочетается с контролем противника и его центра тяжести.

Основное направление атаки - центральная линия. И примерно 70 % ударов направлено в голову.

Как правило боец Ицюань стремится перехватить инициативу и атаковать с разрушение защиты. Часто используется встречная атака с одновременной защитой.

Удары ногами используются обычно не выше пояса на средней дистанции в сочетании с действиями рук. И в боевом варианте они направлены на тазобедренные и коленные суставы. Также используется болезненный отвлекающий низкий прямой удар в нижнюю часть голени. На ближней дистанции зачастую используются удары в пах в сочетании с ударами головой. На сближении используются хлёсткие удары по глазам и удары основание ладони в подбородок. По корпусу чаще используются удары открытой ладонью, чем кулаки.

Как происходит обучение Ицюань?

Обучение в Китае проходит в общих группах, мини-группах и индивидуально. На стажировке я участвую во всех трёх тренировках в один день. В России я использую такой же подход. У меня есть небольшие группы и индивидуальные ученики. Ко мне также приезжают ученики из других городов на стажировку. Два раза в год я провожу углублённых Школы в Крыму и Карелии, плюс ознакомительные семинары в разных городах.

Как правило тренировка начинаются со столба. И их может быть 2-3. Затем переходят к методу Шили, Моцабу. После этого может добавляться Фали и парная работа.

На каком этапе своего обучения, ученик начинает изучать сами приемы?

Знакомство может быть прямо с первого занятия. Весь вопрос в целях занимающегося. Обычно Яо Ченжун в конце первой тренировки сам аккуратно работает в паре с новичком. Чтобы он мог оценить что он может получить в прикладном плане.

А так, в процессе все изучают удары с первых занятий вместе со столбами и другими базовыми методами.

В Ицюань, как и в других внутренних стилях нет понятия «приёмы», особенно в нашем понимании. Есть понятие Юн - применение.

Что это означает. Нет фиксации на конкретной серии действий. При том, что такие действия можно наблюдать.

В связи с этим применение (Юн) может встречаться уже с первых тренировок в основном в качестве демонстрации. При этом новичку предлагается повторить показанную технику либо серию техник. Как правило это не получается. Тогда и поясняется, что надо практиковать базовые методы, в идеале ты должен включать свои мозги и разобраться какие именно детали в базовых техниках имеют пробелы.

Опишите свою тренировку или свой тренировочный день.

5.30-6.00 - Подъём. Дзадзен, чай и утренние дела.

7.00 - Тренировка в парке (в любую погоду) с группой Ицюань (Цигун). Для всех желающих (бесплатно)

8.00 - Своя тренировка там же в парке до 9.00

10.00 - Индивидуальные тренировки в домашнем зале (не каждый день)

14.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

17.00 - Индивидуальные тренировки с приезжими учениками из других городов (не каждый день).

18.00-21.00 - Две группы по Кёкусинкай (вт. чт.)

20.45-22.00 - Группа Ицюань (пн. ср.)

17.00 - сборники Кёкусинкай (сб.).

11.00 - Кобудо, Кёкусинкай (воскр.).

Ну и в свободное время между этими тренировками самостоятельная практика.

На фото: Анатолий Криводедов практикует столбовую работу Ицюань

Что вы делаете в рамках обычной своей тренировки?

Ицюань: обычно столб 10-40 минут. Затем различные варианты из Шили, Моцабу, Фали и других основных и вспомогательных методов Ицюань. Зачастую Ицюань я практикую через технику Кёкусинкай. На улице по погоде, больше движения в холодную погоду.

В завершении, какой совет вы бы дали изучающим боевые искусства?

Я бы предложил занимающимся задать себе вопрос о цели своих тренировок. О стратегической цели, а не о тактических целях таких как победа на соревновании или аттестация на очередной пояс. Чем выше будут ваши цели, тем дальше вы продвинетесь на Пути.

Видео «Оздоровительные столбы»

Видео «Боевые столбы»

Видео «Основные Шили»

Видео «Перемещения в Ицюань - Моцабу»

Видео «Фуань фали - выведение силы в Ицюань»

Видео «Подводящие упражнения Хадзимэ Казуми»

Школа Ицюань. Видеокурс >>>

Смотреть видео

Первые 6 упражнений нацелены на: 1. Раскрепощение верхней части тела 2. Проработку навыка генерировать движения от стоп и поясницы 3. Улучшение подвижности суставов. По материалам мастер-класса Шихана Хадзимэ Казуми в Нижнем Новгороде 20 августа 2014 г. Семинар о подводящих упражнениях Шихана Казуми.x

БОЕВОЙ ЦИГУН – “ЖЕСТКИЙ ЦИГУН” (ИН ЦИГУН).

