Анвар Маликов: «Казанский феномен» — это был позор города. Любовь Агеева: «А есть люди, готовые купить футболку с надписью «Теплоконтроль»

С первого взгляда этот человек, кажется, ничем особенно и не выделяется: сегодняшнее молодое поколение, к которому он принадлежит: разочарованное, циничное, все понимающее и уже уставшее от тягостной жизни, – достаточно типично в своей массе. И все же он – человек иного, неведомого нам порядка.
Ему не очень-то хотелось говорить на предложенную тему. Но мы условились, что нас не будут интересовать холодящие душу истории, имена, клички и факты. Мы будем говорить о самом явлении. И это уже интересно, потому что я знаю, какую важную роль играет мой собеседник в мафиозной иерархии.
- О “казанском феномене” написано достаточно много и красочно. Правда, в последнее время страсти в прессе на эту тему поутихли, со страниц газет исчезли образы юных тупых гопников, которые налево и направо размахивают монтажками и убивают друг друга. Но это вовсе не значит, что “феномена” больше не существует. Начну с внешнего – канонов в одежде.
Это пошло со времен “телогреечников”, когда свои отличительные признаки имели не то что разные районы города, но даже и улицы. Сейчас атрибутика вышла за пределы штанов и курток, захватила быт. Обязательными стали не только автомобили определенной марки, но даже, к примеру, конкретные породы собак – бультерьеры, а теперь – питбультерьеры… Сейчас люди этого мира хотят выделиться не столько перед рядовыми гражданами, сколько для того, чтобы узнавать друг друга, дабы избежать ненужных конфликтов. Почему Казань по-прежнему остается оригинальной и универсальной кузницей всех этих “феноменов”? Во-первых, Казань – не такой гигант, как Петербург или Москва, но и не скромная провинциальная Пенза. К тому же Казань достаточно близко расположена к Москве. Вряд ли кому придет в голову поехать из Красноярска погулять вечерок в московском кабаке. А для казанских ребят или набережночелнинских это обычное занятие. К тому же не всем находится “дело” в городе. Тогда и формируются мобильные “боевые дружины”, способные сорваться в любое место и в любой момент. Вот откуда известность и “слава” “казанской мафии”.
- Мы начали говорить с тобой об одежде…
- Да, буквально “по прикиду” можно определить, кто перед тобой. Для “авторитетов” обязательна кожаная куртка, но только фирменная, из “комка”. Точно так же – и кроссовки, и джинсы. Не приведи господь, какие-нибудь турецкие! “Бойцы” надевают обычные кожаные куртки, можно сампошив. Им приходится часто участвовать в “разборках”, и куртка быстро теряет вид. Поэтому они их часто меняют. Конечно, частый атрибут – фирменные спортивные костюмы. В них ходят в кабаки – потому что удобно драться. Есть ребята, вовлеченные в орбиту нашего мира волей случая, или только начинающие свое восхождение по ступеням иерархии. У таких в одежде обычно присутствуют отдельные элементы – к примеру, только кроссовки.
Обычная картина на казанской бензоколонке: терпеливая длиннющая очередь, мимо которой с визгом проносятся вперед сначала одна “девятка”, потом другая. Автолюбители даже возразить не посмеют: они давно смирились с тем, что крутые ребята заправляются вне очереди. Но вдруг между этими двоими происходит “разборка”. Ребята в одной из “девяток” – “лженавороченные”, то есть случайные, залетные, просто обрядившиеся в “фирму”. “Разборка” пойдет по типичному сценарию: “навороченные” будут выяснять, от кого незнакомцы, кого знают. Тут мало назвать чью-то кличку и притвориться, что этот “авторитет” для тебя чуть ли не родственник или сват. Обязательно начнется прощупывание, вопросы типа: “А как его братан поживает?” “Как сынишка?” Тут можно и проколоться. И тогда мгновенно “лженавороченные” превратятся в жертвы. Но для тихих обывателей, которые терпеливо ждут очереди, опасливо выглядывая из своих “москвичей” или потрепанных “единичек”, и те, и другие одно – “мафия”.
Еще ситуация. Вот девочка, обладающая красивым лицом и красивым телом. У нее нет высоких интеллектуальных потребностей, но она хочет хорошо жить – значит, ей нужно выгодно продать свое тело. В недалеком прошлом наше общество могло ей предложить либо постель режиссера или начальника, либо поездки куда-то с ответственным работником. При этом государственная идеология лицемерно клеймила путан. То были, естественно, “язвы капитализма”. Сегодня наша девочка может достичь желаемого быстрее и проще: ее не назовут “путаной”, если она участвует в конкурсах красоты, снимается для эротических журналов или в порнофильмах, – а ведь это по сути та же торговля своим телом. Я хочу сказать, что сама структура нашего сегодняшнего бытия таит в себе истоки жизнеспособности мира, существующего параллельно с миром “простых работяг” и прочих обыкновенных людей.
Впрочем, раз уж у нас разговор начистоту, признаю, что люди ЭТОГО мира такие же обыватели, как и те, которых они высокомерно презирают только потому, что не ездят в переполненных автобусах и не стоят в очереди за дешевой колбасой. Ибо конечная цель всей их жизни – насытиться. Насытить желудок, удовлетворить амбиции, втиснуться в каноны привычных представлений о “красивой жизни”, доказать себе и другим, что они живут не хуже, чем люди на Западе, перед которыми они испытывают восторженный и раболепный трепет. Тоска по “красивой жизни” – вот первопричина этих “феноменов” и преступности.
- И все-таки можешь ли ты рассказать о структуре вашего “общества”?
- Есть “павлинчики”. Обычно это мальчики из обеспеченных семей, чьи родители занимают высокое социальное положение. Их отпрыску не нужно ничего добиваться самому, все у него уже есть. Единственное, в чем он заинтересован, – это не иметь конфликтов с “мафией” (ведь он живет на чьей-то “территории”). Пользуясь связями папы, он может оказывать “мафии” несомненные услуги. Это может быть получение виз в ОВИРе, доступ к товару, “свои” люди в милиции и иных организациях. Взамен “павлинчик” имеет своего рода защиту и поддержку, деньги. Ездит он обычно на “семерке”.
“Дальняк” – тот, кто гоняет за товаром в Польшу, Турцию и другие регионы, обычно на своей машине, скромной и неприметной. “Дальняк” крепко спаян с другими структурами “феномена”, он имеет их поддержку, защищен от ограблений где-нибудь на большой дороге.
“Бойцы” – это те самые “навороченные” ребята, которые чаще всего бросаются в глаза на улицах и в ресторанах. У них мобильные и трудно догоняемые милицией “девятки”, ярко выраженная атрибутика в одежде. Их крепкие мышцы и твердые лбы необходимы в качестве “крыши” (защиты), это они непосредственно являются исполнителями приговоров при “разборках”. Это они могут выехать в любую точку отечества, чтобы кого-то прикрыть, сопроводить, избить, убить…
Ну, и “авторитеты”, можно сказать – правящая верхушка. Они старше по возрасту, спокойнее и солиднее. Им есть чем рисковать в этой жизни – в отличие от большинства тех, кем они управляют, у них есть капитал, семья. Они не стараются выделиться внешне. Чаще они ездят на скромной служебной “Волге”. Они отвечают за взаимоотношения между различными группировками, держат связь с другими городами. Около 60 процентов их времени занимают “разборки”, на которых их слово, как правило, решающее. Они живут на широкую ногу: не отказывают себе в удовольствии приобрести редкую в стране и первую в городе породу собак, имеют деловые и даже дружеские связи практически во всех сферах, в том числе – среди актеров, эстрадных исполнителей, музыкантов. Но по-прежнему критерием для “авторитета” остается физическое, а не интеллектуальное превосходство, ибо любой умный довод может быть неожиданно прерван ударом в челюсть. Прав всегда тот, кто сильнее. Это идет еще от лагерной зоны, как, впрочем, и клички, которые есть у каждого “авторитета” – это его визитная карточка.
- Скажи, а какова частная жизнь этих людей?
- Жизнь, о которой ты спрашиваешь, – это разъезды, постоянный риск, частые праздники-попойки. В самом начале человеку кажется, что он живет вполне осмысленно. Но вот он всего добился: у него есть деньги, машина. Как жить дальше? Жить по-другому, честно, спокойно он уже не может. Происходит постепенная деградация, все бесконечно повторяется: “разборка”, ресторан, выколачивание денег, снова “разборка”, снова ресторан… В личном плане у многих жизнь не складывается. Когда он женится, у его жены только один выход: она должна стать ему подобной. Жен стараются не посвящать в свои дела. Обычно эти женщины живут, не задумываясь, откуда берутся такие шальные деньги. За “бабки” и благополучие они многое прощают своим мужьям, жизнь которых – это частые исчезновения в неизвестном направлении, девочки, бани, кабаки. Жены же, как правило, затворницы. Жены панически боятся мужей, ибо малейшее подозрение в измене не принесет ей ничего хорошего, расправа будет короткой и жестокой. А так как почти любой женщине трудно расстаться с роскошью – они терпят.
- Национальный вопрос сегодня – один из самых сложных и нерешенных. Как решается эта проблема в мафии суверенного Татарстана?
- С самого начала передел зон влияния происходил по территориальному принципу. В “казанском феномене” татары достаточно крепко спаяны с русскими. Тем более что среди них много детей от смешанных браков. Нет, тут ребята из националистической молодежной организации “Азатлык” опоздали: преступный мир сработал раньше и надежнее. “Интербригады” казанских мафиозников сегодня успешно и дружно щемят на рынках кавказцев и прочих представителей нацменьшинств. И все же скажу откровенно: если мафия посчитает нужным, она сможет сыграть на национальных чувствах своих “бойцов”. Относительно татар: с ними всегда связывалось представление об агрессивности. Повелось это, наверное, еще с Чингисхана. Поэтому казанских ребят – а они все для иногородних “татары” – так боятся и уважают. Отсюда миф об особой агрессивности казанской мафии…

