Амнистия для лишенных водительских прав. Им свободы не видать


В России предложено провести первую в истории страны амнистию для тех, кто совершил административные правонарушения. В случае реализации идея коснется миллионов граждан страны - например, нарушителей ПДД. Как ни парадоксально, сложностей в «государственном прощении» административных нарушителей куда как больше, чем при амнистиях уголовных.

Совет по правам человека при президенте предложил Владимиру Путину провести первую в российской истории административную амнистию, приурочив ее к столетию Октябрьской революции.

Данное предложение СПЧ, несмотря на, казалось бы, очевидные достоинства, пока вызвало достаточно осторожную реакцию со стороны представителей власти. Пресс-секретарь главы государства заявил , что в Кремле пока нет четкой позиции по данному вопросу.

Это может показаться тем более странным, учитывая, что либерализация в правоохранительной сфере и судебной практике в России в последние годы является устойчивым трендом.

Происходит декриминализация различных статей Уголовного кодекса (в первую очередь экономических), смягчаются правоприменительные практики. Государство с самого верха (Верховный и Конституционный суды, Генеральная прокуратура) не торопясь, но настойчиво и последовательно переламывает исторически сложившийся обвинительный уклон российской правоохранительной и судебной системы.

На первый взгляд, административная амнистия выглядит в этом смысле последовательным шагом, продолжающим взятый государством курс. Не случайно глава СПЧ Михаил Федотов отметил, что эта идея «хороша тем, что касается людей, которые совершили лишь административные правонарушения, а не преступления». Действительно, не самые тяжелые проступки, которые не являются преступлениями. Так почему же идея об амнистии в отношении них требует самого серьезного обдумывания и - в случае ее реализации - очень аккуратного подхода?

Первая причина лежит на поверхности.

Есть обширный спектр административных правонарушений, которые, тем не менее, имеют высокий уровень общественной опасности. Более того, в некоторых случаях общество считает, что эти действия надо переводить из статуса административных в уголовный и ужесточать наказание по ним.

Простейший пример: стоит ли, чтобы попали под административную амнистию водители, лишенные водительских прав? И если да, то по каким именно статьям? Стоит ли амнистировать лишенных прав за состояние опьянения за рулем? А проехавших железнодорожный переезд на запрещающий сигнал? А пересекших (двойную) сплошную линию?

И таких вопросов даже не десятки, а сотни, и по каждому надо принимать продуманное решение, какие именно правонарушения могут попасть под административную амнистию, а в отношении каких такую меру лучше не использовать.

С другой стороны, тема административной амнистии поднимает целый пласт проблем, которые затрагивают крайне актуальную для России тему справедливости.

Как ни странно, амнистия в отношении уголовных преступлений не столь противоречива. Предположим, два человека в один день признаны виновными в одинаковых преступлениях и им назначено одинаковое наказание. Затем государство проводит амнистию, включая статью, по которой оба были осуждены, и они оба под нее попадают.

Однако если провести ту же аналогию в отношении административных правонарушений, картина окажется куда более противоречивой. Предположим, двум людям в один день вынесены одинаковые наказания (например, штраф) за одинаковые правонарушения. Один из них добросовестно заплатил выписанный штраф в предписанные сроки, а другой не сделал этого. Затем - например, спустя год - государство объявило амнистию, и этот неплательщик попал под нее, благополучно избавившись от проблемы.

Фактически это будет означать, что государство поощряет и правонарушения, и неисполнение назначенного наказания. А еще это будет означать, что государство делит своих граждан на разные сорта, причем отдает предпочтение не законопослушным, а наоборот - склонным к уклонению от исполнения обязательств. В масштабах страны это затронет десятки, если не сотни тысяч людей.

Перечисленные соображения вовсе не означают, что административную амнистию не стоит проводить в жизнь. Наоборот, первая в России амнистия по административным правонарушениям могла бы стать новым важным этапом в процессе правоприменительной и судебной либерализации в стране. Но, как и в любом другом серьезном решении, сначала надо обдумать, проанализировать и просчитать варианты, а потом уж принимать решение. В общем, как обычно - «семь раз отмерь».

Издание акта об амнистии признается обстоятельством, исключающим производство по административному делу (ст. 24.5 КоАП РФ), а также основанием для прекращения исполнения в отношении лица административного наказания (ст. 31.7 КоАП РФ). В последний раз амнистия проводилась в 2015 году, и ее распространение на административные правонарушения было вероятным.