“Жесткий цигун” также называется цигуном у-шу (военного искусства). Он официально получил это название в 1976 г. на Всекитайской конференции по цигуну и после этого получил распространение по всей стране. До этого он был известен под названием “нож и ружье не берут”, “накидка золотого колокола”, “железная рубаха”, “железная ладонь” и т.д. Однако все разновидности жесткого цигуна* основываются на внешней тренировке покровов мышц, костей и кожи (т.е. закаливании поверхности тела ударами, тычками и т.д.) и внутренней тренировке дыхания (т.е. перемещении ци в любую часть тела). Тем самым достигается способность противостоять огромному давлению и выносить удары острых предметов. Такой цигун и называется “жестким цигуном”.

Необходимо отметить, что главной целью занятий “жестким цигуном” является укрепление своего собственного здоровья и тела, а вовсе не нанесение вреда другим людям.

В разных школах и направлениях “жесткого цигуна” есть некоторые различия в методиках. Имеются упражнения одиночные и парные; методы базовые и специальные; есть упражнения на полусогнутых ногах, а есть и с нанесением ударов; есть упражнения по развитию силы пальцев и рук, а также по тренировке силы (крепости) макушки. Обычный порядок занятий “жесткого цигуна” таков.

Первый шаг: обучение основным упражнениям, таким, например, как стойки в “позе всадника”, в “позе лучника” и др., обучение ударам ногами при сгибании поясницы, и т.д.; это система закаливания организма.

Второй шаг: с помощью концентрации и мысленного сопровождения развивать силу пальцев и ладоней. Например, втыкать пальцы и ладони в кучу зеленых бобов, крупнозернистого песка или железных опилок.

Третий шаг: концентрируя внимание и направляя мысли, ладонями, кулаками или палкой наносить удары по разным частям тела, тем самым тренируя мышцы, кости, кожные покровы, воспитывая их крепость и выносливость.

Четвертый шаг: деревянным шестом или дубинкой наносить удары по ладоням, плечам, даньтяню, ногам и другим частям тела, чтобы выработать их невосприимчивость к ударам.

Пятый шаг: подвесить мешок с песком или камень, наносить по нему удары ладонями и кулаками, чтобы оттолкнуть от себя; когда мешок начнет возвратное движение, то надо останавливать его, подставляя тренируемую часть тела или даньтянь. В это время совместить внутреннюю работу по перемещению ци и внешнюю работу частей тела так, чтобы они слились в одно целое; при касании громко выдохнуть (хэ). Тренироваться до тех пор, пока это не будет происходить естественно.

Шестой шаг: в зависимости от того, какую часть тела надо тренировать (голову, шею, грудь, живот или руки и ноги), проводить направленные воздействия острием. После длительных занятий тренируемая часть приобретает способность выдерживать огромное давление и колюще-режущие удары. Это и означает овладение искусством “нож и ружье не берут” (“пуля и нож не входят”, “сила, способная остановить тысячу цзиней”).

Методика “жесткого цигуна 18 архатов”, объясненная Сунь У, включает в себя перемещение ци в макушку головы, извержение ци и заглатывание ци. Эти три способа взаимосвязаны, дополняют друг друга. Конкретные упражнения таковы.

Подготовить пояс длиной 5,5 чи и шириной примерно в 2 цуня. Перед началом занятия туго обмотать им поясницу, встать ровно, затем слегка ослабить пояс так, чтобы можно было засунуть два мизинца.

(1) Перемещение ци в макушку головы (дин ци).

Методы тренировки.

1) Стоять прямо, ноги расставить на ширину плеч. Левую руку положить на пояс, правую опустить вниз, кончик языка с напряжением упереть в нёбо.

2) Вдохнуть. Вдох должен быть медленным, глубоким и долгим, грудь при этом естественно приподнимается.

3) Ци всего тела концентрируется в правой и левой руках (от локтя до предплечья). Правая рука плотно прижимается к правой стороне поясницы, ладонь обращена влево, пальцы направлены вперед; перемещают ладонь до нижней части живота, затем пальцы перемещаются вверх, вдоль средней линии живота поднимаются до уровня глаз и затем до макушки. Одновременно с поднятием рук вверх к макушке выполняются легкие покачивания головой в обе стороны.

