Банкротство юр лиц. Стадии, заявление и последствия банкротства юр

Как «обанкротить» свое предприятие в условиях тяжелых финансовых обстоятельств? Кому необходима эта процедура? Каковы последствия банкротства юридических лиц? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с банкротством организаций, будут даны в этой статье.

Предпосылки и причины банкротства юр. лиц

В условиях экономического кризиса, предприятия, достаточно часто попадают в затруднительное финансовое положение, перестают платить налоги и оплачивать другие счета, например, партнерам и прочим организациям. Понимая плачевность своего положения, учредитель может принять решение о прохождении процедуры банкротства.

Долги предприятий бюджетным организациям и нежелание решать ситуацию самостоятельно, часто вынуждают налоговые органы подавать заявление в арбитражный суд, для признания должника банкротом.

Это могут делать и кредиторы, но они не всегда обладают достаточными сведениями о состоянии платежеспособности должника.

Признаки банкротства юридических лиц

Согласно ст.65 ГК РФ, юридическое лицо, для законного банкротства, должно иметь следующие признаки:

  • Организация-должник неспособна в полном объеме удовлетворить денежные обязательства перед кредиторами;
  • Организация-должник неспособна удовлетворять денежные обязательства перед фондами и налоговыми органами.

Основными задачами банкротства юр. лиц считаются: погашение долгов перед кредиторами и создание необходимых условий для возобновления деятельности юр. лицом.

Виды банкротства юридических лиц

Реальное. Данное положение подразумевает действительную неспособность организации к восстановлению платежеспособности вследствие тех или иных причин, из-за которых был потерян капитал. Это законное основание для объявления юридического лица банкротом. Является такая ситуация, следствием малоэффективного управления.

Временное. Наступает в ситуации, когда актив баланса повышается над пассивом. Так же причиной может стать большая дебиторская задолженности организации. Ситуация разрешается при административном и внешнем управлении. Со временем платежеспособность предприятия восстанавливается.

Умышленное. Это ситуация, когда преследуя свои интересы, предприятие своим руководством доводится до состояния неплатежеспособности. Таки действия влекут за собой административную и уголовную ответственность.

Фиктивное. Руководство предприятия, для получения рассрочек от кредиторов, объявляет себя неплатежеспособным, не имея на то законных оснований. Также преследуется законом.

С чего начинается процедура

Для начал процедуры необходимо внимательно изучить актуальный закон о банкротстве. Ниже приведены этапы банкротства юр. лиц.

Заявление на банкротство юридического лица

Как уже было сказано выше, заявление на признание юридического лица банкротом, может подать как должник, так и кредитор.

Что делать в ситуации подачи заявления должником, то есть юридическим лицом, оказавшимся в тяжелой финансовой ситуации, и добровольно принявшим решение о прохождении процедуры банкротства?

Физическое лицо, представляющее организацию, претендующую на банкротство, подает заявление в арбитражный суд. Заявление это в обязательном порядке должно быть завизировано учредителем компании, которой в согласии с уставом фирмы имеет на это право. Вероятнее всего - это и есть сам владелец фирмы.

Заявление должно содержать следующие сведения:

  • Наименования арбитражного суда;
  • Сумма общей задолженности перед кредиторами;
  • Требования кредиторов;
  • Данные о причинах финансовых затруднений;
  • Документы для списания долгов с юр. лица;
  • Сумма вознаграждения арбитражному управляющему.

Вознаграждение финансовому управляющему выплачивают из средств, вырученных от продажи имущества должника. Чем выше сумма, выплачиваемая арбитражному управляющему, тем меньше остается кредиторам и другим заинтересованным лицам.

Что касается самого заявления, его заполнение лучше доверить специалисту, хорошо знакомому с процедурой банкротства. В таком случае ошибки, издержки и время, необходимое для начала процедуры, - будут сведены к минимуму

Стадии банкротства юр. лица

После подачи заявления в арбитражный суд, производится финансовая оценка ситуации, и запускаются : наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Протекают эти стадии индивидуально, но порядок их схож почти всегда. Рассмотрим их по порядку.

Наблюдение

На первом этапе, который называют наблюдением, производят финансовую оценку банкротящегося предприятия. Наблюдение вводят в случае признания судом обоснованности заявления на признание юридического лица банкротом (ст 48 ФЗ от 26.10.02г. №127-ФЗ «О несостоятельности»).

Наблюдение, согласно закону, не может превышать семи месяцев.

Цель этого этапа, определить и оценить финансовое положение предприятия. Составляется перечень взысканий с должника, после чего назначается дата первого собрания.

На основании этого этапа делаются выводы относительно необходимости в процедуре банкротства.

Финансовое оздоровление

Следующим шагом, является назначение финансового управляющего. Финансовый управляющий, с момента его назначения занимается контролем организации, и ее управляющего органа. Некоторые сделки, могут быть заключены исключительно с одобрения и письменного согласия управляющего.

Финансовый управляющий наделяется полномочиями, прописанными в законе. На этапе финансового оздоровления, организация-должник будет ограничена в нескольких сферах деятельности, а именно: нельзя открывать филиалы или представительства; не разрешены реорганизационные действия и создание структурных предприятий.

Финансовым оздоровлением достигается экономическая стабильность и как следствие восстанавливается платежеспособное состояние. Благодаря финансовому оздоровлению составляются планы погашения задолженностей и начисляются проценты, для того, чтобы учесть интересы кредиторов.

Внешнее управление

Внешнее управление, может проводиться одновременно с предыдущими двумя стадиями процедуры банкротства физ. лиц. Оно, также направлено на восстановление платежеспособности предприятия. На той стадии, руководитель организации - должника, временно отстраняется от руководства и вместо него назначают временного внешнего управляющего. Внешний управляющий назначается на 12 месяцев, в исключительных ситуациях этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.

Этот этап характеризуется полномочиями внешнего управляющего. В его ведение переходит управление фирмой-должником, вся бухгалтерская, юридическая и налоговая отчетность. Также на этой стадии подлежат отмене предписания по уплатам кредитной задолженности, и на их погашения вводится запрет.

Организация - должник продолжает ведение деятельности, но все операции, сумма которых больше 20% актива, могут быть совершены только с разрешения общего собрания кредиторов.

Внешний управляющий, на данной стадии, может принять решение о и через суд, организация - должник может быть признана банкротом. Также управляющий может напротив, приостановить процедуру банкротства и принять решение о возобновлении оплат кредиторам.

Конкурсное производство

Это завершающий этап признания юридического лица банкротом. На основании решения арбитражного суда, принимается решенияе о несостоятельности предприятия и назначается конкурсный управляющий.

Конкурсный управляющий наделяется полномочиями, согласно действующему законодательству.

В круг его обязанностей входить контроль распределения активов организации пропорционально, между всеми кредиторами.

Этот этап процедуры считается последним, поскольку финалом его является признание предприятия банкротом.

На время конкурсного производства, все руководство предприятия, в том числе его учредители, отстраняются от дел фирмы. Процедура конкурсного производства, как правило, продолжается не более года, но в исключительных случаях, по решению арбитражного суда, ее могут продлить еще на 6 месяцев.

Основанием для запуска конкурсного производства и признания предприятия несостоятельным, может быть только решение арбитража. По его же решению назначается конкурсный управляющий, контролирующий все дальнейшие действия в фирме.

Конкурсное производство может быть закрыто арбитражным судом, при предоставлении конкурсным управляющим отчета о проделанной работе. Суд может постановить, исходя из отчета, что кредитная задолженность считается погашенной и фирма - должник признается банкротом.

Мировое соглашение

Особым этапом признания юридических лиц банкротами, можно назвать мировое соглашение. Этот этап может наступить в любой момент процедуры банкротства, даже на стадии конкурсного производства.