Амнистия к 70-летию Победы: разработка проекта постановления

Проект постановления об амнистии к годовщине Победы в Великой Отечественной войне был разработан Советом по правам человека при Президенте РФ (далее — СПЧ) в начале 2015 года. Преимущественно предполагалась амнистия для лиц, осужденных за нарушение норм УК РФ. К примеру, освобождение от наказания впервые осужденных за нетяжкие преступления, а также сокращение не до конца отбытого срока для определенных категорий преступников.

СПЧ предлагал не только прекращение производства по делам, но и отмену обеспечительных мер, к примеру эвакуации. То есть амнистия позволила бы забрать машину со штрафстоянки бесплатно.

Необходимость нововведения обосновывалась наличием в КоАП РФ норм о возможности амнистии в административной сфере, которые фактически не применяются.

Мнения разделились: ГИБДД против административной амнистии

Прогрессивное предложение об освобождении от административных наказаний вызвало неоднозначную реакцию властных субъектов. ГИБДД, а также московский департамент транспорта выступили категорически против амнистии с административными элементами по причине противоречия такой идеи самой природе и предназначению административного производства.

Проведение амнистии по предложенной схеме привело бы к освобождению от штрафа лиц, злостно уклоняющихся от его уплаты. При этом оно не отменило бы уже осуществленное добросовестным водителем возмещение штрафа, поскольку производство по таким делам окончено.

Также недовольство представителей ГИБДД вызвала необходимость досрочного возврата прав лицам, совершившим такие серьезные правонарушения, как превышение скорости на 60 км/ч и более, движение по встречной полосе, причинение в результате ДТП вреда здоровью.

Все это прямо лишает смысла принцип неотвратимости применения наказания, лежащий в основе административного производства.

Единого мнения по вопросу обоснованности введения административной амнистии не высказали и депутаты Госдумы. Противники проекта, не отрицая наличия теоретической возможности применения амнистии к лицам, привлеченным к административной ответственности, в силу прямого указания на это в КоАП РФ, отметили, что, в отличие от уголовного законодательства, кодекс детально не регулирует порядок применения такой амнистии, что создаст дополнительные сложности при реализации постановления.

Почему отказались от идеи административной амнистии

Итогом дискуссии стало постановление Госдумы об амнистии от 24.04.2015 № 6576-6, содержащее предписания исключительно об освобождении от уголовно-правовых наказаний или сокращении их сроков.

Идея административной амнистии реализована так и не была. Большинство депутатов поддержали вышеприведенные аргументы о недостаточной разработанности механизмов проведения амнистии в рамках административного производства и нарушении соответствующими положениями принципов, лежащих в основе применения административных наказаний. Кроме того, отказ от новеллы был продиктован идеей исключительно уголовного характера амнистии к 70-летию Победы, предложенной Президентом РФ.

Итак, в 2018 - 2019 годах амнистия еще не объявлялась - не только по административным, но и по уголовным делам.

Несмотря на это, Госдума выразила готовность обсудить с представителями СПЧ возможность расширения отношений, на которые распространяется амнистия, при ее следующем проведении.

Проект акта направлен президенту

Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ направил в администрацию Владимира Путина проект постановления об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Документ предполагает одну из самых масштабных амнистий, проведенных в России за последние 15 лет, причем не только уголовную, но и административную. Теоретически под нее может попасть и экс-мэр Астрахани Михаил Столяров.

Кто выйдет на волю

Проект амнистии в честь 70-летия Победы опубликован на сайте президентского Совета по правам человека (СПЧ). Правозащитники предлагают на этот раз провести “широкую амнистию”, под которую могут попасть сотни тысяч осужденных и находящихся под следствием россиян и иностранцев. Из всех объявленных в стране за последние 15 лет амнистий самая масштабная имела место в 2000 году в честь 55-летия Победы, когда Владимир Путин впервые стал президентом России. Тогда на свободу вышли около 200 тысяч человек.

Совет по правам человека предлагает освободить от отбывания наказания максимально широкий круг осужденных за преступления небольшой и средней тяжести. Это беременные женщины и женщины, имеющие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; мужчины и женщины пенсионного возраста; инвалиды I и II групп; люди страдающие тяжкими заболеваниями. Подлежат освобождению все впервые осужденные на срок до 3 лет включительно, а из тех, кто участвовал в боевых действиях по защите Отечества – до 5 лет включительно.