Майя ВАЛЕЕВА.

Публикация Б.ДАНЮШЕВСКОГО.

Заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов предложил создать в Казани музей организованных преступных группировок (читайте об этом на 3-й стр.)

Елена Приймак, доцент КНИТУ:

Не понимаю, зачем возвращаться к этому позорному периоду нашего прошлого. Нужно забыть его как страшный сон, ужасов у нас и так в жизни хватает. Или это выжившие члены ОПГ ностальгируют по своей молодости, будут водить в этот музей своих детей? Люди ходят в музеи, чтобы увидеть что-то приятное, а на что смотреть в этом музее?

Конечно нет, поскольку они существуют и сегодня. А вот «казанский феномен» - это факт истории. У нас сейчас их отождествляют, но это неправильно. ОПГ - это явление криминального мира, возникшее позже, когда «гопники» - дворовые мальчишеские компании - переродились в преступников. Говорить об этом явлении нужно, потому что криминализация нашего общества носит стойкий, тревожный характер, а отголоски преступного сознания не считаются таковыми. Но тут многое зависит от того, как это делать. Музей, на мой взгляд, не лучшая форма для распространения таких знаний.

Максим Беляев, зампредседателя Верховного суда РТ:

Мне кажется, что создание музея - это интересная инициатива. Вопрос ведь стоит не в увековечении памяти «казанского феномена», а в том, что люди должны знать об истории нашего города, которая не всегда была мажорной, были в ней и такие негативные времена. Но это не значит, что о них надо умалчивать. Ведь народ, который не знает своего исторического прошлого, не имеет будущего. В плане формирования правовой культуры населения первыми посетителями такого музея могли бы быть школьники, потому что «казанский феномен» больше всего затрагивал школы и ПТУ. Им это, думаю, будет интересно. А еще у нас в городе много туристов. Многие бы хотели узнать об этом явлении, посмотреть «вживую». Одно дело - слышать, другое - увидеть собственными глазами.

Игорь Бандеров, предприниматель:

Хорошо помню те времена, когда весь город был поделен на зоны влияния группировок, и слава Богу, что они канули в Лету. Хотя ОПГ, конечно, не исчезли, но сейчас они не имеют такого масштаба и той массовости, что в 80 - 90-е годы. А лидеры группировок и их приближенные - те, которых не отстреляли и не посадили, - уже давно носят цивильные костюмы и стали солидными бизнесменами... Своего ребенка я бы в такой музей сводил ради прикола. Хотя не представляю, где они наберут экспонатов на целый музей. Ну выставят там телогрейки, мохеровые шарфы, прощайки, монтировки - а что еще?

Резеда Сайфутдинова, домохозяйка:
- Мы стараемся воспитывать ребенка на положительных примерах, а что позитивного он узнает об ОПГ, что полезного почерпнет в таком музее?

Основатели Рауф Шарафутдинов, Анвар Халиуллин Годы активности 1982 год - 2002 год Территория часть города Казань Криминальная деятельность Рэкет , отмывание денег , заказные убийства , вымогательство , сутенёрство , наркоторговля . Противники ОПГ «Перваки», «Жилка », «Павлюхинские» и другие преступные группировки Казани.

«Хади Такташ» - одна из самых известных российских ОПГ , которая возникла в конце 70-х годов XX века и была ликвидирована лишь спустя 20 лет.

История возникновения

Именно к таким группировкам и относилась «Хади Такташ». Она сложилась в 1982 году в Вахитовском районе Казани, на пересечении улиц Хади Такташа (в просторечье - Хадишка) и Жданова (ныне - Назарбаева). Название происходило от улицы, на которой жили члены группировки. Часть из её членов уже ранее отбывала наказание в виде лишения свободы. Вначале это были подростки, которые на первых порах ограничивались нападениями на прохожих и драками с другими молодёжными бандами. Период возвышения пришёлся на начало 1990-х годов - распад СССР и становление рыночной экономики .

Возвышение

В сентябре 1993 года трое жителей Казани - Ильсур Валеев, Рустем Бареев и Владимир Диденко - поехали по делам в Москву и бесследно пропали. Спустя некоторое время в столицу отправились ещё несколько жителей Казани - Александр Кобальнов, Булат Куваков и Сергей Аксанов. Они были приятелями первых троих пропавших и поехали на их поиски. Вскоре они также исчезли.

Некоторое время группировка вела себя относительно тихо. Но уже летом 1995 года были убиты активные её члены Эдуард Хайруллин и Дмитрий Воронцов. Через два года убили шурина Александра Кобальнова, который принимал активное участие в его поисках. Как всегда, свидетелей не было.

Самым кровавым в истории «Хади Такташ» по праву считается 1997 год - год её наивысшего расцвета.

Расцвет группировки

К этому времени Раджа создал классическое преступное сообщество с четкой иерархической структурой, боевыми подразделениями, разведкой и контрразведкой, разработал систему псевдонимов, которой пользовались его подчинённые при переговорах по мобильникам и пейджерам. Во время переговоров, которые удалось восстановить во время следствия, использовались, например, такие фразы: «он получил кроссовки» (синоним «белых тапочек»), «мы сделали Венеру» (расчленённый труп). Галиакберов проводил «совещания» в офисе комбината «Здоровье». За опоздания на «планёрки» жестоко наказывал .

Наиболее опасными противниками Раджи в криминальном мире Казани была ОПГ «Жилплощадка» («Жилка ») во главе с Хайдаром Закировым. «Жилковские» отобрали у «Хадишевских» комбинат «Оргсинтез», однако позже переключились на Санкт-Петербург, где летом 1996 года Закиров был убит киллерами. Это намного облегчило задачу Радже.