Вообще, мировое соглашение - это наиболее благоприятное решение, любой процедуры несостоятельности.

Мировое соглашение характеризует достижение договоренности между предприятием и кредиторами. Сторонами подписывается двусторонний документ, в котором указываются условия, на которые согласны и кредиторы и предприятие, удовлетворяющие интересы обеих сторон.

Это соглашение, в обязательном порядке, должно быть одобрено арбитражным судом, в котором было открыто дело о несостоятельности юридического лица.

Когда решение о мировом соглашение принято, все санкции относительно должника прекращаются. Восстанавливается возможность уплаты по кредитным обязательствам и снимается контроль за финансовой деятельностью юридического лица.

Чем раньше заключено мировое соглашение, тем меньше трудностей возникнет у сторон. Если договоренность была достигнута на ранних этапах ведения процедуры банкротства, привлекать посторонних управляющих не придется. Также сама процедура, трудоемкая и утомительная, прекращается.

Мировое соглашение, как уже было сказано выше, достигается подписанием соответствующего документа. Подписывается он со стороны кредиторов - избранным общим собрание представителем, а со стороны должника - лицом, наделенным полномочиями в соответствии со своими должностными обязанностями.

Правовая ответственность банкротства

Юридические последствия банкротства или несостоятельности, наступают для всех юридических лиц кроме государственных учреждений, политических партий и религиозных объединений.

Закон о признании юридических лиц несостоятельными предусматривает не только ликвидацию таких предприятий, но и антикризисные меры, целью которых служит содействие в восстановлении платежеспособности организации-должника. Для этого и существуют такие этапы, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти меры, а также заключение мирового соглашения, также являются целью при ведении дела о банкротстве.

Если арбитражный суд принимает решение о признании юридического банкротом, предприятие ликвидируется с помощью конкурсного производства, которое длится максимум полтора года. (Гражданский Кодекс Российской Федерации ст. 61. п 4)

Последствия банкротства юридического лица

  • С даты признания юридического лица несостоятельным, прекращаются начисления процентов по кредитным обязательствам. В это же время, все данные, в том числе финансовые перестают быть конфиденциальными и подлежат огласке.
  • Руководитель лишается полномочий.
  • Конкурсный управляющий наделяется полномочиями руководителя. Назначается он арбитражным судом. Контролирует конкурсного управляющего комитет кредиторов.
  • За счет конкурсной массы (имущество, выявленное в ходе конкурсного производства), погашается задолженность перед кредиторами.

Отдельные категории юр. лиц процедуру банкротства проходят в соответствии со специальными законами. К таким юридическим лицам относятся: градостроительные, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические и субъекты естественных монополий. Особенности их банкротства прописаны в ст. 168 169-201 Закона о банкротстве юридических лиц.

Основным законодательным актом по вопросам банкротства является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это главный источник нормативной информации обо всех процедурах, признаках и последствиях банкротства.Закон определяет понятие банкротства следующим образом: несостоятельность - признание арбитражным судом неспособности лица в полном объеме удовлетворить требования по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или оплате труда, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.Каждая разновидность обязательств может стать самостоятельным основанием для возбуждения процесса банкротства в отношении организации.

Первая характеристика состояния банкротства заложена в определение понятия - конкретные виды долгов, при наличии которых юридическое лицо может считаться несостоятельным. Второй важный признак - не всякая просрочка в погашении денежных обязательств свидетельствует о несостоятельности компании, а лишь та, что превышает три месяца с даты, когда обязательства должны были быть исполнены.

Подать заявление о банкротстве может должник в отношении себя либо его кредиторы.

При этом для руководителя неплательщика подача заявления о банкротстве является обязанностью в следующих обстоятельствах:

· погашение долга перед конкретным кредитором приведет к невозможности расчета по обязательствам с остальными кредиторами;

· орган управления юридического лица, уполномоченный учредительными документами, либо собственником имущества должника - унитарного предприятия, принял решение о подаче такого заявления;

· обращение взыскания на имущество неплательщика сильно затруднит или сделает невозможной его дальнейшую хозяйственную деятельность;

· должник соответствует условиям неплатежеспособности или недостаточности имущества;

· больше трех месяцев имеет место задолженность перед работниками по выплате заработной платы или выходных пособий.


Процедуры банкротства юридических лиц.

Дела о банкротстве юридических лиц сложны и многоэтапны. Законодательством предусмотрены 4 основных процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Завершение дела о банкротстве также возможно путем заключения мирового соглашения.

Каждая из стадий, в свою очередь, состоит из множества фактических и юридических действий арбитражного управляющего, самого юридического лица и кредиторов.

Исключительно редко дела о банкротстве характеризуются прохождением всех стадий. Большинство дел о банкротстве включает в себя процедуры наблюдения и конкурсного производства, не сталкиваясь с необходимостью и возможностью введения других процедур.Каждая процедура банкротства вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов - после анализа судом конкретных обстоятельств и влечет наступление определенных правовых последствий.Рассмотрим пошагово каждый из этапов.

1. Инструкция по процедуре наблюдения.

Наблюдение вводится арбитражным судом после рассмотрения поступившего заявления о банкротстве - при наличии подтвержденных признаков несостоятельности.Руководитель должника и другие органы управления продолжают осуществлять свои функции. Однако главное действующее лицо в данной процедуре - временный управляющий, утверждаемый судом. На него возлагаются обязанности обеспечить сохранность имущества юридического лица, провести анализ финансового состояния, выявить держателей обязательств, сформировать реестр их требований, созвать и провести первое собрание кредиторов.Последствия введения наблюдения:

· Все денежные требования к неплательщику (за исключением текущих платежей) могут предъявляться исключительно в рамках дела о банкротстве, производство по имеющимся делам о взыскании денежных средств может приостанавливаться по ходатайству кредитора;

· Приостанавливаются исполнительные производства, снимаются аресты и другие ограничения в отношении собственности должника за исключением ряда случаев;

· Не допускается выдел доли в собственности должника при выходе участника, выплата действительной стоимости доли, приобретение должником размещенных акций;

· Не проводятся зачеты встречных требований, если при этом нарушается очередность погашения требований кредиторов;

· Не допускается изъятие имущества собственником унитарного предприятия;

· Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям, распределение прибыли между участниками;

· Финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств не начисляются.

· На совершение сделок по отчуждению имущества, балансовая стоимость которого составляет более 5% от стоимости активов неплательщика, требуется согласие временного управляющего;

· Обязательно согласие временного управляющего для сделок по получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также с учреждению доверительного управления имуществом должника.

· Органы управления не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или участии неплательщика в других юридических лицах, о создании филиалов и представительств.Главная цель наблюдения - провести анализ финансового состояния юридического лица для определения возможности/невозможности восстановления его платежеспособности, установить достаточность принадлежащей должнику собственности для покрытия расходов по делу о банкротстве и сформировать реестр требований держателей обязательств. На основании представленных данных первое собрание кредиторов принимает решение о переходе к любой из последующих процедур банкротства.

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

2. Финансовое оздоровление.

Применяется для восстановления платежеспособности юридического лица и реализуется по специальному плану финансового оздоровления. План должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. График подписывается участниками должника, утверждается арбитражным судом.График должен предусматривать расчет по всем требованиям не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления, а по требованиям первой и второй очередей — не позднее шести месяцев с даты введения процедуры.Арбитражный управляющий в данной процедуре именуется административным управляющим. Его задача — контролировать выполнение плана и графика.

Юридические ограничения и последствия введения процедуры финансового оздоровления аналогичны наблюдению и практически дублируются. Есть ряд дополнительных ограничений по сделкам: без согласия административного управляющего не получится совершить сделки, влекущие рост кредиторской задолженности более чем на пять процентов от суммы требований по реестру кредиторов; сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества юридического лица, за исключением готовой продукции в процессе обычной хозяйственной деятельности должника.