Требования.

1) При перемещении ци к макушке важно обратить внимание на то, чтобы вся имеющаяся в организме энергия ци переместилась в точку бай-хуй.

2) При выполнении упражнения следует максимально концентрировать мысли на макушке.

3) Стойка должна быть прямой, голова поставлена также прямо, обе щеки слегка втянуты внутрь.

4) На начальном этапе занятий возможны неприятные ощущения в голове, отечность и покраснение лица, другие симптомы. Это обычное явление, после полумесяца занятий они исчезнут. Однако концентрацию внимания на точке бай-хуй лучше всего проводить под руководством преподавателя*.

Практические занятия в мини-группе оздоровительному и боевому цигун, в т.ч. с практикой комплексов с палкой и мечом для здоровья и боевого применения.

Серия с практиками разделов мастера-наставника Виктора Тимофеева - это полная система дисциплин для совершенствования Тела, Ума и Духа.

Уникальность заключается в том, что вы выполняете техники вместе с мастером, исключая их неправильное исполнение.

Семь позиций серии посвящены Боевым Искусствам.

Комплексы:

1. Большое дерево - Да Шу Гун и Столбовое стояние – 2 упр.
2. и лечебный комплексы семейной школы ушу и цигун «Лунванмэнь» – более 30 упр., в т.ч.:

  • тренировка каналов – от 9 упр.
  • энергия человека – от 3 упр.
  • энергия Стихий – от 5 упр.
  • лечение – от 5 упр.

3. Комплекс цигун с палкой – более 10 упр.
4. Комплекс с палкой тай-бо – более 10 упр.
5. Комплекс 5 стихий тибетского бон-по – 5 упр.
6. Комплекс суставной-сухожильный – более 12 упр.
7. Цигун с цзянь – система упражнений направленная на наработку навыка проявления внутренней энергии в оружии – более 8 упр.
8. «6 волшебных звуков» («6 целительных звуков») или Лье Цзи Цзё – 6 упр.
9. Восемь кусков парчи или Бадуань Цзинь – 8 упр.
10. Айнские ритуальные комплексы с катаной для очищения мест проведения ритуалов – 8 упр.
11. Боевой жёсткий цигун – набивка поверхностей для укрепления здоровья и боевого применения – от 8 упр.
12. Лёгкий цигун – после занятий возникает ощущение легкости, бег подобен полету, даже когда спокойно сидите, кажется, что тело может свободно воспарить в воздух и т.д. – от 8 упр.

Как говорил мастер Чиа: Если вы это делаете, то она у вас есть. Если вы этого не делаете, то у вас её нет.

Вы отвечаете за свой собственный процесс. Вы сами себе хозяин и сами для себя решите, насколько далеко вы продвинитесь в своих занятиях – так же как и в своей собственной жизни.

200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. Тарас Анатолий Ефимович

ЦИГУН БОЕВОЙ

ЦИГУН БОЕВОЙ

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений – тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» – нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу».

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Из книги Карате-до: мой жизненный путь автора Фунакоси Гитин

Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

Боевой дух Перетягивание каната – очень популярное состязание на нашем острове. Оно часто бывает главным событием всех наших праздников. Окинавское перетягивание каната отличается от подобных состязаний в других префектурах. Прежде всего, наш вариант гораздо

Из книги Да-цзе-шу [Искусство пресечения боя] автора Сенчуков Юрий Юрьевич

БОЕВОЙ СТИЛЬ Общее название систем рукопашного боя, противопоставляемых спортивным единоборствам и так называемой «военизированной гимнастике» (типа условно-игровых стилей каратэ и ушу).Подразделяются на системы ограниченного боя и тотального. В системах первой

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

Из книги Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу автора

Особенности боевой стойки Принятая вами стойка пригодна для ведения боя в том случае, если вы постоянно находитесь в устойчивом равновесном положении, из которого можете атаковать, контратаковать или защищаться без подготовительных движений. Характерные особенности

Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Мешалкин Владислав Эдуардович

На пути боевой добродетели Следуя путем ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель, и лишь затем изучай приемы. Мастер Хо Юаньцзя (начало ХХ в.) Сила и мудрость «Большая сила побуждает к великой мудрости». В афоризме тонко

Из книги Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру автора Курцдорфер Питер