Кроме того, предлагается амнистировать подростков до 18 лет, совершивших преступления по неосторожности и умышленные преступления (впервые), осужденных на срок от 3 до 5 лет включительно.

Другие категории осужденных на различные сроки предлагается амнистировать по отбытии ими определенной части наказания – от одной четверти до двух третей, в зависимости от назначенного срока. В частности, согласно проекту, могут выйти на свободу даже те, кто имеет срок свыше 10 лет и отбыл уже две его трети.
Многие сидящие за решеткой могут также рассчитывать на сокращение неотбытой части срока вплоть до половины.

Им свободы не видать

Правозащитники, конечно, понимают, что амнистия не может быть неограниченно широкой. Поэтому в проекте постановления указано, что под нее не попадают осужденные за целый ряд умышленных тяжких и особо тяжких преступлений: убийство, тяжкие телесные, изнасилование, разбой, торговля оружием, оборот наркотиков в крупных и особо крупных размерах, терроризм, бандитизм, шпионаж, измена родине, коррупционные преступления и т. д., всего порядка полусотни статей Уголовного кодекса РФ.

Штрафы: понять
и простить

Правозащитники предлагают впервые наряду с уголовной провести и так называемую административную амнистию, то есть освободить граждан от административной ответственности в виде уплаты штрафа или административного ареста, если эти наказания были наложены на них до вступления в силу акта об амнистии. Также предлагается сократить вдвое сроки лишения специального права либо запрета заниматься определенной деятельностью. Например, если человек до принятия постановления об амнистии был за нарушение Правил дорожного движения лишен водительских прав на 2 года, то год ему скостят.

В случае, если “административная амнистия” будет принята, то она, как полагают правозащитники, коснется миллионов россиян. Правда, сам глава СПЧ Михаил Федотов считает свое ноу-хау идеей фикс: в истории современной России административных амнистий не было и вряд ли будут. Но попытка не пытка, тем более что в некоторых других странах подобные акты имели место.

Казус Столярова

А попадут ли под амнистию, если проект СПЧ будет принят, наши высокопоставленные земляки, подвергшиеся уголовному преследованию? Наибольший интерес вызывает, конечно, экс-мэр Астрахани Михаил Столяров, в конце прошлого года приговоренный к 9 годам колонии и штрафу в 500 миллионов рублей по части 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере).

В документе указано, что на это особо тяжкое преступление амнистия не распространяется. Однако в проекте есть оговорка: освобождение по данному составу преступления возможно, если осужденный является инвалидом I или II группы. А у Столярова, как неоднократно заявляли его адвокаты, есть несколько серьезных заболеваний. И если он будет иметь (или уже имеет) официальный статус инвалида, то… А если не получится выйти по этому основанию, то единственное, на что может надеяться экс-градоначальник – это уменьшение срока наказания на одну треть, что тоже предусмотрено проектом СПЧ.

Сегодня под следствием находится и бывший министр сельского хозяйства Астраханской области Иван Нестеренко, обвиняемый по части 3 статьи 285 УК – злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (до 10 лет). Здесь, увы, никаких послаблений не предусмотрено, и следствие будет продолжаться до суда или до прекращения уголовного дела, если выяснится, что подследственный невиновен.

Зато бывший депутат городской Думы Астрахани Валерий Шмелев, осужденный по части 3 статьи 159 (мошенничество с использованием служебного положения) к штрафу в 500 тысяч рублей, в случае принятия проекта правозащитников вполне мог бы рассчитывать на уменьшение суммы штрафа вдвое.

Все решит президент

Думается, вряд ли стоит рассчитывать, что проект Совета по правам человека, пусть и президентского, будет принят в чистом виде – уж слишком либеральным он выглядит. Конечно, над ним поработают и в администрации главы государства, и в Государственной Думе. Окончательный вариант, скорее всего, как всегда, будет вносить в Думу сам Владимир Путин (акт об амнистии принимается постановлением нижней палаты парламента). Правозащитники надеются, что президент поддержит их инициативу, пусть даже и в урезанном варианте. Они утверждают: факт, что уровень рецидивной преступности среди амнистированных значительно ниже, чем среди отбывших наказание полностью, научно установлен. И отмахнуться от него, как говаривал Остап Бендер, невозможно.