Проценты по денежным обязательствам, включенным в график погашения задолженности, начисляются по ставке рефинансирования.Если по итогам финансового оздоровления непогашенная задолженность будет отсутствовать — суд прекращает дело о банкротстве.

Если требования кредиторов в полном объеме не погашены — суд вводит одну из следующих процедур.

3. Внешнее управление.

Срок внешнего управления — не более 18 месяцев, с возможностью продления до 6 месяцев. Цель — восстановление платежеспособности должника в соответствии с утвержденным планом. Действует внешний управляющий.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности неплательщика: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества дебитора; уступка прав требования юридического лица; исполнение обязательств неплательщика собственником имущества неплательщика, его участниками или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника взносами участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций дебитора; продажа предприятия должника; замещение активов должника и другие меры.

В последствиях введения внешнего управления есть несколько кардинальных отличий в сравнении с предыдущими процедурами:

Полномочия руководителя и органов управления неплательщика прекращаются, управление переходит к внешнему управляющему;

Вводится мораторий на погашение денежных обязательств.

После инвентаризации и оценки собственности внешний управляющий вправе продать часть активов должника в соответствии с планом внешнего управления.По итогам процедуры внешний управляющий составляет отчет, который представляется на рассмотрение собранию кредиторов. При восстановлении платежеспособности должника собрание принимает решение об окончании внешнего управления и переходе к расчетам с держателями обязательств.

В противном случае — признание банкротом, введение конкурсного производства. Если в ходе внешнего управления требования всех кредиторов были удовлетворены — производство по делу прекращается .

4. Инструкция по конкурсному производству.

Завершающий этап банкротства. Признание юридического лица банкротом влечет открытие конкурсного производства. Реестр требований держателей обязательств больше не формируется, все поступившие требования, признанные обоснованными, но поступившими с опозданием, выносятся «за реестр», т. е. считаются подлежащими погашению после завершения расчетов с лицами, чьи требования включены в реестр. У должника действует лишь один расчетный счет.

Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию собственности неплательщика, его оценку, реализует имущество неплательщика через специальные механизмы торгов.

Все активы должника, выявленные на момент открытия конкурсного производства, составляют конкурсную массу. За счет средств от реализации имущества погашаются требования в порядке очередности: текущие платежи, платежи первой очереди (по обязательствам о возмещении вреда жизни и здоровью), второй очереди (расчеты с работниками и авторами результатов интеллектуальной собственности), третей очереди (все остальные платежи).

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

1

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

2

3

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.

5

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

6

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

7

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

1

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().

2

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

3

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала сайт! Продолжаем серию публикации на тему ликвидации, а именно, расскажем про банкротство юридических лиц. Итак, поехали!

Вопросы банкротства юридических лиц в рамках действующего федерального законодательства имеют актуальность для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью.

В этой статье разберем:

  • Понятие и признаки + закон о банкротстве юридических лиц;
  • Этапы и особенности процедуры банкротства юридического лица — пошаговая инструкция;
  • Нюансы конкурсного производство + субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица.

1. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц — основные признаки и предпосылки

Основу законодательства о несостоятельности составляют пункты Конституции , Гражданского кодекса РФ , предусматривающие положения о признании должников банкротами и принудительного изъятия их имущества в пользу кредиторов , Федеральные законы № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», и № 482-ФЗ от 29.01.2014 г. "О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» .

Скачать — ФЗ о банкротстве юридических лиц от 2015 г.

Федеральный закон трактует понятие несостоятельности (банкротства), как абсолютную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед кредиторами и персоналом предприятия.

Фактически юридическое лицо не имеет свободных денежных средств для осуществления финансовых операций по договорным отношениям как во внешней бизнес — среде, так и внутри фирмы.

Долги юридического лица, исчисляемые неденежными активами, могут быть обращены к взысканию кредиторами только через суд.

Поводы для возбуждения дела:

  • долговые обязательства юридического лица в суммарном значении составляют не менее 300 тыс. рублей . При этом в сумму основного долга не включаются начисленные на нее пени и штрафные санкции. До внесения в закон поправок 29.01.2014 г. ФЗ №482-ФЗ сумма совокупного взыскания составляла 100 тыс. рублей;
  • организация не производит обязательные выплаты кредиторам в течение 3 месяцев;
  • предприятие не выплачивает зарплату, пособия и прочие обязательные выплаты своим сотрудникам .

При наличии указанных предпосылок кредитор или сам должник могут инициировать процедуру банкротства .

Изменениями, внесенными 29.01.2014 г. в закон о несостоятельности (банкротстве), предусмотрено условие о запрете выбора арбитражного управляющего в случае возбуждения дела самим должником.

Помимо этого условия, ФЗ от 29.01.2014 г. № 482-ФЗ внесены поправки в порядок признания юридического лица банкротом банками.

Банкам предоставляется преференция по отмене получения решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Это означает, что у банков появилось право инициировать процедуру банкротства сразу же, как появились основания для этого, не обращаясь в арбитражный суд за предварительным решением.

В остальном возбуждение дела по банкротству для прочих кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

После признания предприятия — должника банкротом претензии о взыскании задолженностей кредиторами рассматриваются общим собранием уполномоченных и контролирующих органов и представителем арбитражного суда .

На период конкурсного производства полномочия руководителя компании берет на себя конкурсный управляющий.

Срок признания предприятия банкротом составляет период продолжительностью не более 3 месяцев с момента предоставления заявления.

Объективные причины разорения компании:

  • слабое или неправильное бизнес — планирование, отсутствие четкой стратегии развития предприятия; ( мы уже писали в наших прошлых выпусках)
  • некомпетентный руководящий состав;
  • отсутствие профессионалов на рабочих местах;
  • неумение вести правильную ценовую политику;
  • давление конкуренции.

Причины банкротства определяются многими, часто взаимосвязанными, факторами, зависящими от политической , экономической ситуации в стране, индивидуальных особенностей развития фирмы , рациональности ее организационной структуры, стиля управления и прочих факторов .

Признаки банкротства

Основополагающим признаком несостоятельности (банкротства) организации является отсутствие средств для оплаты долгов перед кредиторами. Если финансовые затруднения длятся более 3 месяцев, то есть основания для возбуждения дела о банкротстве предприятия.

К косвенным признакам банкротства относится рост дебиторской задолженности, уменьшение денежных потоков фирмы, отсрочка выплат процентов инвесторам и вознаграждения персоналу фирмы.

1.1. Для чего необходима процедура банкротства юридического лица

Проведение процедуры банкротства дает возможность должнику решить финансовые затруднения путем пересмотра плана расчетов по обязательствам , рефинансированию долгов или отсрочки выплат .

Полное списание задолженности не произойдет, но появится возможность выплачивать долги иными способами за счет имеющегося движимого и недвижимого имущества.

«Перспектива банкротства для фирм означает последующее прекращение их деятельности, в некоторых случаях — полную

Для чего необходимо банкротство должнику?

Подача заявления о признании предприятия банкротом по инициативе должника может иметь различные цели, начиная от реальной невозможности рассчитаться с долгами и заканчивая защитой от рейдерских атак.

Процедура банкротства в этом случае выступает эффективным способом правовой защиты от конкурентной агрессии со стороны. До внесения изменений в федеральный закон о банкротстве юридических лиц инициирование этой процедуры должником имело ряд преимуществ , в том числе возможность самостоятельного выбора арбитражного управляющего .

После внесения изменений в закон это положение отменено , и должники не смогут выбирать арбитражного управляющего.