Другим противником «Хади Такташ» была промышлявшая в районе «Первые горки » группировка «Перваки». 25 августа 1997 года в квартире дома по улице Мавлютова обнаружили сразу три трупа - все члены «Перваков». Четвёртая жертва осталась жива. Раиль Мубараков по кличке «Рубль» дал показания, изобличавшие «хадишевских», в частности, Андрея Ситнова, который лично руководил расправой, и Сергея Гребенникова по кличке Промокашка.

Но вскоре Мубараков отказался от своих показаний, а двое других свидетелей - братья Николаевы, которые видели Ситнова и Гребенникова, были убиты. Ситнова и Гребенникова пришлось отпустить.

Лидерами группировки «Перваки» были Альберт Батров по кличке Бибик и Фердинанд Юсупов по кличке Федя. Половина группировки «Перваки», возглавляемая Батровым, объявила войну «хадишевским», а Юсупов занял стороннюю позицию.

В результате войны погибли 9 членов «Перваков» и несколько случайных свидетелей. Из «хадишевских» погиб только один; Ситнов был ранен во время одной из разборок.

5 августа 1998 года был убит бывший член «Хади Такташ» Никита Воздвиженский. 9 марта 1999 года был убит ещё один бывший член «Хади Такташ» - Александр Сакмаров. Целью данного убийства, как позже выяснило следствие, было выманить Бибика из Москвы в Казань на похороны Сакмарова - тот был свояком Бибика. Но Бибик не приехал.

Конец группировки

По оперативным данным, в конце 1990-х годов «Хади Такташ» состояла из трёх «бригад»: «раджовские», «волочаевские» и «кладбищенские». «Волочаевские» появились в середине 1990-х годов и получили своё название от улицы Волочаевская, где располагался один из немногих контролировавшихся бригадой объектов - станция техобслуживания. «Волочаевских» стали арестовывать осенью 1999 года (почти одновременно с участниками бригады Радика Галиакберова). Под стражу попал подозреваемый лидер ОПГ - Марс Гизатуллин («Марсик»). Еще несколько человек, среди них Раис Галикеев, были объявлены в розыск.

В 2000 году Марсик был признан виновным в вымогательстве и незаконном лишении свободы и приговорён к трём годам лишения свободы. Освободившись, он, по слухам, собирался заняться бизнесом. Однако через месяц Марсика нашли расстрелянным в собственном автомобиле. На этом «волочаевские» фактически прекратили своё существование, тем более, что у станции техосмотра появился новый хозяин. Между тем поиски участников бригады не прекратились. Спустя шесть лет был наконец задержан находившийся в розыске Галикеев .

10 ноября 1999 года было совершено покушение на лидера «Павлюхинской» ОПГ Казани Владимира Марушкина. Киллера задержала охрана Марушкина, но сам авторитет был убит. Задержанным оказался Анатолий Новицкий, киллер «Хади Такташ». Новицкий дал показания против Раджи.

В конце 1999 года Галиакберов, Сычёв, Гребенников, Ситнов и другие члены группировки «Хади Такташ» были арестованы. Большинство из них давать показания отказывались. После чего на одном из допросов Новицкий заявил, что под давлением милиции оговорил себя, и отказался от прежних показаний.

Следствие

Следствие по делу «Хади Такташ» не имело аналогов. Впервые должно было быть вырвано под корень целое организованное преступное сообщество. Впервые в истории российского судопроизводства была применена программа защиты свидетелей - свидетелям надевали маски, изменяли голоса и фигуры.

По некоторым данным, во время следствия члены группировки предъявили правительству Татарстана ультиматум - или Раджу отпустят на свободу, или Президент Республики Минтимер Шаймиев будет убит .

Суд

По подсчётам следствия, на счету ОПГ «Хади Такташ» не менее 60 убийств. Но доказанными суд признал лишь 13 из них. Галиакберов на все обвинения отвечал одинаково: «Я не Раджа, я Радик. Всё это фикция».

В Верховном суде Республики Татарстан дело пробыло больше года. Заседания откладывались под самыми невероятными предлогами: например, то один, то другой обвиняемый умудрялись в камере поранить руку или ногу. Одна из наиболее активных свидетельниц со стороны обвинения Юлия Гаврилова скончалась у себя дома от отравления угарным газом 24 декабря 2001 года. Её якобы погубил костер, разведённый неподалёку неизвестными бомжами. В январе 2002 года состоялся суд. Он приговорил:

  • Галиакберова и Фахрутдинова - к пожизненному лишению свободы
  • Гребенникова и Сычева - к 24 годам лишения свободы
  • Зайнутдинова и Ситнова - к 22 годам лишения свободы
  • Новицкого и Чернеева - к 20 годам лишения свободы
  • Широкова - к 15 годам лишения свободы.
  • Лонщакова - к 12 годам лишения свободы.
  • Хакимова - к 8 годам лишения свободы.
  • Комлева - к 7 годам лишения свободы.
  • Валиуллина - к 6 годам лишения свободы.

В приговоре особенно подчеркивались «дерзкий характер и высокая степень опасности содеянного» . 23 января 2002 года началось оглашение.

Приговор обжаловали в Верховном суде России все осуждённые. Одни просили прекратить дело в связи с недоказанностью, другие - отменить решение суда и провести процесс заново, а самой скромной была просьба одного из участников банды сократить ему срок хотя бы на год-два. Из жалоб бандитов следовало, что прокуратура не нашла ни оружия, которым, по данным следствия, пользовались обвиняемые, ни трупов якобы убитых ими лиц, а одного из них недавно даже видели живым. Лишь 7 из 13 бандитов захотели лично участвовать в рассмотрении их кассационных жалоб и в конце 2002 года были этапированы в Москву. Остальные, представлявшие главным образом верхушку группировки, предпочли ждать решения суда в казанском изоляторе.

Передача папок уголовного дела в Верховный Суд России должна была состояться еще в мае 2002 года, однако осуждённые всячески затягивали процесс знакомства с материалами судебного следствия, дожидаясь вступления в силу нового уголовно-процессуального кодекса. За это время к прежним 13 адвокатам прибавились 2 новых .

Раджа прямо заявлял, что его освободят в зале суда. Но кассационная коллегия под председательством судьи Зямиля Галиуллина 4 февраля 2003 года отклонила все до единой жалобы осуждённых и их адвокатов. Примечательно, что бандиты участвовали в этом процессе, находясь в СИЗО, с помощью телемонитора, на который транслировалось происходящее в зале суда. Определение Верховного суда повергло их в шок, но высказать своё возмущение преступники не смогли: телемониторы тут же отключили, а их самих спешно вернули в камеры .

Радик Галиакберов и Ринат Фахрутдинов в настоящее время находятся в колонии «Чёрный дельфин » в Оренбургской области .

Факты

Казанский феномен. Банда «Тяп-ляп»

Массовое насилие на улицах 90-х годов, зарождение и существование многочисленных группировок словно с кальки сняты с этой истории, действие которой происходило в 70-е годы в Казани. О пугающем «казанском феномене» страна заговорила в начале 80-х. Мальчики из небогатых семей делят асфальт. До крови, до смерти.

Уличные группировки Казани заявили о себе в начале 70-х. Тогда в дежурную часть МВД начала поступать информация о странных, коротких, буквально минутных драках «стенка на стенку»; о подростках в одинаково зловещей униформе - черных телогрейках, шапочках-«петушках» (зимой - завязанных под горло ушанках), со значками на груди. Тогда же началась эпопея осознанных действий милиции против группировок.

Стычки молодежи были не новы. Новостью стало другое: мальчишеский кодекс чести сменился кодексом силы, подавления, запугивания и жестокости.

Уголовный розыск знал про «Тяп-Ляп» задолго до их «жесткого рейда». Но беда в том, что право открыто говорить о групповой преступности появилось нескоро. А пока само государство дало группировкам время и возможность встать на ноги, хотя и начинающему оперативнику было понятно: чем дольше действует банда, тем сложнее ее ликвидировать.