Андрей Спицын, уполномоченный по правам человека в Астраханской области: Проект постановления об амнистии в том виде, в котором он предлагается сегодня, фактически коснется каждого, кто находится в местах лишения свободы. Прежде всего потому, что касается не только лиц, отбывающих наказание, но и совершивших административные правонарушения. Новационность проекта документа еще и в том, что предлагается амнистировать лиц, которые заболели или имеют заболевания, препятствующие отбыванию наказания. Нужна ли большая, широкая амнистия нашему обществу или не нужна? Я, как правозащитник, конечно, за то, чтобы она была самая широкая. Но я понимаю и другое: должны быть защищены интересы тех, кто сегодня в нашем обществе состоит. Необходимо найти золотую середину. Поэтому гражданскому обществу и всем заинтересованным в этом вопросе надо более широко обсуждать проект постановления и говорить о том, что мы хотим видеть в этом акте.

По мнению председателя Совета Михаила Федотова, продолжительные сроки заключения не способствуют возвращению осужденного к быстрой адаптации и полноценной жизни.

Какие статьи не подразумевают амнистию

Об этом же свидетельствует и статистика: чем меньше срок наказания, тем меньше вероятность рецидива.

Амнистия в 2015 году

  • инвалидов 1 и 2 группы;
  • лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания и т. д.
  • убийство;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • терроризм;
  • бандитизм;
  • шпионаж;
  • измена родине;
  • коррупционные преступления.

  • 64, 65, 66, 102;
  • 275, 276 и 278;

НЕ будет никакой амнистии, успокойтесь

Енто за какие такие заслуги? И не надейся…

Какие статьи попадают под амнистию 12 декабря 2013 г?

ВОР должен сидеть в турма!

Это постановление ещё не принято и не известно будет ли принято вообще. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (ПРОЕКТ) : ….руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, а также продолжая курс Президента Российской Федерации по совершенствованию уголовно-исполнительной системы Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Освободить от наказания в виде лишения свободы лиц, впервые осужденных к лишению свободы, совершивших в любой совокупности преступления, предусмотренные статьями 146, 147, 159, 160, 165, 171, 171.1, 172, 174, 174.1, 176, 177, 180, 185 частью первой, 185.3, 185.4, 185.5, 188 частью первой, 191, 192, 193, 194, 197, 198, 199, 199.1, 199.2, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. 2. Освободить от наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно. 3. Освободить от наказания в виде лишения свободы впервые осужденных к лишению свободы на срок до 1 года включительно. 4. Освободить от наказания условно осужденных, условно-досрочно освобожденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, подпадающих под действие пунктов 1-2 настоящего Постановления. 5. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1-2 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день его вступления в силу. 6. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1-2 настоящего Постановления. 7. Прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия, а также уголовные дела, находящиеся в производстве судов и не рассмотренные до дня вступления в силу настоящего Постановления, о преступлениях, совершенных до вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в пунктах 1-2 настоящего Постановления. 8. Освободить от наказания осужденных, подпадающих под действие пунктов 1-2 настоящего Постановления, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда, не вступивший в законную силу. 9. Не распространять действие настоящего Постановления на: 1) ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или амнистии и вновь совершивших умышленное преступление; 2) совершивших во время отбывания наказания в виде лишения свободы новое умышленное преступление, за которое были осуждены к лишению свободы на срок более одного года; 3) осужденных, совершивших преступления, соответствующие признакам особо опасного рецидива. 4) совершивших преступления, предусмотренные статьями 105, 106, 110, 111, 112, 116, 117, 119, 120, 121, 122, 124, 126, 127, 127.1, 127.2, 128, 131, 132, 133, 134, 135, 142, 142.1, 150, 151, 153, 158 частями 3 и 4, 161, 162, 163, 188 частями 2, 3 и 4, 189, 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 211, 219 частью 3, 220, 221, 222, 223, 226, 227, 228, 228.1, 228.2, 229, 230, 231, 232, 234, 237, 240, 241, 242.1, 244, 245, 273, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 285, 285.1, 285.2, 285.3, 289, 290, 295, 301, 302, 304, 305, 306 частью 2, 311, 313, 314, 317, 321, 323, 329, 333 частью 2, 335 частями 2 и 3, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. 10. При применении настоящего Постановления соответствующие статьи Уголовного Кодекса применяются в редакции уголовного закона, который был применен в соответствующем приговоре. 11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев. Председатель ГД Федерального Собрания РФ.