В остальном инициирование процедуры банкротства имеет ряд преимуществ для должника в части приостановления мер взыскания по долгам, а также опережения обращения всех кредиторов за взысканиями по накопившимся долгам.

Для чего необходимо банкротство кредитору?

Подача заявления о банкротстве со стороны кредитора является одним из действенных способов по возврату долгов. Особенно это действие имеет значение, если предприятие должника действующее, а у неплательщика есть имущество и активы, в счет которых кредитор может взыскать долг.

Кроме того, инициирование процедуры банкротства кредитором дает ему преимущество назначить своего управленца , а также ускорить процесс взыскания долга, не дожидаясь результатов длительной работы службы судебных приставов.

По завершении процедуры признания несостоятельности исполнение обязательств перед кредиторами будет осуществляться в иной форме.

1.2. Кто может подать заявление и начать процедуру банкротства юрлица

Для возбуждения процедуры банкротства организации необходима подача соответствующего заявления в арбитражный суд инициатором дела, которым может выступить:

  • сама фирма, задолжавшая по своим обязательствам (основатели, учредители, руководители, владельцы предприятия);
  • кредиторы, сторонние третьи лица;
  • государственные органы;
  • временная администрация и контрольные органы.

Инициатива фирмы — должника в возбуждении процедуры банкротства является спасительным решением, если задолженность по обязательствам значительно превышает сумму финансовых активов предприятия.

  • (Образец)

Выход из долговой ямы для компании завершается окончанием процедуры банкротства: задолженность списывается и считается полностью погашенной, даже если кредиторы фактически не получили положенные суммы выплат в полном размере, которые предприятия обязалось им выплатить.

Существенным минусом такого способа решения финансовых трудностей является отсутствие возможности выбора арбитражного управляющего, что ставит под сомнение лояльное отношение и благоприятный исход дела.

Тем не менее при наличии основополагающих признаков несостоятельности предприятие, имеющее долги по своим обязательством, имеет законную обязанность возбудить дело о банкротстве.

Кредиторы могут подать в арбитражный суд заявление на признание банкротства конкретного предприятия даже в тот момент, когда оно продолжает коммерческую деятельность . Если платеж по обязательствам будет просрочен, он сможет назначить своего финансового управляющего и контролировать деятельность предприятия.

Обратиться в суд о признании предприятия банкротом могут государственные органы : прокуратура и налоговые органы . Основанием для обращения могут выступать отсутствие информации о финансовых поступлениях в течение длительного времени.

Вот некоторые образцы о признании должника — юр.лица банкротом:

Кроме должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов также вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротами финансовых организаций временная администрация и контрольные органы.

В одном из наших прошлых выпусков мы подробно писали про , привели пошаговую инструкцию, благодаря которой процесс закрытия пройдет гладко, рекомендуем прочитать и его.


Рассмотрим подробно пошаговую инструкцию (этапы) процедуры банкротства

2. 5 этапов признания юрлица банкротом — особенности и нюансы процедуры банкротства юридического лица

Наличие основополагающих факторов несостоятельности обуславливает признание судом факта банкротства юридического лица.

Признание этого факта как неспособности должника обеспечивать долговые обязательства , уплачивать налоги и сборы не является основанием для последующего закрытия предприятия.

Кроме этапов конкурсного производства, применяемых при прекращении деятельности организаций, к конкретной фирме — должнику могут применяться другие виды конкурсного управления :

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Ведение дел о неплатежеспособности является сложной схемой с многоэтапным решением отдельных задач .

Соблюдение указанной последовательности не является обязательным, проведение той или иной процедуры банкротства определяется в зависимости от фактического положения дел на предприятии по результатам наблюдения арбитражного управляющего , кредиторов , юридического лица .

В большинстве вариантов процесс ведения дел о несостоятельности не включает все стадии, а ограничивается наблюдением и конкурсным производством без прохождения остальных этапов.

Каждый этап устанавливается решением арбитража на основании аналитики индивидуальных обстоятельств ситуации на предприятии, представленной на общем собрании кредиторов.

Этап 1. Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Первой стадией установления несостоятельности является наблюдение за хозяйственной деятельностью фирмы — должника.

Цель наблюдения сводится к выявлению финансовых возможностей предприятия, а также анализу его положения в отрасли как состоятельного или несостоятельного участника в среде хозяйствующих субъектов.

Это позволяет определить имеет ли должник фактическую возможность платить по долгам и совершать прочие обязательные платежи в полном размере.

Процедура наблюдения подразумевает уменьшение полномочий руководителя предприятия. Кроме того, она позволяет выявить финансовые возможности и уровень платежеспособности юридического лица , а также обеспечить сохранность его имущества.

Наблюдение приводит к исключению конфликта интересов задолжавшего юридического лица и кредиторов.


Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица. Основная цель этапа — выявить финансовых возможности организации

Основные цели процедуры наблюдения:

  • проанализировать материальные, финансовые, имущественные активы фирмы и принять меры к их сохранности;
  • составить полный перечень кредиторов, инвесторов, сотрудников, перед которыми имеется денежная задолженность;
  • составить реестр договорных обязательств с учетом всей имеющейся информации по ним;
  • определить итоговую сумму долговых обязательств;
  • провести всесторонний анализ возможностей организации выхода из финансового кризиса и возвращения платежеспособности.

На протяжении всего периода наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий , имеющий специальные знания и подготовку, независимое не предвзятое отношение к должнику и кредитору в процессе наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия.

Временный управляющий имеет доступ ко всей информации предприятия , в том числе содержащей секретные сведения. Процедура наблюдения имеет четкое ограничение, согласно которому оно должно продолжаться не более 7 месяцев .

Весь период организация продолжает работу в штатном режиме без права реорганизации , открытия новых производств, отделов, дочерних компаний. По окончании этого периода временный управляющий должен предоставить в арбитражный суд отчет с итогами работы.

Отчет должен содержать следующую информацию:

  • о денежном состоянии организации — должника;
  • конкретный план действий по возврату платежеспособности;
  • предложения и требования кредиторов.

На основании наблюдения временного управляющего рассматриваются возможности дальнейших координационных мероприятий, направленных на выведение предприятия из финансового кризиса.

После вхождения предприятия в процесс признания банкротства появляются сопутствующие условия, реализуемые в рамках действующего законодательства:

  1. Все денежные взыскания к должнику, кроме текущих оплат, предъявляются в рамках дела о несостоятельности , а не напрямую к неплательщику;
  2. Исполнительные производства по взысканию задолженности приостанавливаются , аресты и прочие ограничения не накладываются или снимаются, исключая некоторые предусмотренные законом случаи;
  3. Запрещены выплаты стоимости или выделении долей учредителей при выходе из состава предприятия, покупка неплательщиком размещаемых акций;
  4. Запрещено проводить зачет встречных требований при нарушении последовательности погашения задолженности перед кредиторами;
  5. Запрещено изымать имущество владельцем унитарного предприятия;
  6. Запрещены дивидендные выплаты, процентов, долевых доходов, разделение прибыли;
  7. Прекращается начисление штрафных санкций, пеней за нарушение денежных выплат;
  8. Необходимо получать согласие временного управленца на сделки по выведению имущества с балансовой стоимостью более 5 % от активов фирмы — неплательщика;
  9. Необходимо получать согласие временного управляющего на сделки по получению и выдаче заемных средств (кредиты), поручительства, гарантированных обязательств, уступке прав требований, о переводе долгов и утверждению управления имуществом неплательщика на основании доверенности;
  10. Управляющие органы не имеют права выносить решения о прекращении деятельности или реорганизации предприятия, об участии должника в других организациях, создании других фирм, дочерних предприятий, представительств, филиалов.