«Тяп-Ляп» не была хаотичным образованием. Напротив, это была четко организованная группа, построенная по принципу боевых дружин: здесь были свои командиры, их замы. Боевики делились на «пятерки» и знали только свое окружение, но никак не «высшее руководство». Такая была конспирация! Верхушка «Тяп-Ляпа» собрала «пехоту» в единый кулак.

Железный закон группировки гласил:

Не курить, не пить, в беде не бросать.

Обязательно проверять силу воли (если первый удар в лицо или туловище не валил с ног, то кандидат считался прошедшим отбор).

Постепенно государство выпускало из рук организующие и карательные функции, за правдой и реальной защитой простые люди шли не к участковому. Шли к соседу - крепкому, авторитетному пареньку, за которым - десятки, а то и сотни «братков».

Верхушка банды состояла из очень умных и осторожных людей. Из лидеров, перед которыми стояла четкая задача: навести ужас на людей, подчинить себе улицы и микрорайоны, а в конечном счете - и весь город.

Стоявший чуть особняком Сергей Антипов, не раз судимый, со временем собирался стать депутатом - лицом выборным и неприкосновенным. То, что весь «Тяп-Ляп» проголосует за него, сомнений ни у кого не вызывало. Сергей Скрябин, непревзойденный аферист и гений махинаций, был мозгом банды, разрабатывал все планы «операций» - шантаж, вымогательства, разбои, грабежи, за что высоко ценился другом Антипом. Завдат Хантимиров (Джавда) своим несгибаемым поведением на суде укрепил и без того непререкаемый авторитет. Никакие, даже самые убедительные, доказательства вины не заставили его признаться. С каменным лицом, без тени страха или раскаяния, на все показания товарищей Джавда отвечал одно и то же: «Он врет. Я не совершал». Искандер Тазетдинов, развитой парень, студент торгового техникума, напротив, не запирался даже в убийстве, прекрасно при этом понимая, какое наказание ему грозит.

Внутри «Тяп-Ляпа» одни мелкие банды занимались квартирными кражами, по наводке лезли в обеспеченные дома и выносили оттуда роскошь 80-х - ковры, хрусталь, кассетные магнитофоны (в квартирах оставляли подобранные на улице окурки, чтобы сбить с толку милицию, следы ног посыпали перцем). Другие вскрывали дачи, угоняли моторные лодки, мотоциклы, машины, перебивали на них номера и продавали. Третьи нападали на прохожих, отнимали деньги, джинсы, шапки. На Антипова работал целый цех малолеток. Они разогревали солидол и вазелин, тряпкой наносили тонкий слой варева на машину, потом все это опыляли краской из баллончиков, перевешивали номера. На таком авто ехали «на дело», а потом краску теми же тряпками снимали за 5 минут, возвращая машине истинный цвет.

У «Тяп-Ляпа» 20 лет назад имелись связи, которые сегодня называются коррумпированными, - среди госчиновников, ответственных хозяйственных работников. Свой офицер в райвоенкомате делал отсрочки от призывов, свой врач, хирург Севостьянов, залечивал бандитам раны от ножей и пуль. Администраторы лучших ресторанов всегда держали для «тепловских» лучшие места и незаметно предупреждали, если в зале сидели сотрудники КГБ или милиции в штатском.

«Тяп-Ляп» тогда уже практиковал рэкет. Жертвами были продавцы пивных и винных точек, спекулянты, фарцовщики, приемщики стеклотары, мясники, официанты, работники кладбищ. Первой жертвой вымогательства стал продавец магазина «Ласточка» Гришин. Не отдал деньги в срок - и обрез выстрелил в спину строптивца. Жизнь Гришину спасли кожаный пиджак и надетое поверх кожаное пальто отечественного производства. Два слоя толстой, жесткой свиной кожи смягчили удар.

Интересно, что рядовые «тяп-ляповцы» вымогали и грабили под идеей социальной справедливости. Время красных знамен и серых одежд выстроило систему блата, двуличия, несовпадения слов и дел. Казанские подростки считали, что не столько нарушают общественный закон, сколько соблюдают свой собственный - справедливый. До последнего они отказывались верить, что деньги, сданные ими в «общак», Джавда, Скрябин и остальная «элита» тратили на себя - кутежи, девочек, золотые побрякушки и дорогую одежду.

«Тяп-ляп» для Казани - это символ зла, которое не удалось победить даже суровым приговором. 1979 год. Журналистов пригласили на процесс, обещавший стать процессом года, а потом бесцеремонно выставили за дверь - и ни один материал о банде «Тяп-ляп» не появился. Люди питались слухами. Очевидцы рассказывали, как «тяп-ляповцы» ездят на машине по городу и стреляют по прохожим из обрезов. Какого-то старика убили прямо на скамейке у дома.

Появление «тяп-ляповцев» вызывало шок. Один из очевидцев так вспоминает встречу с ними во Дворце культуры имени Урицкого: «Они приехали на автобусах, профессионально блокировали зал, где проходили танцы, - и начали всех подряд избивать. Местная молодежь мужественно защищалась. К концу драки подоспела милиция. Автобусы отправились обратно с эскортом. Но, по-моему, это больше походило на охрану, чем на задержание хулиганов. Насколько мне известно, и этот поход прошел для «тяп-ляповцев» безнаказанно».

Этого эпизода в уголовном деле нет. Там дела пострашнее. Октябрь 1977 года - две попытки убийства приемщика посуды Гришина, чтобы не «стучал» в милицию. Февраль 1978 года - убийство с третьей попытки Даньшина. Убийство жестокое - шестеро на одного.

Июль 1978 года - драка с местными у магазина в деревне Старое Победилово. Двое пострадавших получили ножевое ранение, один - смертельное, в одного стреляли из пистолета. Событие, случайное по завязке, но закономерное по существу. На всякий случай «тяп-ляповцы» имели при себе оружие, резиновый шланг и напильник.

И, наконец, та самая «пробежка» по улицам Ново-Татарской слободы в конце августа 1978 года. О ней стоит рассказать подробнее. Начну с цитаты из уголовного дела: «В 1973–1976 гг. в жилом микрорайоне казанского завода «Теплоконтроль» сгруппировалась часть молодежи, склонной к правонарушениям, совершая драки из хулиганских побуждений с подобными же группировками ул. Павлюхина, Тукаевской, в микрорайонах Казанского мехобъедине-ния - ул. Меховщиков, К. Якуба, Ш. Камала и других (в так называемой Ново-Татарской слободе). Эти столкновения носили стихийный, неорганизованный характер, в них участвовало незначительное число лиц. В такой противоправной форме зачастую разрешались личные счеты».

У меня еще будет возможность рассказать о взаимоотношениях казанской молодежи на почве соперничества. Здесь достаточно информации о том, что молодежь, живущая рядом с заводом «Теплоконтроль», в просторечии именуемом «Тяп-ляп», враждовала с молодежью Ново-Татарской слободы. «Тяп-ляповцы» очень хотели подчинить соперников своему влиянию, но Ново-Татарская сопротивлялась. И вот в конце августа 1978 года руководящее ядро «тяп-ляповской» компании принимает решение проучить «врагов» - на 29 августа была назначена своеобразная «карательная» акция. «Тяп-ляповцы» должны были проехать по улицам Ново-Татарской слободы на мотоциклах, но им помешали работники милиции. Операцию пришлось отложить на 31 августа.