Из книги Тайные коды боевых искусств Японии автора Маслов Алексей Александрович

Глава 31 БОЕВОЙ ДУХ Среди прочих способностей ваше умение подчинять позицию своей воле, быть может, является наиболее важным.Принцип 148: Ни одна партия не была выиграна путем ее сдачи.Это еще один и весьма очевидный принцип. И все же некоторые знаменитые гроссмейстеры

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

«Забыть о боевой сути» Своя школа ко многому обязывает. Продолжение ли это традиции или разрыв с нею? Словно оправдываясь, Уэсиба пишет: «Дело в том, что понятия гармония, единение могут выражаться иероглифом «ай», поэтому я и решился назвать свою школу боевых искусств

Из книги Школа ножевого боя [Хваты, боевые стойки, движения, удары, техники защиты и метания боевого ножа. По системе спецназа КГБ] автора Травников Александр Игоревич

Из книги Боевая добродетель [Секреты боевых искусств Китая] автора Маслов Алексей Александрович

Глава 1 Боевой нож Современный боевой нож Собственно боевым ножом можно считать только нож, официально принятый на вооружение армией или другой силовой структурой.Остальные ножи отличаются от них не только юридическим статусом, но и функциональностью, и могут быть

Из книги Центральная ось пути кулака (Ицюань, Yiquan) автора Сянчжай Ван

Современный боевой нож Собственно боевым ножом можно считать только нож, официально принятый на вооружение армией или другой силовой структурой.Остальные ножи отличаются от них не только юридическим статусом, но и функциональностью, и могут быть классифицированы как

Из книги Штурмовой бой ГРОМ. Психологическая подготовка автора Махов Станислав Юрьевич

На пути боевой добродетели Следуя путем ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель, и лишь затем изучай приемы. Мастер Хо Юаньцзя (начало XX в.) Сила и мудрость«Большая сила побуждает к великой мудрости». В афоризме тонко

Из книги автора

Из книги автора

3 Боевой этап Он очень короток. Начинается с момента обнаружения противника и заканчивается с началом атаки. Другими словами, это период психологического противостояния. Тут представляется последняя возможность для самоовладения, так как во время боя не до

В Шаолиньском монас­тыре (годы династии Лян, 502-557 гг.). Практикуя придуманный Да Мо цигун Изменения мышц и сухожилий, шаолиньские монахи обнаружили, что этим они не только улучшили свое здоровье, но и значительно повысили эффективность приемов ведения боя. С той поры во многих стилях боевых искусств были созданы комплексы цигун для повышения эффективности боя. Кроме того, заметим, что многие стили вообще были созданы на основе теории цигун. Мастера боевых искусств играли очень важную роль в мире китайского цигун.

Первое применение теории цигун в боевых искусствах было связано с увеличе­нием силы и эффективности работы мышц. Сама теория была проста. использовался для направления к мышцам, чтобы наполнить их энергией и заставить более эффективно выполнять работу. Обычно человек использует свои мышцы менее чем на сорок процентов. Следовательно, если ему удастся научиться концентрироваться ( ) , применяя свой сильный И для направления ци к мышцам, человек сможет поднять энергетику мускулатуры на гораздо более высокий уровень, тем самым улучшив собственную эффективность ведения боя.

По мере того как теория применения становилась все более понят­ной, приемы ведения боя получали возможность дальнейшего совершенствования. Знатоки боевых искусств научились атаковать определенные области тела против­ника (такие, как жизненно важные акупунктурные полости (см. )) , тем самым нарушая движение ци ( ) в организме врага и создавая энергетический дисбаланс, который приводил к серьезным повреждениям и даже смерти. Чтобы добиться этого, занима­ющийся должен был понимать пути (см. ) и время движения ци () в организме; нужно было также уметь наносить удары в конкретные точки, выполняя их аккуратно и на необходимую глубину проникновения. Техники нанесения ударов по акупунктур­ным точкам (полостям) называются дянь сюэ («удары по полостям») или дянь май («удары по каналам»).

Большинство техник боевого цигун способствуют улучшению здоровья занима­ющегося ( ) . Но есть и некоторые другие виды этого искусства, которые, помогая развить определенный боевой навык, при этом вредят здоровью бойца () . Примером этому может служить система «Ладонь Железного Песка»: хотя методы тренировки позво­ляли развить в себе поразительную разрушительную силу, сами упражнения могли изуродовать руки, а также повлиять на движение ци в верхних конечностях и внут­ренних органах.