Все указанные условия сопровождают процедуру банкротства на первом ее этапе — наблюдении , основная цель которого проанализировать финансовые возможности неплательщика для выявления шансов возобновления платежеспособности, наличие в собственности достаточного количества имущества для покрытия затрат процедуры банкротства и оформить реестр требований кредиторов.

В результате проведенного анализа общим собранием кредиторов принимается решение о переходе к следующему этапу банкротства.

Этап 2. Финансовое оздоровление (санация)

Этот этап банкротства подразумевает составление и утверждение плана мероприятий по возврату платежеспособности организации.

Целевое назначение подобного документа — за ограниченный промежуток времени погасить задолженность по кредитным обязательствам и зарплате персоналу.

Для чего необходима процедура финансового оздоровления? Это совокупность логичных действий, направленных на восстановление функциональных возможностей фирмы и ее новое «рождение».

В зависимости от слаженности действий собственников компании и судебных представителей результат проведенных мероприятий ознаменует переход на новую ступень процедуры банкротства.

В процедуре финансового оздоровления соблюдаются следующие условия:

  • Максимальный временной промежуток для финансового оздоровления, предусмотренный законодательством, составляет не более двух лет;
  • Специально разработанный план финансовой санации должен содержать график погашения долговых требований кредиторов с поэтапным объяснением возможностей удовлетворения их требований;
  • График погашения долговых требований должен содержать подписи участников должника и утверждаться в судебной инстанции;
  • Полный расчет по имеющимся требованиям кредиторов должен заканчиваться не позже, чем за месяц до завершения процедуры финансовой санации, а с учетом требований первой и второй очередности — не позже, чем за шесть месяцев до ее конца.

На данном этапе банкротства арбитражный управляющий называется административным управляющим , функциональная обязанность которого отслеживать исполнение плана мероприятий и графика погашения задолженностей.

Юридические аспекты процедуры оздоровления и наблюдения в большинстве пунктов повторяют друг друга и подразумевают:

  • отмену начислений штрафов, пеней на время проведения процедуры оздоровления;
  • приостановку дивидендных выплат, процентов, долей учредителям и инвесторам;
  • снятие ареста с имущественных активов фирмы;
  • приостановку производства по исполнительным листам.

Помимо аналогий с процедурой наблюдения финансовая санация имеет ряд дополнительных запретов при проведении сделок :

  • без согласования с административным управляющим нельзя проводить сделки, в результате которых увеличится кредиторская задолженность более, чем на 5% от сумм требований, предусмотренных в реестре кредиторов;
  • нельзя приобретать или отчуждать имущество фирмы, кроме продукции, полученной в процессе производственной или хозяйственной деятельности предприятия;
  • начисление процентов по денежным долгам, предусмотренных графиком погашения долгов, производится по ставке рефинансирования ЦБ РФ. В случае полного погашения долгов по окончании процедуры финансовой санации судом прекращается дело о банкротстве предприятия.

Если по истечении отведенного времени финансовое состояние компании не изменилось или незначительно улучшилось, долговые обязательства не погашены, происходит переход на следующий этап процедуры признания несостоятельности — внешнее управление или конкурсное производство (реализация имущества и материальных активов фирмы).

Этап 3. Внешнее управление (как процедура банкротства) — не обязательная процедура

Ступень внешнего управления не является обязательной в процедуре банкротства и обосновывается приемлемостью и целесообразностью для конкретного предприятия в сложившихся финансовых обстоятельствах.

Если есть шанс восстановить платежеспособность организации, то в качестве следующей меры после финансового оздоровления принимается решение о внешнем управлении. На данной ступени процедуры банкротства функции управления и полноправного руководства всеми процессами принимает на себя внешний управляющий .

Прием полномочий осуществляется с передачей всей документации фирмы , а также печатей и штампов , после чего временный управляющий преступает к выполнению плана реабилитации компании.

В силу имеющихся оснований в рамках утвержденного плана мероприятий внешний управленец имеет полное право отменить принятые другим руководителем решения по стратегии развития предприятия в процессе банкротства.

Продолжительность внешнего управления составляет 1 год с возможностью продления по мере необходимости на шесть месяцев.

Для возврата платежеспособности организации планом мероприятий внешнего управляющего могут быть предусмотрены следующие условия:

  • закрытие нерентабельных направлений, смена профиля деятельности;
  • возврат дебиторской задолженности;
  • частичная реализация собственности дебитора;
  • уступка права требований юрлица;
  • выплаты долгов неплательщика собственником его имущества, участниками или третьими лицами;
  • прирост к уставному капиталу благодаря взносам участников или третьих лиц;
  • дополнительный выпуск обычных акций, принадлежащих дебитору;
  • реализация организации неплательщика;
  • другие мероприятия.


Последствия этого этапа имеют ряд существенных различий с предшествующими процедурами, выражающиеся следующими признаками:

  1. Полномочия по управлению предприятием получает внешний управляющий в то время, как весь руководящий состав уходит в отставку на весь период процесса управления;
  2. Вводом моратория на погашение денежных долгов.

Итоговая инвентаризация и имущественная оценка дают право внешнему управляющему принять решение о частичной продаже имеющихся активов в рамках согласованного плана менеджмента .

По окончании этапа внешний управляющий подготавливает отчетность о проделанной работе, которую затем предоставляет на общем собрании кредиторов.

В целях восстановления финансовой состоятельности должника собрание выносит решение об остановке процесса внешнего управления и начале выплат кредиторам.

Если взыскания всех держателей обязательств удовлетворены, то процедура банкротства прекращается . При иной ситуации должник признается банкротом, и наступает следующая стадия процесса — конкурсное производство.

Этап 4. Конкурсное производство при банкротстве юридического лица

Ступень конкурсного производства в процедуре банкротства является окончательной . Переход к этой стадии свидетельствует о том, что признание неплатежеспособности фирмы — должника состоялось на уровне арбитражного суда .

В результате подтвержденной несостоятельности собственность компании подлежит продаже на торгах в целях покрытия убытков кредиторов , судебных издержек , задолженности по оплате труда персоналу.

Период, в течение которого продолжается процедура конкурсного производства, длится 6 месяцев , при обоснованной необходимости он может быть продлен еще на 180 дней .

Функции конкурсного управляющего:

  • инвентаризация и оценка собственности предприятия;
  • оценка активов организации;
  • составление отчетности с полным отражением конкурсной массы, т.е. имущества неплательщика;
  • отслеживание хода торгов и распродаже собственности должника.

Информация об обанкротившихся предприятиях содержится в открытом доступе в едином федеральном реестре банкротов РФ.

Сведения об организациях, прекративших свою деятельность, достоверны и представлены в полном объеме, предусмотрена возможность участия в торгах по продаже имущества предприятий — банкротов.

Конкурсное производство является кардинальной мерой в процессе работы над возобновлением платежеспособности организаций — неплательщиков по долговым обязательствам.

Если все предшествующие этапы процедуры банкротства не имели положительно эффекта, то иных способов восстановления состоятельности предприятия не существует . Единственным вариантом остается прекращение деятельности организации и продажа имущества на аукционе.

Полученные в ходе торгов денежные средства идут на покрытие долгов кредиторам , судебных расходов и оплату труда персоналу .

Погашение требований владельцев обязательств производится в порядке приоритетности:

  • текущие оплаты ;
  • оплаты первой очередности — возмещение вреда жизни и здоровью;
  • оплаты второй очередности — расчеты с сотрудниками и авторами интеллектуальных трудов;
  • оплаты третьей очередности — оставшиеся платежи.ми

По итогам торгов сумма вырученных средств может не соответствовать размеру суммарного долга предприятия, поэтому долговые обязательства могут быть погашены не в полном объеме , что не соответствует интересам кредиторов и пострадавшего персонала.