Сегодня советовался с Путиным, он амнистию не обещает, говорит, что наоборот добавит, тем более по таким статьям.

Предпосылки

Одной из предпосылок к амнистии является сокращение за последние два года числа сотрудников уголовно-исполнительной системы: в 2013-2014 гг. их количество снизилось на 27000 человек. Вместе с тем наказание отбывают много людей, совершивших малозначительные преступления. Немаловажную роль играет и текущая бюджетная политика: в условиях предельной экономии на оплату продовольствия и материально-бытового обеспечения на одного осужденного приходится около 100000 рублей.

Совет по правам человека предлагает освободить 200000 человек (в начале 2015 года в заключении находятся 672000). В 2000 году под амнистию попало столько же заключенных, и это не спровоцировало резкий подъем преступности. Снижение числа заключенных позволит России перейти с 10-го места на 30-е по количеству отбывающих наказание на 100000 жителей.

Закон и какие статьи попадают под амнистию

Госдума практически единогласно приняла в первом чтении проект постановления об амнистии в честь 70-летия Победы, внесенный президентом. В окончательном виде документ примут 24 апреля, а в силу он вступит ещё до 1 мая. Согласно статье 103 Конституции РФ, правом объявления амнистии обладает Госдума. Предложение о проведении амнистии в 2015 году основывается на исторических традициях Российской Федерации и имеет целью укрепление государственной власти.

По мнению председателя Совета Михаила Федотова, продолжительные сроки заключения не способствуют возвращению осужденного к быстрой адаптации и полноценной жизни. Об этом же свидетельствует и статистика: чем меньше срок наказания, тем меньше вероятность рецидива.

Амнистия в 2015 году

Административная амнистия, которую предполагает Проект, в России ранее не реализовывалась. Затронет она преимущественно интересы граждан, совершивших административные правонарушения с неистекшими сроками погашения штрафов.

Правозащитники освободят из заключения несколько категорий заключенных:

  • участников боевых действий, отбывающих срок до пяти лет;
  • лиц, впервые совершивших преступление;
  • беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • мужчин и женщин пенсионного возраста;
  • инвалидов 1 и 2 группы;
  • лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания и т.

    Какие статьи попадают под амнистию

Ознакомиться с полным перечнем категорий осужденных, а также узнать, какие статьи попадают под амнистию, можно ознакомиться в Проекте постановления об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Проект постановляет освободить от наказания условно осужденных. Помимо этого Проект обещает прекращение производства по делам, наказание по которым не сопряжено с лишением свободы.

На амнистию к 70-летию Победы не могут рассчитывать категории осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления:

  • убийство;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • терроризм;
  • бандитизм;
  • шпионаж;
  • измена родине;
  • коррупционные преступления.

Исключениями не стали статьи за организацию и участие в массовых беспорядках, сюда же попадают статьи, призывающие к сепаратизму и экстремизму, а также экономические преступления. Представители Совета по правам человека утверждают, что под амнистию в 2015 попадут и те, кто находится на свободе: подследственные и под подпиской о невыезде.

По амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на свободу вышли более 33 тысяч человек. Об этом заявил Валерий Максименко — временно исполняющий полномочия замглавы ФСИН России. "По состоянию на 22 мая освобождено 33 604 человек, в том числе 4099 человек, осужденных к лишению свободы, содержавшихся в исправительных колониях", — цитируют Валерия Максименко РИА Новости.

15 человек были освобождены из воспитательных колоний – дополнил Максименко. Также амнистия коснулась 28327 человек, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Кроме того, из СИЗО вышли 1163 человека.

Ранее сообщалось, что амнистия продлится полгода. За этот период на свободу планируют отпустить до 60 тысяч человек.

Какие статьи не попадают под амнистию?