Начиная с шестого века на основе теории цигун было создано множество боевых стилей; условно их можно разделить на «внешние» и «внутренние».

Во внешних стилях основной упор делается на накопление ци в конечностях и координации энергетического взаимодействия с физическими боевыми приемами. Эти стили следуют теории -цигун (цигун Внешнего Эликсира). В вайдань-цигун для генерирования ци в конечностях используются, как правило, особые упражнения: для повышения плотности ци ( )
во время выполнения упражнений применяется кон­центрация разума. Это значительно усиливает мускульную силу, а следовательно, и эффективность проведения боевых приемов. Цигун также можно использовать, чтобы научиться выдерживать различные удары. В этом случае ци направляется к кожным покровам и мышцам, наполняя их собой и позволяя безо всяких поврежде­ний выдерживать удар. Этот тренинг обычно называют «Железной Рубашкой» (те бу шань) или «Покровом Золотого Колокола» (цзин чжун чжао). Стили боевых ис­кусств, использующие в своих тренировках вайдань-цигун, обычно называют внеш­ними (вай-гун) или жесткими (ин-гун). Типичным примером стиля, в котором исполь­зуется боевой вайдань-цигун, является шаолиньское гунфу.

Но хотя вайдань-цигун может помочь бойцу увеличить его силу, этот метод трени­ровок имеет и определенные недостатки. Поскольку данная система в основном акцентируется на тренировке внешних мышц, она способна привести к их переразвитию. В результате возникает проблема «рассеивания энергии» (саньгун), когда занимающийся начинает быстро дряхлеть. Чтобы поправить положение, боец внеш­него стиля, достигший высокого уровня мастерства в занятиях внешним цигун, переходит к занятиям внутренним цигун, направленным на ликвидацию проблемы рассеяния энергии. Вот почему говорят: «Шаолиньское гунфу - от внешнего к внутреннему».

Внутренний боевой цигун основан на теории (Внутреннего Эликсира). В этом комплексе ци производится не в конечностях, а в туловище, а затем направляется к конечностям для увеличения силы. Чтобы направить ци к конечностям, техника выполнения должна быть мягкой при минимальном использовании мышц.

Теория и практика боевого нэйдань-цигун гораздо сложнее, чем в вайдань-цигун. Несколько внутренних стилей боевых искусств были созданы в горах Удан и Эмэй. Особой популярностью пользуются тайцзи-цюань, багуа-чжан, люхэбафа-цюань и синьи- цюань () . Однако нужно понимать, что даже во внутренних стилях боевых искус­ств, обычно называемых мягкими стилями, в некоторых случаях требуется приме­нение мышечной силы. Вот почему ушуист, практикующий внутренний боевой стиль, достигнув определенной степени совершенства во внутреннем цигун, должен овладеть более жесткими внешними техниками. По этому поводу в Китае говорят: «Внутренние стили идут от мягкого к жесткому».

В последние пятьдесят лет мастера тайцзи-цигун и тайцзи-цюаня разработали новую систему, направленную в основном на поддержание здоровья. Она называется уцзи-цигун, что переводится как «цигун Беспредельности». Уцзи («Беспредель­ность») - это состояние нейтральности, предшествующее Тайцзи - состоянию вза­имно дополняющих друг друга противоположностей. Если у вас в голове роятся мысли и чувства, значит, присутствуют ; но если вы успокоите разум, то сможете вернуться к пустоте Уцзи. Когда вы достигаете этого состояния, ваш разум сосредоточен и ясен, тело расслаблено ( ) , а ци вашего тела может двигаться естественно и плавно, самостоятельно восстанавливая равновесие. Уцзи-цигун приобрел боль­шую популярность во многих регионах Китая, особенно в Шанхае и Кантоне.

Хотя цигун широко изучается ушуистами, основ­ной упор тренировок изначально делался на улучшении боевых характеристик, а не укреплении здоровья. Хорошее здоровье считалось побочным продуктом таких тре­нировок. Лишь в двадцатом веке оздоровительный аспект боевого цигун начал постепенно привлекать к себе внимание. Это особенно касается внутренних стилей боевых искусств.

Все системы так называемого жесткого цигун (иньцигун) относятся к упражнениям высшего типа сложности. Долгое время большинство из них хранилось в глубоком секрете в даосских, буддийских сектах и школах ушу. Жесткий цигун мог обеспечить практически полную неуязвимость при ударах противника, позволял безболезненно принимать удары мечом и копьем, дробить голыми руками камни и черепицу. В ушу жесткий цигун заменял также то, что мы сегодня называем общей и специальной физической подготовкой.