Собрались все в одном месте, получили инструкции и на машине отправились на место акции, где пробежали толпой по двум улицам, избивая первых встречных. Вот краткая хроника этой операции:

Избили металлическими прутьями мужчину;

Забросали такими же прутьями мотоциклиста с пассажирами;

Обстреляли другого мотоциклиста с пассажирами;

Обстреляли микроавтобус с четырьмя людьми;

Обстреляли микроавтобус с работниками милиции;

У дома убит 74-летний Закиров, двое получили огнестрельные ранения, одна из потерпевших осталась в 20 лет инвалидом;

На железнодорожной платформе Вахитово избили напоследок двух молодых мужчин.

Я представляю, в какой ужас были ввергнуты в этот день жители улиц Зайцева и Меховщиков. Число жертв могло быть больше: не взорвалась граната, брошенная Тазетдиновым вблизи от людей.

Это нападение было бессмысленным и жестоким. Мстили одним, а избивали других. Мало того, опьяненные своей силой, не заботились даже о безопасности своих - и в результате четыре человека получили в перестрелке ранения, один - Музафаров - скончался в больнице.

Трудно понять, как умудренные преступным опытом вожаки «тяп-ляповцев» пошли на столь рискованный шаг - финал его можно было предсказать заранее. Отвечать пришлось уже не только за набег, но и за другие преступления.

Как видим, были у нападавших и металлические прутья, и оружие, даже граната была припасена. Вот как охарактеризован этот эпизод в уголовном деле: «Умысел участников бандитского нападения 31.08.78 г. на жителей Приволжского района был направлен на совершение нападения на граждан в составе вооруженной банды: многочисленность нападавших, обеспечение транспортом, договоренность предстоящих команд и действий до начала нападения, наличие оружия и средств маскировки (чулки на лицах), выполнение команд и построений - все это охватывалось сознанием всех участников».

Первые дела по «Тяп-Ляпу» возбуждали «по кусочкам» - за хранение оружия, вымогательство, хулиганство, убийство. Доказать некоторые факты было невероятно трудно. У Степина, мастера спорта по боксу, имелся излюбленный прием. На рынках или в ресторанах он подходил к жертве и тихим голосом просил: «Дай куртку (кольцо, шапку) поносить, через неделю отдам». А за его спиной стояли недобро ухмыляющиеся «качки». В лучшем случае Степин сыпал в руку владельца мелочь - покупка состоялась. Оперативники, с невероятным трудом разыскав жертвы вымогателей, слышали от них: «Ничего не знаю, я добровольно продал».

Итог известен: прокурор запросил высшую меру пятерым, суд приговорил к расстрелу четверых - Хантимирова, Тазетдинова, Масленцева, Каюмова. Последним двоим смертную казнь позже заменили длительными сроками заключения. Остальные получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима. По бандитизму было осуждено 28 человек, им вменили 36 грабежей, 4 убийства, 15 покушений на жизнь. От дела по 77-й статье «отпочковались» десятки других, выделенные в отдельное производство. Возрастной состав довольно пестрый: самому старшему - 26, семеро - несовершеннолетние, т. е. чисто молодежное сообщество, в котором проходили «практику» малолетки.

Вот какую характеристику дала Джавде (главарю «тяп-ляповцев») следственная группа по делу банды «Тяп-ляп»: «Хорошо развитый, по характеру волевой и жестокий, обладающий специальными познаниями в области бокса, насаждал среди членов банды культ силы. Крайне опасный, жестокий преступник, в достижении своих преступных целей не останавливается ни перед чем, готовый на любое, самое тяжелое преступление».

Стремление «тяп-ляповцев» захватить новые территории стало одной из причин возникновения тех специфических форм, которые приняли молодежно-подростковые компании в Казани. Политика экспансии вызывала сопротивление у ребят из других микрорайонов, возникла необходимость защитить себя, свои интересы. Компании объединялись. Не все они обладали преступной ориентацией, но идеология была одна - защитить свою территорию. Это и стало пусковым механизмом явления, которое проявило себя в полной мере много позднее. Не случайно сегодняшние группировки во многом похожи на «тяп-ля-повскую» - по своей структуре, разделению ролей, законам жизни. По мнению специалистов, они более организованы, чем их прародитель.

Плоды их деятельности Казань пожинает и по сей день.

Воспоминания очевидца:

«Молодежь в те времена в Казани в своей массе была очень и очень специфическая. Не сравнить с той же столицей. Ни тебе гривастых панков, ни увешанных цепями металлистов, ни брейкеров в модных бананах и солнцезащитных очках - зачатки этих течений были забиты самым безжалостным образом. Псевдорусских патриотов в форме каппелевцев здесь тоже было не найти. А за волосы длиной более четырех сантиметров юноша мог запросто схлопотать «копилку» в черепе, а за серьгу - распрощаться с самим ухом. Впрочем, огрести по-полной он мог и ничем не выделяясь среди общей массы сверстников - достаточно было просто зайти на «чужую» улицу. Казанская молодежь с упоением делила асфальт, не так резво, как в 80-е, ибо на улицах уже почти не было массовых драк, и убивали крайне редко, и была абсолютно аполитичной. Некоторые высоколобые местные аналитики ставили на казанский феномен, как на некое вещество, цементирующее межнациональные отношения. Лидерам группировок важнее были территориальные, а на межэтнические разногласия; разделения собственных криминальных сообществ по национальному признаку они бы ни за что не допустили. Единственный межнациональный инцидент в нашем городе произошел в середине 80-х, когда в течение суток из Казани были изгнаны все цыгане. Ромалы просто не поняли, с кем имеют дело. Да в те же 80-е парни в олимпийках регулярно поколачивали кавказских сограждан, чтобы те знали, кто здесь хозяин. В итоге, сегодня это чуть ли не самые примерные казанские горожане: на рынках льстиво заглядывая тебе в глаза, обсчитывают со всей любезностью».

Вот что пишет некто XXL на одном тематическом сайте по поводу гопнического движения в Казани (это человек пишет в 2004 году!):

Как и во всех Российских городах в Казани имеются красивая старая часть города и убогий вид панельных новостроек в новой части города и на его окраинах. И, как в других городах, в Казани имеются гопники, причем в количествах, превышающих мыслимые и немыслимые пределы. А корень этому явлению - ОПГ - организованные преступные группировки, которые и плодят эту гопоту. В Казани вся гопота идет от ОПГ и получает воспитание именно в этой среде. Причем этих ОПГ расплодилось, как тараканов, куда в Казани не плюнь, везде чья-то территория, контролируемая группировкой. Всю Казань поделили между собой, как колбасу. Каждая улица, каждый поселок или микрорайон закреплены за какой-нибудь группировкой.

Каждая группировка называется по располагаемой и принадлежащей ей территории. Если группировка контролирует 10-й микрорайон, соответственно и называются «Десяткой», а ее члены «десятовскими»; если расположены в районе Азино, значит и зовутся «Азиновскими», или так - есть Проспект Победы, значит, и зовутся «Проспектовскими». Но никогда они не называют себя группировкой, вот уже как несколько лет эти ОПГ у гопников именуются «улицами». Раньше называлась «конторой», теперь именно «улица». И в первую очередь, когда гопники подходят к своей жертве, они спрашивают - «ты с улицы?» Если да, то спросят «с какой улицы», и если у них нет войны, то по-доброму разбегутся, если же жертва не с улицы/ОПГ, то постараются чувака «обуть». Раньше принадлежность к ОПГузнавалась так - «Мотаешься?» их и называли мотальщиками, потом «Лазиешь?», потом «при делах»? ну а сейчас «с улицы»?

Создают эти ОПГ бывшие взрослые уголовники и прочие преступные элементы, набирая в эту ОПГ местную молодежь. Многие ОПГ объединены в «семьи». Несколько ОПГ в одной семье представляют реальную силу на городском уровне и заставляют уважать их другие ОПГ. Количество членов одной ОПГ - от 100 человек до 500, а в среднем по 200–300 челов.