В некоторых случаях, учитывая этот факт, арбитражный суд назначает уголовную ответственность руководителю организации с присуждением штрафа .

Завершается процедура конкурсного производства закрытием предприятия и прекращением его деятельности.

Этап 5. Заключение мирового соглашения

В процедуре установления банкротства на любой ступени между участниками этого процесса может быть принято мировое соглашение.

Инициатором бесконфликтного решения ситуации выступать любая из сторон — должник или кредиторы в общем составе. В этом процессе также может принять участие еще одна сторона — предприятие или уполномоченный орган , предоставивший гарантию погашения долговых обязательств.

Заключение мирного соглашения осуществимо при полном согласии всех участников процедуры .

Заключая мирный договор, стороны соглашения прекращают процедуру банкротства. Соглашение оформляется письменно по экземпляру каждой стороне.

Существенные пункты договора:

  1. Условия оплаты;
  2. Форма оплаты долга;
  3. Сроки действия соглашения;
  4. Иные условия.

Все пункты договора не должны противоречить действующему законодательству.

Кредиторами при мировом соглашении могут быть предложены преференции по снижению процентов и увеличению периода выплат, со стороны должников также могут быть вынесены предложения с определенными уступками.

При несоблюдении условий мирного соглашения одной из сторон, процедура признания несостоятельности возобновляется .

Для наглядности представляем таблицу по этапам процедуры банкротства:

Этапы процедуру Цель Длительность (макс.)
1 «Наблюдение» Анализ и определение финансового статуса компании - должника 7 (семь) месяцев
2 «Оздоровление» Восстановление платежеспособности и функциональности юрлица 2 (два) года
3 «Внешнее управление» Смена руководящего состава с целью «реанимировать» организацию от 12 до 18 месяцев (от года до полугода)
4 «Конкурсное производство» Продажа имеющих активов у предприятия на 1 (один) год
5 «Мировое соглашение» Обоюдное согласие кредиторов и должников на взаимные уступки (договоренности) бессрочно

3. Возможные последствия банкротства для юридического лица

Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ предусмотрены последствия, наступающие для юридического лица после признания его банкротом. Последствия могут быть финансовыми и правовыми .


Какие последствия банкротства ожидают юридическое лицо

Наступление финансовых последствий банкротства характеризуется следующими признаками:

  • наступает срок оплаты денежных долгов, которые возникли до конкурсного производства, а также обязательных оплат по налогам, сборам, материальным выплатам сотрудникам предприятия;
  • имущество предприятия распродается на аукционах;
  • не начисляются все виды неустоек, штрафов и процентов по всем долговым обязательствам неплательщика;
  • информация о финансовом положении предприятия перестает быть конфиденциальной или являться коммерческой тайной;
  • должностные обязанности руководства фирмы и ее органов не требуют дальнейшего исполнения в связи с ее ликвидацией;
  • любые виды сделок запрещены к совершению от лица фирмы — банкрота;
  • снимается арест, наложенный на собственность должника ранее;
  • происходит роспуск персонала, предприятие — банкрот ликвидируется и полностью прекращает свою деятельность.

По окончании процедуры банкротства и удаления предприятия из ЕГРЮЛ документы, касающиеся организационных мероприятий процесса, подшиваются в дело и сдаются в архив .

Компания прекращает свое существование и вместе с ней ликвидируется вся задолженность, связанная с коммерческой деятельностью.

В некоторых случаях для предприятий, поглощенных обязательствами по кредитным договорам, процедура банкротства становится выходом из замкнутого круга непосильных платежей по кредитам. Подобный исход выхода из бизнеса завершается после проведения различных мероприятий по максимально возможному возврату задолженностей кредиторам.

3.1. Кредиторская задолженность

Обычным исходом процедуры банкротства является закрытие предприятия и списание всех его долгов без взыскания с собственников компании. Кредиторы не получают денежных средств себе в убыток.

Для владельцев компании завершение деятельности означает утрату доли в уставном капитале компании. Привлечь их к выплатам долгов не имеют возможности даже судебные инстанции .

Генеральный директор помимо отсутствия каких — либо затрат, связанных с банкротством, получает все обязательные выплаты , положенные персоналу в рамках трудового законодательства: зарплату , выходное пособие , компенсацию за неиспользованный отпуск (за исключением случаев, когда руководитель общества с ограниченной ответственностью его единственный учредитель).

3.2. Уголовная ответственность

Ликвидация организации путем признания своей несостоятельности влечет наступление правовых последствий для руководящего состава компании, ответственного за совершение сделок.

Правовыми последствиями для генерального директора и его заместителей является привлечение к суду и присуждение им обязанности рассчитаться с долгами за счет личного имущества.

Если имели место нерациональные решения учредителей и руководящего состава предприятия, вовлекшие предприятие в финансовый кризис и носящие фиктивный или преднамеренный характер, то им может быть назначена уголовная ответственность с начислением административного штрафа .

При выявлении правоохранительными органами преднамеренного умысла в проведении процедуры банкротства в отношении лиц, участвующих в этом процессе, может быть возбуждено уголовное дело .

Основанием для этого служит заявление, поданное одним из участников:

  • кредиторы, понесшие убытки и ухудшение финансового положения вследствие ликвидации предприятия — должника);
  • наблюдатель, имеющий беспристрастное и независимое мнение о состоянии дел в организации);
  • внешний управляющий;
  • конкурсный управляющий;
  • учредители;
  • иные заинтересованные лица (например, пострадавшие сотрудники компании).

При поступлении заявления правоохранительными органами производится проверка действий учредителей и руководителей предприятия на предмет умышленных действий в возбуждении дела о банкротстве.

Если процедура несостоятельности уже проводится, то проверяется состояние фирмы на сам факт отсутствия ее платежеспособности.

3.3. Ограничение в правах

Банкротство и закрытие организации не означает, что собственники не могут открывать новые фирмы и заниматься коммерческой деятельностью. Они могут раз вивать новые бизнес — проекты и участвовать в создании организаций .

Классический исход процесса банкротства подразумевает дальнейшую свободу действий в сфере предпринимательства.

Исключением могут являться случаи, когда исходом процедуры признания несостоятельности стало выявление умышленности действий руководящего состава.

Преднамеренное или фиктивное банкротство юридического лица является серьезным основанием для ограничения прав руководящих лиц в дальнейших занятиях коммерческой деятельностью. Подобные решения о дисквалификации выносятся судом и распространяют свое действие на период до нескольких лет.

Тем не менее процедура банкротства является одним из вариантов выхода из финансового кризиса организации с минимумом денежных потерь и последствий для собственников компании.


Основная опасность при субсидиарной ответственности банкротства юридического лица — уголовная ответственность

4. Субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица — цель, понятие, условия и т.д.

Субсидиарная ответственность является разновидностью личной ответственности собственников и руководителей компании. Этот вид ответственности подразумевают круговую поруку «верхушки» компании по оплате долгов кредиторам личным имуществом в случае утраты платежеспособности и недостаточности активов фирмы для их погашения.

Солидарная ответственность всех привлеченных к выплатам должников означает, что при исполнении обязательств в своей части хотя бы одним лицом из группы солидарных должников, он вправе требовать оплаты долгов с других участников этой группы. Данная норма субсидиарной ответственности предусмотрена пунктом 2 статьи 325 ГК РФ .

4.1. Суть субсидиарной ответственности

Испытывать финансовые затруднения и попасть в условия неплатежеспособности в силу различных причин может любая компания, особенно если наблюдается спад в экономике страны.

Причин, подталкивающую фирму к банкротству достаточно много, иногда к этому ведет совокупность различных факторов.