  • 64, 65, 66, 102;
  • 213.2, 213.3, статья 240 (пункт «в») УК РСФСР;
  • 105, 111, 117 (часть 2), 122 (часть 3), 126 (части 2 и 3), 127 (часть 3), 127.1 (часть 3, пункт «а»), 127.2 (часть 3), 128 (часть 2);
  • 131 и 132 (части 2 – пункты «а» и «б», 3-5части), 162 (части 3-4), 166 (часть 4), 205 (часть 2 – пункт «б», часть 3), 206 (часть 2 – пункты «в» — «е», части 3-4);
  • 209, 210 (часть 2 — пункты «в» и «г»), 211 (часть 3);
  • 221 (часть 3), 226 (часть 2-4), 227 (часть 3), 228 (часть 3), 228.1 (части 3-5), 229 (части 3-4), 229.1 (часть 4), 230 (части 3 и 4);
  • 275, 276 и 278;
  • 277, 279, 281, 285 (часть 3), 286 (часть 3), 290 (части 4-6), 295;
  • 301 (часть 3), 317, 321 (часть 3), 333 (часть 2 – пункты «б» и «в»), 334 (часть 2 – пункты «б» и «в»), 335 (части 2 и 3), 353, 355, 356, 357, 358, 359 (часть 2) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Конституционный суд вынес постановление об амнистии-2000

26 мая 2000 г. Государственная Дума приняла постановление "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г." (ПА). 27 мая, т.е. с момента опубликования в “Парламентской газете”, это постановление вступило в силу. Но 28 июня Государственная Дума приняла постановление о внесении изменений к принятому ПА.

По каким статьям будет проходить амнистия в 2018 году

Эти изменения касались двух групп заключенных, на которых ранее не распространялось действие п. 12 ПА (он ограничивает действие амнистии по отдельным составам преступлений): лиц, награжденных орденами и медалями, а также инвалидов I и II группы и тяжело больных туберкулезников, отнесенных к I и II группе диспансерного учета.

Вопрос о внесении поправок в текст ПА был инициирован Генеральной прокуратурой РФ после кампании, развернутой некоторыми СМИ, запугивающими обывателя тем, что на свободу по этой амнистии выйдут убийцы, насильники и другие опасные преступники, которые ранее были награждены орденами и медалями. Никакого реального влияния на криминальную ситуацию в нашей стране принятие или непринятие этого постановления Госдумы не оказало бы. Шумиха, поднятая прокуратурой вокруг амнистии, имела целью отвлечь внимание общества от последних политических скандалов вокруг Медиа-Моста. К сожалению, этого не поняли ни журналисты, ни депутаты Госдумы.

Решение, принятое Госдумой 28 июня, было явным нарушением ч. 1 ст. 54 Конституции РФ (“закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет”). В связи с этим в Конституционный (КС) суд обратилось 16 граждан, которые после внесения изменений в постановление Думой, лишились права на освобождение. Кроме того, в КС был направлен запрос Советского районного суда г.Челябинска, в котором отмечалось, что внесением поправки была нарушена вышеупомянутая норма Конституции РФ.

Разбираться в этих проблемах пришлось Конституционному суду. Принятое им 7 июля постановление отличается противоречивостью. С одной стороны, КС отметил, что Госдума не имела права отменять принятое ранее решение, поэтому постановление от 28 июня 2000 г. отменяется. В постановлении КС говорится: “В результате лица, чье правовое положение полностью зависело от государства, которое первоначально предоставило им право на восстановление правового статуса, а затем — вследствие несвоевременного устранения дефектов собственного правового акта — лишило их возможности воспользоваться амнистией, претерпели излишние, не обусловленные целями уголовной ответственности и назначенным наказанием страдания, что противоречит содержащемуся в Конституции запрету унижающего человеческое достоинство обращения со стороны государства и его органов по отношению к любому лицу”. С другой стороны, в постановлении КС утверждается, что “условия распространения амнистии на лиц, награжденных орденами и медалями, противоречат общей концепции акта, не увязаны с тяжестью преступлений”. КС отменил и эти положения ПА.

Юристы ГД во время судебных слушаний совершенно справедливо указывали, что КС вообще не имеет права оценивать постановление от 26 мая и вносить в него поправки, поскольку объявление амнистии является по Конституции исключительной прерогативой нижней палаты парламента. В Конституции ничего о “тяжести преступлений” совершенных амнистированными не говорится.

Адвокат Генрих Падва считает, что постановление КС позволяет гражданам, конституционные права были нарушены, обжаловать их. Но пока трудно сказать, кто по этим искам будет являться надлежащим ответчиком, тут надо еще все продумать. Возможно, Думе придется принять какой-то специальный акт.

По мнению зампредседателя КС Тамары Морщаковой, Думе следовало бы “ввести специальное компенсаторное регулирование, ориентированное на данный случай”.