Структура ОПГ: делятся на младший и старший возрасты. В самом верху это «Лидер», потом по убывающей: «авторы (авторитеты)», потом по возрастам. Всего несколько возрастов, примерно от 12 до 15, один возраст, дальше от 16 до 19, от 20 до 25, а уже потом они становятся «авторами». Хотя раньше у них были свои названия: как «скорлупа», «зеленые» «супера», «старики».

Каждый день на территории непосредственно группировки у каждого возраста происходит сходняк, причем в таком месте, чтобы простые смертные или другие группировки не знали. На сходняк обязаны приходить все ее члены, и каждый день, иначе последует наказание. Чем на этих сходках занимаются? Да по сути ни чем, иногда играют в футбол, а в основном несколько часов просто маются от безделья, болтая о чем попало, потом расходятся. И так каждый день. А вне сходняка «инспектируют» торговые точки и рынки или проводят какие-нибудь силовые акции.

Ставший членом ОПГ автоматически становится «ПАЦАНОМ», остальные - те, кто не с группировки, - считаются вроде лохов. Так вот эти «пацаны» в школах, ПТУ, во дворах и прочих местах пользуются большим уважением и авторитетом. Их считают там королями, остальные перед ними стелятся и лижут им зад, а также пытаются подражать им и быть похожими на них. Пользуясь такой властью, гопы творят обычный беспредел, и простые пареньки очень часто страдают от них. В общем, произвол обеспечен, а если случайно с таким схлестнешься, считай, что твоя жизнь превратилась в проблему. Даже задев мелкого гопа-сосунка, рискуешь здоровьем. Тот и в обиду себя не даст, покроет трехэтажным матом с ног до головы, надо будет - и подерется с тобой, а потом еще приведет целую толпу крутых перцев из своей группировки/улицы, и бедный герой 100 раз пожалеет, что решил поставить на место зарвавшегося молокососа.

Чтоб подойти к группировке, или проще, стать ее членом, конечно, для начала нужно знать других ее членов, то есть пацанов с этой «улицы», потому что просто так подойти к ним на сходняк и попроситься стать ее членом/ихним пацаном может только самоубийца и, в лучшем случае, отделаешься хорошей порцией пинков. Мало знать только одного члена группировки, за тебя должны внести голос/подписаться как минимум несколько пацанов из этой ОПГ. Новичка должен подвести ихний пацан, непосредственно на сходняк, где новичка будут грузить/душить, пробивать на пацанские понятия (они же тюремные) другие пацаны из этой группировки, и, если достойно сможешь ответить, считай, что прошел половину испытания. Если посчитают нужным, новичок будет драться против других пацанов ОПГ и, если опять-таки достойно сможет себя проявить, тогда его точно возьмут в ОПГ. И в добавок, конечно, дадут погоняло, ибо все уличные «пацаны» обязаны иметь погоняло. В отличие от старых времен, сейчас клички даются достойные, не оскорбляющие достоинство. Вот раньше были: Кран, Светофор, Пирог, Домкрат, а сейчас: Чечен, Ангел, Чайхан, Ким и другие крутые прозвища.

А дальше начинаются будни гопника, где он обязан каждый день приходить на сходняк и каждый месяц платить взносы в общак, и попробует пусть только вовремя не заплатить, рискует получить хорошую взбучку. Между делом проводят зачистку территории, особенно от нариков, найдут такого в подъезде, вытащат на улицу и давай всей толпой пинать его.

К наркоманам у ОПГ особое отношение, чтобы не палили своим присутствием ихнюю территорию мусорами/ментами, вот и мочат их по-черному. Ну и, конечно, еще отлавливают левых пареньков, особенно какую-нибудь компанию, поглумятся над ними, отнимут ихние вещи, ну и вломят пару раз. Если тока, конечно, это не член другой группировки. Потому что формально «уличных» пацанов с других улиц нельзя трогать, иначе такой наезд на пацана с другой улицы/ОПГ чреват войной для обоих улиц. Но по большей части ОПГ между собой не воюют.

Все проблемы они быстро улаживают на стрелках и там же, разобравшись в ситуации, наказывают провинившихся. Но, естественно, не все проблемы можно уладить на стрелках. И тогда начинается военное время, когда эти пацаны боятся вылезти на улицу и отсиживаются дома, потому что эти возникшие войны напоминают военные игры авторитетов, где жертвами становятся низшие/младшие возраста, являясь пушечным мясом, а авторы отсиживаются и заставляют младших проделывать грязную работу. Так вот, игра ведется со счетом. Например, счет до 5. Надо выловить, отдубасить, взять в плен и т. д. другого члена группировки. И так надо сделать 5 раз. Кто первый успеет достичь цифры 5, та ОПГ и победила и война на этом заканчивается.

Банды выросли на традициях группировки «Тяп-Ляп» и ей подобных и по сию пору сохраняют обычаи, дошедшие с тех времен.

В каждой ОПГ существуют провинности, за которые очень жестоко наказывают. Провинности бывают разными. Например, забил стрелку на чужой территории, а не на своей или, когда на него наехали, не смог постоять за себя… причем не важно наехал на него 1 чел или 10, он должен в отмах прыгнуть и пусть его запинают там до полусмерти, но он покажет себя настоящим пацаном и не опустит авторитет своей группировки. Или его застали с сигаретой, или в пьяном виде, тоже суровое наказание, а если узнают, что он нарик, так вообще убить могут. Также не поощряются лишние понты, беспредел или если совершил что-либо не по понятиям.

О наказаниях за провинности. Если вовремя взнос не принес, пропустил сходку, показал слабость, сделал лажу или совершил другую провинность, следует наказание, а провинившийся становится боксерской грушей, где старший возраст наказывает младший, тренирует кулаки и удары, причем ударами кулаком по морде и в полную силу. Эти удары по лицу может провести либо один чел из старшего возраста, причем провинившемуся нельзя закрываться руками или стоять криво, либо, если провинность тяжелее, - его бьет весь старший возраст, каждый по очереди дубасит его кулаками по роже, а если он согрешил очень сильно, то ему еще достанется и от своего возраста, причем от всех. И пока каждый еще не надает по морде, наказание не прекратится. Такие наказания проходят постоянно, ну и для профилактики обычно любой старший возраст наказывает младший как минимум раз в неделю.

Вот вы представьте когда вся эта толпа съездит по роже бедняге, так вы бы видели потом морды этих наказуемых, это уже не морды, а какие-то квадратные деформированные телевизоры. После таких побоев по голове вряд ли наказанный сможет трезво мыслить (поэтому гопники такие отмороженные). Часто после таких побоев приезжает «скорая», потому что иногда бьют до потери сознания. Могут забить и не только кулаками, не гнушаются взять арматуру и избить по корпусу, ломая все кости, ну это уже на крайний случай, если провинность была тяжелой.

Если подойти к ОПГ - еще дело вполне реальное, то вот уйти от них - куда более сложная задача. Мало того, что тебя изобьют, сломают нос, выбьют зубы или проломят череп, еще должен будешь заплатить немало откупных, плюс отнимут какие-то вещи, шапку, часы, а в некоторых случаях просто разденут до трусов или догола, даже зимой, и заставят бежать в таком виде до дома. Но зато теперь ты свободен, как ветер.

Каждая группировка имеет свои филиалы в других районах или городах. Появляются они очень просто, по месту жительства ее пацанов/членов. Несмотря на то, что большинство членов ОПГ живут на территории своей ОПГ, другие члены ОПГ не обязательно должны жить на ее территории. Лишь бы каждый день рисовался на сходках, поддерживал интересы улицы и вносил взносы. Тогда те пацаны, не живущие на территории своей ОПГ, создают эти самые филиалы. Только вот члены таких филиалов не могут называться именем ОПГ. Только те, кто приходит на сходняк на территории непосредственно самой группировки, могут называться ее членами. По сути, эти филиалы являются новым источником сбора денег с ее членов-«пацанов», а этим пацанам позволяют почувствовать себя реальными «пацанами» и иметь поддержку всего филиала, но перед реальной ОПГ такой филиал не имеет силы.