Основополагающими причинами банкротства являются:

  • некомпетентное управление делами компании;
  • отсутствие согласованности интересов учредителей и руководящего состава;
  • неправильная расстановка приоритетов в планировании бюджетов и графиков первоочередных платежей;
  • преднамеренное невыполнение договорных обязательств перед контрагентами;
  • бездействие в решении производственных и финансовых вопросов предприятия.

Вне зависимости от причин, вовлекших предприятие в финансовый коллапс , взаиморасчеты с кредиторами имеющимся долгам придется производить собственникам и руководителям как посредством реализации активов предприятия, так и за счет личного имущества.

4.2. Понятие термина

Определение субсидиарной ответственности подразумевает дополнительную ответственность по оплате долговых обязательств одним обязанным лицом, если первое лицо не имеет возможности осуществлять платежи.

К таким лицам относятся учредители и руководители организации , на которых и будет распространять свое действие субсидиарная ответственность по имеющимся долгам предприятия.

4.3. Правовое регулирование

Регулирование субсидиарной ответственности осуществляется в рамках федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» , предусматривая обязательный порядок оплаты задолженности организации. В процессе признания несостоятельности в затруднительном финансовом положении фирмы ее активов может быть недостаточно для погашения совокупной суммы долга.

«Гражданским кодексом также устанавливается ответственность за выплату долгов за счет собственников и директоров организации»

Дублируются требования об обязательных выплатах по долговым обязательствам компании на основании субсидиарной ответственности в законах об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах.

4.4. Наступление субсидиарной ответственности при процедуре банкротства юридических лиц

Говорить о наступлении субсидиарной ответственности следует в случае невозможности собственников фирмы выполнить долговые требования кредиторов , осуществить обязательные платежи по уплате налогов и сборов, оплаты труда сотрудникам из-за отсутствия имущества и соответствующих активов.

В этом случае субсидиарная ответственность накладывается на всех обязанных лиц, к которым относятся:

  • учредители — совладельцы предприятия;
  • руководящий состав, в результате действий которого предприятие подошло к состоянию банкротства;
  • доверенные лица, распоряжающихся акциями предприятия;
  • другие лица, не имеющие юридической привязки к деятельности компании, но фактически осуществляющие управление в ней в течение двух лет до процедуры несостоятельности;

Определение причастности лица к управлению делами фирмы предусматривается статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и характеризуется признаками:

  1. выдача поручений и указаний физическим лицом сотрудникам фирмы для исполнения;
  2. настаивание лица на определенных действиях и решениях, руководствуясь непререкаемым авторитетом и неотступностью;
  3. оказание психологического влияния и давления на руководителей фирмы при принятии решений в реализации стратегии развития предприятия.

Под воздействием влиятельных физических лиц, фактически не имеющих юридических прав к управлению делами фирмы, может произойти непредвиденное ухудшение финансового положения с ее последующим банкротством.

Для наложения ответственности на данное лицо необходимо документально доказать его вину перед судом.

Такой вид субсидиарной ответственности называется статусным и имеет ряд характерных признаков:

  • субсидиарная ответственность возлагается при процедуре конкурсного производства с участием арбитражного управляющего;
  • документальные доказательства виновности обязанных лиц в несостоятельности предприятия;
  • отсутствие правовых основ для реализации регрессных требований к неплательщику.

Второй вид субсидиарной ответственности называется «договорной» и подразумевает привлечение к ответственности лица, участвующего в договорных отношениях между неплательщиком и кредитором.

Примером наложения такой ответственности является реализация требований договора поручительства, по условиям которого поручитель берет на себя всю ответственность за выплаты сумм по кредитам в случае отказа от них должника по договору.

«Не стоит путать субсидиарную ответственность с солидарной. Основное отличие солидарной ответственности выражается во взыскании долга с одного лица (ответчика) по решению кредитора. При субсидиарной ответственности совокупная сумма задолженности делится между всеми обязанными лицами в равных пропорциях, что увеличивает шанс регулярных платежей.»

Существенным нюансом в этом случае является тот факт, что при подаче иска поручителем о взыскании задолженности судом будет произведено разделение суммы платежа в равных пропорциях между двумя участниками договорных отношений — поручителем и должником . Это является принципиальным отличием субсидиарной ответственности от солидарной.

4.5. Основные условия и инициаторы процедуры

Открытие дела о банкротстве не влечет за собой возникновение субсидиарной ответственности , как ошибочно полагают многие должники и кредиторы .

Чтобы она образовалась, следует учесть ряд условий:

  • судебный акт с решением о признании организацию — неплательщика несостоятельной, которое вступает в силу с определенного момента;
  • следует определить совокупную сумму долговых требований кредиторов. У обанкротившегося предприятия могут отсутствовать долги перед другими фирмами;
  • полностью произведена реализация конкурсной массы.

Перечисленные условия позволяют учесть общий размер ответственности солидарных должников, которую можно определить как разность между суммой претензий кредиторов и суммой от реализации имущества неплательщика , а именно денежных средств, полученных от конкурсной массы.

Согласно статье 10 ФЗ о несостоятельности субсидиарная ответственность может быть назначена при условии нехватки имущественных активов неплательщика для расчета с долгами перед кредиторами.

Привлечение руководящего состава и собственников предприятия — неплательщика к субсидиарной ответственности может быть не признано судом правомерным действием , если требования о назначении ответственности вынесены преждевременно , то есть до полного формирования конкурсной массы.

Это означает, что без учета всего имущества должника без исключения нельзя рассчитать окончательную сумму ответственности перед кредиторами, что может привести к неправомерному назначению субсидиарной ответственности обязанным лицам.

Выдвинуть требование о назначении субсидиарной ответственности вправе конкурсные кредиторы кроме ситуаций, когда это уже сделал арбитражный управляющий .

Инициатором наложения субсидиарной ответственности может выступать предприятие — банкрот. Выгода такого действия для должника заключается в изменении условий взаиморасчетов по долговым обязательствам после вступления в процедуру признания неплатежеспособности.

Это имеет весомое значение для должника, если он точно знает, что соблюдение условий оплат по договорам невозможно в силу затруднительного финансового положения фирмы. Кроме того он приобретает возможность контроля процедуры банкротства.

Для самостоятельного инициирования банкротства предприятие — неплательщик вправе обратиться в суд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством:

  • при ненадлежащем исполнении денежных обязательств перед кредиторами;
  • невозможности продолжения коммерческой деятельности вследствие наложения ареста на собственность фирмы — должника;
  • у предприятия — неплательщика есть все основные признаки несостоятельности.

Стандартной практикой в возбуждении дел о банкротстве является выступление конкурсного кредитора с инициативой о начале процесса.

На основании задолженности неплательщика конкурсный кредитор вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд.

Чтобы подобное обращение имело законные основания, должны быть соблюдены следующие условия:

  • совокупная задолженность превышает 300 тыс. рублей;
  • период неплатежеспособности должника составляет более трех месяцев;
  • сумма задолженности подтверждается решением суда.

При обращении в суд следует учитывать, что штрафные санкции , пени и неустойки учитываться не будут.

Еще одним интересным фактом является то, что один кредитор с суммой долговых требований менее 300 тыс. руб. может составить совместное заявление с другими кредиторами, выйдя на минимальный порог задолженности для обращения в суд.

4.6. Меры наказания за доведение компании до банкротства

В федеральном законодательстве отсутствуют жесткие меры наказания за доведение предприятия до состояния банкротства в отличие от стран зарубежного мира. Поэтому виновные не опасаются ответственности за бездействие в процессе потери платежеспособности и доведения предприятия до финансового кризиса.

Гражданским кодексом РФ предусмотрена субсидиарная ответственность руководящего состава и собственников предприятия по выплатам долговых обязательств.

Размеры субсидиарной ответственности определяются индивидуально с учетом конкретной финансовой ситуации и виновности отдельных лиц в результатах деятельности организации.