Представители Минюста и до, и после объявления амнистии-2000 заявляли, что подобные меры не способны решить проблему переполненности наших СИЗО и колоний. Необходимо гуманизировать уголовную политику государства и уголовное законодательство, что позволит не сажать людей “за колоски”, чтобы потом их амнистировать. После вступления 14 марта в силу Федерального закона руководство Минюста заявило, что в России больше не будет амнистий, подобных амнистии-2000.

Использованы материалы сайтов www.strana.ru и www.grani.ru

И еще немного об Амнистии-2000

Проекты постановлений разработаны Главным управлением по исполнению наказаний (ГУИН) Минюста РФ еще в конце 1999 года. В них учтены основные предложения Постоянной Палаты по правам человека ПКС при Президенте РФ и Общественного Центра содействия реформе уголовного правосудия. Большая роль в продвижении проектов постановлений об амнистии принадлежит бывшему министру юстиции Павлу Владимировичу Крашенинникову, возглавляющему сейчас Комитет по законодательству Госдумы. Именно по предложению Павла Владимировича было принято решение о включении вопроса об амнистии в план законотворческой работы нижней палаты парламента.
По оценкам экспертов, по амнистии из мест лишения свободы в течение шести месяцев должно освободиться более 120 тысяч человек. Будет также сокращен срок оставшегося наказания примерно 300-там тысячам заключенных.

Амнистия проводится в период начавшегося в 1999 году роста численности заключенных (с 1.01.99 по апрель 2000 г. их количество увеличилось с 1 млн. до 1 млн. 84 тысяч человек). Как заявил корреспонденту газеты "Время новостей" заместитель начальника ГУИН Александр Ильич Зубков: "Если постановления об амнистии не будут приняты или основания для нее будут сильно урезаны, наша система просто лопнет".

10.03.2016

Сроки действия амнистии и сроки её применения — разные юридические понятия, которые нередко путают

(комментарий адвоката)

«Амнистия есть акт, посредством которого власть запрещает начинать или продолжать какие-либо преследования или приводить в исполнение обвинительные приговоры …» —

П.И.Люблинский , монографическая работа «Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование» (Одесса, 1907 г.).

В настоящее время часто приходится слышать от военных следователей и следователей СК РФ, принимающих решение о возбуждении уголовных дел, что апрельская 2015 года амнистия действует всего полгода, а поэтому «мы можем возбудить уголовное дело в отношении лиц, совершивших противоправное деяние и до издания акта об амнистии, если прошел 6-месячный срок ». Эти малограмотные заявления амбициозных должностных лиц, а также большое обилие таких же комментариев в Интернете побудило дать небольшой комментарий по срокам действия акта амнистии и по некоторым иным понятиям, связанным с ее применением.

Есть очень грамотные публикации на эту тему: http://xn--80acb5ajmepe8k.xn--p1ai/845-amnistiya.html, однако их почему-то не берут за основу, либо мало читают.

Итак, по существу сроков применения и действия амнистии.

1. Вопрос: Какой срок действия акта амнистии?

Ответ: Срок действия акта амнистии такой же, как и срок действия любого закона. То есть, можно говорить о бессрочном действии акта амнистии — Постановлении Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД "".

На свободу

Вопрос: В какой срок должна применяться амнистия?

Ответ: В любой срок в отношении лиц, на которых она распространяется, с даты вступления акта об амнистии в силу — с 24 апреля 2015 года.

С этой даты, т.е. с 24 апреля 2015 года амнистия «отсекает » все преступления, попадающие под её действие, которые были совершены ДО этого числа.

Все преступления, которые были совершены ПОСЛЕ 24 апреля 2015 года — под действие амнистии не подпадают.

Пункт 6 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов" гласит:

«…6. Под действие Постановления об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления его в силу , и осужденные, отбывающие наказание на территории Российской Федерации ».

То есть те осужденные, в отношении которых приговоры вступили в законную силу.

3. Вопрос: Попадают ли под действие амнистии лица, совершившие преступления после 24 апреля 2015 года, но в течение 6 месяцев её действия, то есть до 24 октября 2015 года?

Ответ: Не попадают, ибо в Постановлении чётко и однозначно указано, что под действие Постановления об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления его в силу, то есть до 24 апреля 2015 года (в этот день Постановление об амнистии вступило в законную силу).

4. Вопрос: Почему же многие твердят, что амнистия действует лишь 6 месяцев, а потом перестаёт действовать, в том числе и в отношении тех, кто совершил преступления до издания акта об амнистии?