Группировку практически почти нельзя уничтожить, она как мафия, а мафия бессмертна. Но иногда некоторые группировки все же разваливались, однако им на смену приходили другие и снова набирали гопоту в свои ряды, благо спрос на принадлежность к группировке в нашем городе очень велик.

И так в Казани повсеместно. Другие ребята равняются на гопников, хотят быть на них похожими и сами рвутся в эти ОПГ. А почему прут в группировки? Да очень просто: ради поддержки, чтобы почувствовать себя крутыми, ощутить вкус власти и чувство вседозволенности, да и в молодежных кругах это считается престижным. Если какой-то лох тебя задел, считай, ему не жить, ведь за твоей спиной целая группировка/улица. Естественно, что при таком засилье группировок и гопников, о панках, металлистах и прочих неформалах в Казани даже речи быть не может. Скинхеды в нашем городе не могут быть просто по определению, а о футбольных фанатах в виду своей малочисленности вообще ничего не слышно.

Лучше бы слышали о футбольных фанатах, чем о гопоте.

Отношения неформалов и гопников - так это отдельная тема. Когда-то мне было по барабану как до неформалов и их разных направлений, вроде рэпперов, панков, рокеров или хиппи, так и до самих гопников. Все эти молодежные течения мне были одинаково безразличны до 98 года. Именно в этом году Казань просто захлестнула гоповская эпидемия, но об этом позже.

Сначала о неформалах. Неформалов в Казани не скажу, что было уж очень много, но как молодежное направление они выделялись. Особый бум был в 95–96 годах, помню, как тогда тащились от «Нирваны» и других групп, все одевались в балахоны, банданы и прочую нефорскую атрибутику, и, если честно, все это меня бесило. Бесило пока не столкнулся с другой городской реальностью, и имя ей ГОПЫ. Видя нарастающее неформаловское движение, гопы попросту начали щемить нефоров, за год очистив улицы Казани от неформалов, кроме центра города. Очень большое количество неформалов тусовалось в центре, в университетском городке, на центральных улицах и в прочих местах, пока в один прекрасный день одна из группировок, (причем абсолютно не с центра) не накрыла этот «последний оплот» неформальной молодежи, устроив ночью им настоящее побоище, типа Варфоломеевской ночи.

После этой акции устрашения неформалы как явление в Казани просто вымерли, а гопота в 98 году вообще озверела, с неформалов перейдя не только на нормальных парней, но и нападая на самих гопников. В этом году ни один парень не мог себя чувствовать спокойно, выйдя на улицу, доставалось всем. В итоге все стали пытаться походить на гопников, а к лету создалось такое впечатление, что все молодое мужское население поголовно прошло через военкомат, потому что 95 % всех молодых людей были лысыми, то есть бритоголовыми, они же лампоголовыми, они же яйцеголовыми.

Эпидемия гопоты мутировала в эпидемию бритоголовых. Вся молодежь стала похожа на уголовников. Хотя еще в 97 году такого лысого бы засмеяли. Но за один год мировоззрение молодежи поменялось кардинально, я не говорю уже о том, что на улице нельзя было встретить ни одного длинноволосого парня, его бы просто забили, а быть неформалом было просто опасно для жизни (хотя еще в 97 году такие маячили на каждом углу).

Известный случай, который попал в местные новости, когда длинноволосый ди-джей сделал замечание одному гопу на дискотеке, тот подошел к нему и просто зарезал кесарем. Парень умер, а тот ублюдок на допросе заявил, что просто ненавидит неформалов.

Вот отчего вся молодежь пыталась походить на гопников, в том числе ваш покорный слуга и мои друзья тоже, и, наверное, больше в целях самосохранения, чем для понтов, иначе ты будешь просто в роде лоха. И всем нам приходилось себя вести, как гопникам, уподобляться им, ихней манере поведения и общения, чтобы просто где-нибудь не лохануться.

Я тоже, как и все остальные казанские ребята был бритоголовым парнем, одевался как типичный гопник, выглядел как уголовник и внешним видом ничем не отличался от общей молодежной серой массы, но и даже в таком виде никто не был застрахован от наездов других гопников. И с каждым годом я все больше и больше презирал гопоту, и, повзрослев, назло реальности стал в итоге тем, кого не любил когда-то и за людей не считал - парнем с длинными волосами и пирсингом, и каждый раз, выходя на улицу чувствуешь себя инопланетянином, все на тебя смотрят, как на прокаженного, в транспорте рассматривают до упора, а я будто этого не замечаю, хотя раньше, когда строил из себя гопа, с таким же упором зрительно удавливал бы любого оппонента, кто бы на меня ни посмотрел. Теперь же так смотреть на людей чревато очередными разборками, которых у меня раньше было, как у боевика в блокбастере (как меня еще до сих пор не убили?).

Я стал чужим для своего родного города, который давно невзлюбил. Мне нравится все нетрадиционные стили, особенно стиль унисекс, мне нравится красить ногти, одевать платки и гетеры на руки, надевать колечки и сережки на уши, обвешивать себя цепочками и выделывать разные причесоны со своими волосами. Но разве в нашем городе выйдешь в таком виде? - да забьют на месте, только из подъезда выйдешь, а могут и в самом подъезде. А если у нас в Казани появится какой-нибудь панк, его просто убьют, потому что на улицах из молодежи шастает одна гопота, будто нормальные парни вымерли, а уж ночью, особенно на центральных улицах, собираются такие огромные сборища этого быдла, что без компании одному на улице лучше вообще не появляться.

Но ладно еще парни стремятся быть похожими на гопников, так ведь и девушки подсели на эту заразу. Создают девичьи группировки и щемят неформалок и простеньких девчат. И вот даже прекрасная половина человечества в школах делятся на лохушек и гопниц. И пока взрослые уголовники не будут тянуть молодежь к себе в ОПГ, такое явление, как гопники, никогда не исчезнет в нашем городе, потому что именно с этих взрослых бывших уголовников и начинается эта вся зараза. Именно они превращают юное поколение в это гоповское быдло, навязывая им тюремно-пацановские понятия, во что наша молодежь охотно втягивается.

Хочу повторить еще раз, что считаю любые субкультуры намного лучше и предпочтительнее, чем это мрачное уголовное мутилово.

Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. Одна из самых жестоких группировок, «Тяп-Ляп» в 1977-78 годах проводила массовые избиения и убийства граждан на улицах.
До сих пор никто не берётся объяснить, чем вызван перманентный беспредел в «поволжской Чечне».

Если о Кавказе (Северном и Закавказье), как территории с особым статусом в государстве, российский читатель что-то ещё знает, то вот о Татарстане – почти нет. А ведь в советское время эта поволжская республика могла дать фору тем же Чечено-Ингушской и Дагестанской АССР, Грузии – по беспределу, происходившему в ней. В 1970-е Татарскую АССР заполонили жестокие банды, терроризировавшие власть и простых людей. Что интересно, силовики до определённого момента не боролись с ними, боясь подставиться перед вышестоящим начальством – ведь в то время считалось, что бандитизм в СССР искоренён, а наличие на какой-то территории сплочённых криминальных, а то и террористических групп – это повод для чинуш расстаться со своими должностями (как минимум).
До сих пор даже сторонние наблюдатели (не бандиты или правоохранители) так и не могут объяснить, что явилось причиной «татарского феномена». Кроме крайней жестокости и сплочённости, здешние банды даже и сегодня отличает от своих «коллег» в других регионах отсутствие классической криминальной иерархии: воры в законе в Татарии долго не жили, а понятия воровского мира отвергались напрочь. Напротив, татарские банды отличало строгое единоначалие, организация сообществ по принципу «боёвок» – классического варианта леворадикальных групп начала ХХ века, здоровый образ жизни.
Единственное объяснение этому «татарскому феномену», которое приходит на ум – он был (и есть) калька со степных боевых сообществ, которые, собственно, и заложили фундамент местного менталитета. Орды Батыя или Тамерлана – они очень напоминают то, что до сих пор представляют из себя татарские банды. Возможно, это предположение и неверно. Но других стройных теорий о причинах возникновения этого явления именно в Татарстане, пока никто не представляет.
Бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров в своей книге «Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» рассказывает о начале и закате одной из самых жестоких банд Казани – «Тяп-Ляп». В нижеприведённом отрывке рассказывается об апогее этой банды – терроре, творимой ей в 1977-78 годах.
Возникая в промышленных районах Казани, группировки начали войну друг с другом за зоны влияния. Очень быстро выделилась среди них всех группировка «Тяп-ляп» (название от производства «Теплоконтроль», в районе которого и жили участники ОПГ). Она с самого начала отличалась даже внешним видом, который насаждал один из лидеров Сергей Антипов (по кличке Антип) – стрижки «под ёж», зимой – телогрейки и мутоновые шапки-ушанки, завязанные под горло.