Так же как и в мягком цигун, жесткий цигун насчитывает несколько десятков основных систем, самыми известными из которых являются «Шаолиньский цигун», «Стеклянный колокол», «Железная рубашка», «Восемь великих алмазных упражнений», «Цигун алмазных пальцев», «Алмазный архат» и другие. Согласно легендам непобедимость шаолиньских монахов во многом обусловливалась необычайной крепостью их тел, что достигалось в течение 10-15-летней практики.

Сегодня нам известны некоторые из этих упражнений, но современных поклонников жесткого цигун смущает небольшая фраза в конце описания комплекса «...и делайте так в течение 30 лет». Жесткий цигун - это не только точное выполнение всех указаний во избежание внешней и внутренней раны, но это и неимоверное терпение и безграничное доверие к силам, потаенным внутри собственного организма.

Жесткий цигун был создан на соединении практики мягкого статичного даосского цигун и ряда укрепляющих упражнений ушу и воинской подготовки. Он основан на использовании циркуляции «истинного ци». Предполагается, что занимающийся уже в полной мере овладел мягким цигун, в частности методами «Небесного круговорота» и «регуляции сердца». Без этого жесткий цигун превратится в простой вид атлетической гимнастики и его эффект как «внутренней системы» будет сведен к нулю. Прежде чем использовать ци, необходимо накопить его и наладить его свободную циркуляцию. Это позволяет направить ци Прежденебесного в необходимую точку во время удара или защиты.

Жесткий цигун может быть рекомендован людям любого возраста после соответствующей предварительной подготовки. Он позволяет не только научиться управлять своим внутренним состоянием, но овладеть «выбросом силы», то есть моментом максимального приложения силы всего тела, а также мобилизации ци в экстремальной ситуации. Умение управлять своим телом поможет вам в сотнях жизненных ситуаций. Особенно полезен инь цигун тем, кто занимается спортом, единоборствами, восточными боевыми искусствами.

Ниже приводятся три комплекса жесткого цигун, которые сочетаются друг с другом, при этом их надо изучать последовательно, не мешая упражнения между собой. «Восемь великих алмазных упражнений» и «Алмазный архат» относятся к разделу «Железная рубашка» и позволяют не только значительно укрепить тело, но после долгих занятий сделать его малочувствительным к внешним воздействиям - ударам, падениям, а также изменениям погоди - холоду, жаре и т. д.

Комплекс №1: «Восемь великих алмазных упражнений»

Переплетать корни кипариса

Встаньте прямо. Правая нога делает полшага вперед, ступни располагаются на расстоянии 10-20 см. Руки опущены вдоль тела, ладони обращены вниз, пальцы направлены друг к другу (рис. 42). Сделайте выдох через нос, медленно наклонитесь к правой ноге, достав обеими ладонями пол. В момент касания закончите выдох и немного напрягите корпус (рис. 43). Ладони разворачиваются вверх, сделайте медленный вдох, расслабляя мышцы и разгибаясь в пояснице. Ладони приближаются к животу, будто поднимают с пола какой-то предмет (рис. 44). Проделайте 3 раза с левой и правой сторон.

Представляйте, что, когда вы наклоняетесь и напрягаете мышцы, верхняя часть тела заполняется ци, делая его крепким как скала.

Достать месяц со дна моря

Ноги расставлены на ширину плеч, ладони обращены вниз и располагаются у бедер. Выполните это упражнение так же, как и предыдущее, однако на этот раз наклоняйтесь не вбок, а перед собой. Проделайте по 3 раза (рис. 45).

Ци проникает в даньтянь

Встаньте прямо. Обе руки выпрямлены и разведены в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз (рис. 46).

Сделайте полный ровный выдох. Ладони по дуге опускаются к бедрам, пальцы чуть сгибаются, образуя как бы «когти» (пальцы согнуты в первых и вторых фалангах, центр ладони немного втянут, пальцы не соприкасаются друг с другом). Начните медленный вдох (рис. 47). Руки сгибаются в локтях, «когти» обращаются вверх. Вдох завершается. Медленно напрягите верхнюю часть тела (рис. 48). Задержав дыхание, нанесите правым кулаком 3 удара по левой части груди в разные зоны (избегайте область сердца), затем нанесите 3 удара левым кулаком по правой стороне груди (рис. 49).