Ответ: Нельзя путать понятие «действие акта об амнистии » (действие амнистии) и «исполнение акта об амнистии ».

Пункт 14 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов " гласит:

«…14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев».

Таким образом, законодатель даёт срок 6 месяцев, в течение которых должна быть применена амнистия уполномоченными органами ко всем лицам, чьи деяния уже стали известны правоохранительным органам (находящихся под доследственной проверкой, под дознанием либо следствием, числящиеся за судом, либо уже осужденные).

5. Вопрос: Будет ли применена амнистия, если преступления лиц, подпадающих под амнистию, были совершены до 24 апреля 2015 года, но вскроются (станут известны правоохранительным органам) уже по истечении 6 месяцев действия амнистии?

Ответ: Да, амнистия распространяется и на них.

Пункт 22 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов" гласит:

«…22. В случае, если вопрос о применении акта об амнистии возникнет по истечении шести месяцев со дня вступления в силу Постановления об амнистии, оно исполняется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего Постановления ».

6. Вопрос: В какой срок должно начаться исполнение акта об амнистии?

Ответ: Акт об амнистии должен исполняться незамедлительно. Однако, 6 месяцев законодатель даёт с учетом максимально необходимого времени для сбора необходимых документов (например, для осужденного нужно запросить документы о его участии в боевых действиях, о награждениях и т.п.).

7. Вопрос: Наступает ли ответственность должностных лиц, если они не применили амнистию в установленные Постановлением сроки?

Ответ: Если установлена их вина, то они подлежат ответственности по статьям 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) либо 293 УК РФ (халатность).

По этим же статьям УК РФ должна наступать ответственность в случае возбуждения после 24 апреля 2015 года уголовного дела в отношении лиц, чьи действия подпадают под амнистию, то есть совершены до 24 апреля 2015 года. При этом, для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела не требуется согласия такого лица, в отличие от уже возбужденного до акта об амнистии уголовного дела, где такое согласие обвиняемого (подозреваемого) требуется.

В случае согласия лица о применении к нему амнистии по уже возбужденному уголовному делу либо по делу находящемуся в производстве суда, он освобождается от уголовного преследования. Если не согласен, то суд рассматривает его дело и освобождает уже от уголовного наказания по амнистии. К сожалению, эти понятия также нередко путают.

Адвокат, к.ю.н.

М.И.Трепашкин

Полный список новостей»

Статья 84. УК РФ

Амнистия

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Профильный комитет в Госдуме заканчивает подготовку к первому чтению проекта нового Кодекса об административных правонарушениях. в будущем мы писали ранее на страницах .

Документ значительно увеличился по объему и своему содержанию, вводятся новые категории видов правонарушений, чего до этого просто не было: грубые , значительные административные правонарушения и менее значительные административные правонарушения. Как считают авторы документа, административный процесс по-новому КоАП будет более состязательным, а значит будет проще аргументировать свою защиту.

Разработчики документа даже внесли предложение, касающееся амнистии, которую Госдума сможет объявлять для всех, кто наказан в административном порядке. На сегодняшнее время Государственная Дума может назначать амнистию только по уголовным делам.

Систему объявления амнистии по административным делам позаимствуют из дел уголовных. Парламентом перечисляются составы преступления, попадающие под прощение. Устанавливаются определенные требования к осужденным (понесшим административное наказание), к примеру, . Другим постановлением Госдума определяет порядок применения амнистии.

В целом порядок проведения амнистии по административным правонарушениям еще прорабатывается. К примеру, если человек заплатил штраф до вступления в силу постановления об амнистии, то на его штраф она уже распространяться не будет. Но если штраф не погашен, то долг перед государством у нарушителя будет аннулирован. Что делать с квитанцией в таком случае, тоже пока не ясно, возможно для того чтобы ее аннулировать придется посетить органы ГИБДД.

Важно знать:

Лишенным прав за нарушения средней тяжести также поможет объявление об освобождении от наказания, они смогут раньше сесть обратно за руль. Но или водителей-рецидивистов, не единожды попадавшихся за совершение серьезных административных нарушений, то им, скорее всего досрочно вернуть права не удастся.

Может распространится амнистия и на граждан, отбывающих административный арест, что также поможет нарушителям избежать дальнейших проблем, например, на работе.



Просмотров