Сергей Антипов
Вторым лидером был Сергей Скрябин (по кличке Скряба). Он имел высшее образование (прежде работал учителем и пионервожатым), и считался мозгом банды. Именно Скряба разрабатывал все планы операций – разбои, вымогательства и т.д.

Сергей Скрябин
Третий лидер – Завдат Хантимиров (по кличке Джавда), относился к разряду «отморозков»: невероятно жестокий, малочувствительный к боли, лишённый страха.

Завдат Хантимиров

Члены банды «Тяп-Ляп» и их «открытка», экспонат из музея МВД Татарстана
Обязанности рядовых членов ОПГ были чётко распределены. Одни грабили прохожих, другие угоняли машины, третьи обчищали квартиры. «Доили» продавцов пивных и винных точек, спекулянтов, приёмщиков стеклотары, мясников, спекулянтов. Со строптивыми не церемонились – могли покалечить или убить. Всего группировка насчитывала более сотни молодых парней.
Лидеры «Тяп-ляпа» не удовлетворились тем, что к ним стабильно текли деньги. Очень скоро они захотели стать полными хозяевами Казани. И не просто подмять под себя другие ОПГ, но и заменить государственную власть в городе.
В начале 1976 года, забрав автобусы из местного АТП, тяпляповцы подъехали ко дворцу культуры им. Урицкого, где шла дискотека, ворвались в зал и стали избивать всех подряд. Подъехавшие наряды милиции с трудом остановили побоище и отбили автобусы, которые пришлось сопровождать до самого гаража автотранспортного предприятия. Спустя некоторое время тяпляповцы устроили перестрелку с другой ОПГ на площади Куйбышева. Милиция и власти «похоронили» оба случая, чтобы не получить разнос из Москвы.
Бандиты, видя, что им всё сходит с рук, планировали новые акции устрашения. Летом того же 1976 года Хантимиров решил устроить «пробег» по Казани, во время которого тяпляповцы должны были избивать всех, кто попадётся им под руку. Поставленная задача: бить максимально жёстко, нанося как можно более серьёзные увечья.
Информаторы МВД сообщили о предстоящем побоище, и в этот раз милиции наконец-то пришлось действовать. Она задержала около 50 членов ОПГ во главе с Хантимировым. Но предъявить им было нечего. Смогли «натянуть» статью только самому Джавде, и то всего 1 год исправительных работ. Вскоре он вышел по УДО за примерное поведение.
Страх тяпляповцы потеряли окончательно, и в 1977 году они стали убивать. Руководил этим процессом вышедший на свободу Джавда, под чьим руководством действовала банда малолеток (их предпочитали использовать, т.к. не достигнув возраста 18 лет, бандитам полагались минимальные наказания, даже за убийства обычно не более 5-7 лет). Первыми жертвами стали те, кто осмелился обратиться в милицию с показаниями на членов ОПГ. Затем – информаторы МВД, которых вычислили довольно быстро – одного из них, сообщившего о готовящемся «пробеге» в 1976-м, просто затоптали до смерти. Но причины для убийства были необязательными. Однажды шестеро бандитов шли к Джавде в гости, но по пути им попался молодой паренёк. Тяпляповцы попросили закурить, парень дал им сигарету и тут же был забит до смерти – средь бела дня.
Милиции снова пришлось действовать. За разбой задержали одного из «бригадиров» ОПГ – некого Тазетдинова. Антипов лично попытался подкупить свидетелей преступления, и был задержан сам. Но в тот же день Антип сбежал из-под стражи.
Гром грянул в августе 1978 года. К пешему наряду милиции в районе «Теплоконтроля» подъехал мотоциклист с девушкой, которые сообщили, что в районе Татарского кладбища их обстреляли из обрезов. По словам потерпевших, стрелявших было человек 10-15. Ещё через 20 минут поступило сообщение от водителя ПАЗа: преступники обстреляли его автобус с пассажирами. Стало ясно – ситуация чрезвычайная.


Карта контроля бандами Казани тех или иных территорий в 90-е годы
Из материалов уголовного дела:
«31 августа 1978 года в 20.30 группа хулиганствующей молодёжи, вооружённых огнестрельным оружием (обрезами) и металлическими прутами, в масках двинулась от Речного вокала по улицам Новотатарской слободы. Банда рассредоточилась по обеим сторонам улиц с целью забивать и стрелять в граждан. В результате беспорядочной стрельбы были ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции, пытавшихся остановить толпу, один человек – убит».
1 сентября была создана следственно-оперативная группа из сотрудников МВД и прокуратуры. Впервые за 20 лет дело квалифицировали как бандитизм. Следствие шло полтора года. Суд над бандой состоялся в 1980 году. Опасаясь нападения оставшихся на воле бандитов, суд шёл в помещении СИЗО на улице Красина. 27 членов ОПГ судили за бандитизм, ещё 28 человек были привлечены за недоносительство и другие преступления. Следствием было доказано около 70 преступлений банды. Суд приговорил к расстрелу четверых, из которых двоим смертную казнь позже заменили длительными сроками заключения. Тех, кого судили по статье бандитизм, получили от 10 до 15 лет».
Но место разгромленной ОПГ «Тяп-Ляп» тут же заняли другие казанские банды, не менее, а то и более жестокие. Вот данные только за 1986-87 годы в Казани, противостояние банд друг с другом: 51 групповая драка, 6 человек погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными ранениями. С началом «реформ» ОПГ «институализировались», подмяв власть в Татарстане, и все 1990-е фактически были правителями в республике.
Ситуация в Татарстане ещё более осложнилась в середине – конце 1990-х, когда в придачу к криминальным бандам ещё добавились исламистские группировки. Автор книги, министр МВД Сафаров приводит случай террора исламистов – подрыв 1 декабря 1999 года «кукморского газопровода» – магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Рвануло и в Кировской области. Факелы в местах обоих подрывов были высотой 50 метров, образовались воронки – 20 метров в ширину и 4 метра в глубину.


Карта контроля бандами Татарстана, 90-е годы
Организатором диверсии оказалась группа татарских исламистов под руководством Рамазана Ишкильдина. В 1998 году, в возрасте 23 лет, он уехал учиться на имама в Веденский район Чечни, где действовал учебный центр террористов «Кавказ». Домой он вернулся в августе 1999 года, и вместе с ещё одним выпускником центра «Кавказ», Айратом Гильмутдиновым они сколотили группу, которая должна была заниматься диверсиями и террором против «неверных».
Все члены диверсионной группы были пойманы, и получили от 10 до 15 лет строго режима (последним поймали Рамазана Ишкильдина, 26 июня 2002 года при переходеграницы между Дагестаном и Азербайджаном). Избежал колонии только Гильмутдинов, признанный невменяемым».



Просмотров