Сконцентрируйте внимание на даньтянь и на месте нанесения ударов, направляя ци в эти зоны. Регулируйте силу ударов и не переусердствуйте. Постепенно увеличивайте резкость и хлесткость ударов. Опустив руки, сделайте выдох.

Архат поддерживает Небо

Встаньте прямо, ступни на ширине плеч. Обе руки вытяните в стороны, ладони обращены вниз, начните выдох через нос. Пальцы немного сгибаются, образуя «когти». Руки медленно опускаются вниз (рис. 50). Сделайте медленный ровный вдох на полном расслаблении. Плечи чуть разводятся. Руки сгибаются в локтях, ладони подходят к груди, обращаясь вверх, пальцы направлены вперед, большой палец отставлен в сторону, остальные собраны вместе (рис. 51).

Обе ладони на вдохе поднимаются вверх к голове, будто толкают тяжелый предмет. Предплечья медленно поворачиваются наружу, пальцы направлены в стороны. Подъем рук и вдох заканчиваются одновременно. Задержите дыхание и опустите ци в дань-тянь, сглотните слюну, представляя, что она проходит в даньтянь, омывая каналы (рис. 52).

Руки медленно опускаются вниз по дуге через стороны. Сделайте медленный выдох через нос, одновременно расслабьте все тело, сконцентрируйте внимание на даньтянь. Повторить 6 раз.

Гневный взгляд алмазного архата

Во многом это упражнение схоже с предыдущим. Руки выпрямлены в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз. На медленном выдохе левая ладонь сжимается в кулак, а правая образует «орлиный коготь» (пальцы собраны вместе и согнуты в первых и вторых фалангах). Ладони медленно опускаются к бедрам (рис. 53).

Язык поднимается к верхнему нёбу. Сделайте медленный вдох, все тело напрягается. Левый кулак обращается центром вверх, а правый - «орлиный коготь» - центром влево, пальцы направлены вверх. Одновременно кисти медленно поднимаются к груди, локти прижаты к ребрам, расстояние между кулаком и «орлиным когтем» 10-15 см (рис. 54).

Закончив вдох, сглотните слюну, опустите ци в даньтянь. Одновременно взгляд направляется вверх, насколько это позволяют глаза. Когда вы полностью проследите движение ци в даньтянь мысленным взором (а фактически, движение слюны), прикройте глаза. Чуть задержите дыхание, откройте глаза, расслабьте руки, опустите ладони по дуге вниз к бедрам. Одновременно выполните медленный выдох. Повторить 6 раз.

Обхватить Луну и сунуть ее за пазуху

Встаньте прямо, разведите руки в стороны на уровне плеч, ладони обращены вперед (рис. 55). Ладони складываются в «когти», которые сводятся перед грудью центрами друг к другу. Расстояние между «когтями» 20-25 см. Руки в локтях не сгибать. Затем согнуть руку в запястье, ладони обращаются внутрь будто вы обхватываете шар. Сделать медленный вдох (рис. 56).

Руки сгибаются в локтях, завершая обхват шара, одновременно закончите вдох (рис. 57). Опустите ци в даньтянь. Нанесите резкий удар кулаками назад, буд¬то разбивая что-то о живот (после месяца упражне¬ний можно наносить удар по животу). Одновременно произведите резкий выдох со звуком «хай» (рис. 58). Выдохнув полностью воздух, опустите руки вдоль бе¬дер и расслабьтесь. Повторить 6 раз.

Император натягивает лук

Встаньте прямо. Левая нога делает полшага вперед. Правая рука вытягивается в сторону - вправо, ладонь обращена вверх. Левая рука согнута в локте, ладонь обращена вниз и располагается перед даньтянь. Произведите короткий неполный выдох (рис. 59). Правая рука сгибается в локте, ладонь идет влево, останавливаясь над левой ладонью. Левая ладонь обращается вверх. Одновременно сделайте глубокий ровный вдох (рис. 60). Правое предплечье проворачивается внутрь таким образом, что правая ладонь обращается вниз. Завершая движение влево, правая ладонь делает хлопок по левой ладони сверху. Затем на мощном выдохе сделайте рубящее в горизонтальной плоскости движение правой ладонью слева направо. Во время рубящего удара ладонь обращается вверх. Делайте выдох со звуком «хай» (рис. 61). Повторить 6 раз.



Просмотров