4.7. Виновные в деле

Субсидиарная ответственность накладывается на виновных лиц, которыми по решению суда признаются учредители , руководящий состав и третьи лица , оказавшие влияние на деятельность фирмы.

Привлечение к субсидиарной ответственности регулируется положениями ст. 401 Гражданского кодекса РФ .

Законными основаниями для присуждения субсидиарной ответственности виновным лицам являются условия:

  • Неправомерные действия в отношении лица, исполняющего официально возложенные на него должностные обязанности;
  • Доказанная виновность лица в причинении убытков предприятию;
  • Обоснованная причинно — следственная связь неправомерных действий лица и возникновения убытков на предприятии;
  • Неправомерные действия виновника должны быть в полной мере обоснованы и доказаны судом.

Несоблюдение перечисленных условий исключает возможность привлечение обязанных лиц к субсидиарной ответственности.

Наличие всех указанных условий должно подтверждаться письменно в виде должным образом оформленных документов. Процедура выявления причинно — следственных связей, вины должника сложна в силу малой достоверности и оспоримости представленных фактов, поэтому доказательства формируются на основании анализа финансовой и бухгалтерской отчетности , динамики платежей , исследовании увеличения пассивов предприятия .

Основная цель анализа информации для истца — подтверждение преднамеренности и умысла в доведении фирмы до банкротства. Данная задача сложновыполнима и не всегда доказуема .

Для привлечения руководящего состава к ответственности должны соблюдаться требования :

  1. Оформленное соответствующим образом заявление о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности с изложением всех причин, указывающих на виновность данного лица, с ссылкой на действующее законодательство;
  2. Предоставить документы с информацией о финансовой проверке деятельности предприятия — неплательщика;
  3. Подготовить полный реестр долговых требований, предъявляемых собранием кредиторов;
  4. Предоставить выписку по расчетному счету в банке для подтверждения невозможности предприятия — должника совершать финансовые операции;
  5. Значимым документом в приложении к заявлению является копия запроса руководителю предприятия от управленца о предоставлении доступа к бухгалтерским документам, что послужит весомым фактом в решении о привлечении к ответственности;
  6. Выписка из ЕГРЮЛ предприятия — должника.

Основополагающими причинами привлечения к субсидиарной ответственности являются:

  • имущественные убытки кредиторов, возникшие в результате совершения сделок с предприятием — должником;
  • бухгалтерские документы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о финансовых показателях, обязательных к оформлению и сдаче в уполномоченные органы согласно требованиям действующего законодательства, оформлены ненадлежащим образом или полностью отсутствуют;
  • недостоверные сведения в бухгалтерских документах и отчетности, повлекшие убыточность деятельности предприятия.

4.8. Ответственные лица при банкротстве

Нормами федерального закона о несостоятельности пунктом 4 статьи 10 предусмотрено, что контролирующими лицами считаются компании или лица, которые в течение двух лет отдавали указания для исполнения в ходе коммерческой деятельности предприятия .

На них может быть наложена ответственность как субсидиарная , так и солидарная по усмотрению кредиторов, которые могут потребовать оплаты задолженности как с одного лица, так и сразу со всех лиц в равных пропорциях.

При нехватке имущественных активов неплательщика для полной компенсации убытков конкурсным управляющим могут быть привлечены к ответственности любые лица, признанные контролирующими деятельность неплательщика, в любом объеме соответственно сумме имеющейся задолженности.

При этом судом могут быть предоставлены послабления или освобождения от субсидиарной ответственности определенных лиц. Это связано с соотношением причиненного вреда и размером исковых требований к должнику.

Если контролирующее лицо докажет свою непричастность к ухудшению финансового состояния предприятия, которое привело к банкротству, то суд вправе освободить его от субсидиарной ответственности .

Иногда контроль действий должника осуществляют участники ликвидационной комиссии, к которым относятся:

  • лица, которые имеют соответствующие полномочия на основании генеральной доверенности по совершению сделок от лица предприятия, в перспективе ставшее банкротом;
  • лица, полноправно распоряжающиеся полным пакетом акций, размер которого оставляет 50% +t акций;
  • лица, владеющие основной долей уставного капитала;
  • директор.

Совместно указанная группа лиц, несущая субсидиарную ответственность, называется «солидарные должники» , к которым о взыскании задолженности вправе обратиться каждый кредитор по отдельности или в составе общего собрания.

Обращение о взыскании может быть направлено как отдельно каждому обязанному лицу, так и к их группе в целом.

4.9. Привлечение к субсидиарной ответственности

Привлечение к субсидиарной ответственности лиц, повлиявших на банкротство предприятия, требует документального доказательства их вины. В противном случае наложить на них ответственность и взыскать денежные средства в счет погашения образовавшейся задолженности не представляется возможным .

Доказательства вины должны быть признаны судом. Кроме того назначение субсидиарной ответственности не имеет законных основании после ликвидации предприятия — должника, если по итогам его деятельности не проводилась процедура банкротства.

Положением ст. 419 ГК РФ предусмотрено прекращение ответственности с момента ликвидации фирмы . В статье утверждено, что причиной несостоятельности организации, повлекшей продажу имущества и ликвидацию организации, является вина определенного лица, некомпетентные действия которого привели к такому исходу дел.

Для наложения субсидиарной ответственности взаимосвязь влияния действий конкретного лица на банкротство организации должна быть доказана документально . В противном случае привлечь кого — либо из виновных в банкротстве привлечь к ответственности будет невозможно

Наложение субсидиарной ответственности в обязательном порядке требует прохождения процедуры банкротства . Без нее ни на одного участника коммерческой деятельности не может быть наложена субсидиарная ответственность.

Избежать наложения субсидиарной ответственности руководящая верхушка и собственники фирмы могут путем самостоятельного инициирования процедуры банкротства в соответствующий момент. Это единственный способ сохранить личное имущество , если финансовое положение фирмы уже непоправимо, а активов и имущества недостаточно для расчета с кредиторами.

Законодательное введение института субсидиарной ответственности за банкротство предприятия несет правовую защиту интересов кредиторов в процессе признания организации — должника несостоятельной.

Ее наличие обеспечивает соблюдение ответственности владельцев и руководителей организаций в осуществлении коммерческой деятельности, а также формирует правовой этикет в целом.

5. Заключение + видео по теме

Проведение процедуры банкротства является сложным, многоэтапным процессом, требующим специальных знаний и подготовки. Если финансовое положение фирмы затруднительное , и период кризиса затянулся, то стоит подумать о начале процедуры банкротства .

Видео: Банкротство юридических лиц — процедуры + нюансы

В видеоролике юрист рассказывает об основах процедуры юрлица, ликвидация с долгами, а также про нюансы альтернативной ликвидации.

Для благоприятного исхода дела о банкротстве с минимальными затратами и без дополнительной ответственности лучше подготовиться к этой процедуре заранее, привлекая к содействию экспертов и профессионалов в проведении данной процедуры .

Команда журнала «сайт» желает Вам успехов в юридических и финансовых делах. Если у вас остались или возникли вопросы по теме банкротства, то задавайте их в комментариях ниже. Также будем благодарны, если вы оцените материал и поделитесь своими замечаниями.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Признаки банкротства

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, "Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, "Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов". Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, "Статья 17. Комитет кредиторов" состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

НДС при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ - отменен с 01.01.2015).

Дополнительно

Условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Профессиональный управленец, основной функцией которого является антикризисное управление организацией под контролем арбитражного суда.

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий.

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.

Приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника...

Прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Установленная законом очередность погашения требований кредиторов при ликвидации или банкротстве юридического лица.

Предусмотренная законом дополнительная ответственность менеджеров (руководителя и иных лиц), собственников организации при банкротстве.



Просмотров