А н теория государства и. Основные теории государства

Чебоксары – 2004

Корсаков В.Н., Петров В.Р. Теория государства и права:

Учебное пособие. – Чебоксары, 2004. – 203 с.

Рецензенты: Петренко Н.И., доктор юридических наук,

кандидат юридических наук, доцент

В работе в сжатой форме рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по дисциплине «Теория государства и права».

Простота и доступность излагаемого материала позволяют в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, а также определить структуру и краткое содержание ответов на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы.

Рекомендуется в качестве пособия для подготовки к семинарским и практическим занятиям, семестровым и государственным экзаменам по теории государства и права студентам юридических факультетов учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой. Предмет ее изучения образуют основные юридические понятия и принципы, ценностные приоритеты, а также наиболее общие закономерности происхождения и развития государства и права. Она знакомит обучаемых с юридической терминологией, содержанием основных принципов юридической техники, формирует профессиональное правосознание и правовую культуру. Теория государства и права относится к числу первичных (вводных) дисциплин, изучаемых на первом курсе обучения в юридических вузах. В ходе изучения вводного курса теории государства и права устанавливаются структурно-логические связи между абстрактными теоретическими конструкциями и понятийно-категориальным аппаратом, между правовой теорией и юридической практикой, что является достаточно сложным для понимания и усвоения студентами первого курса. В этой связи возрастает потребность в учебных пособиях, сочетающих логическую последовательность и непротиворечивость излагаемого материала, его простоту и доходчивость с достаточной для последующего «вхождения» в отраслевые и прикладные юридические дисциплины степенью наукоемкости. Предлагаемый конспективный курс лекций по теории государства и права, как нам представляется, вполне отвечает изложенным требованиям.

Теория государства и права является не только вводной, но и обобщающей дисциплиной, преподавание которой в форме проблемного курса осуществляется на заключительном этапе обучения. Базовый характер теории государства и права предопределяет включение данной дисциплины в программу государственной аттестации выпускников юридических факультетов вузов страны. Вопросы, рассматриваемые в рамках лекционного курса, соответствуют содержанию действующей программы по теории государства и права. Пособие составлено с учетом современного уровня достижений в области теоретического правоведения и юридической практики. Особую помощь предлагаемое учебное пособие может оказать студентам при написании курсовых работ, а также при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

Приоритетное место теории государства и права в системе отечественного юридического образования обусловливает постоянное внимание к данной дисциплине как со стороны ученых, специализирующихся на исследовании общетеоретических и сравнительно-правовых аспектов юриспруденции, так и со стороны представителей отраслевых юридических наук. По этим проблемам опубликовано уже значительное число оригинальных работ (монографий, учебников, учебных пособий и т. д.). При этом точки зрения, имеющие место в подобных научных трудах, естественно, отличаются друг от друга, достигая в отдельных случаях диаметрально противоположных позиций. Учитывая данное обстоятельство, автор по мере своих сил и возможностей постарался показать различные подходы к освещению того или иного вопроса, фрагментарно используя материалы из ниже перечисленных работ:

– Общая теория права. М., 1993;

– Курс лекций по теории государства и права. Саратов, 1993;

– Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993;

– Общая теория права и государства. М., 1994;

– Теория государства и права. М., 2000;

– Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000, и др.

Достаточно интересным оружием с точки зрения области тактического применения являются снайперские винтовки. Данные модели оружия предназначены для прицельного поражения мишени одним-единственным выстрелом на дистанции, зачастую недоступной для прицельного огня с помощью других типов оружия.

Специально для того, чтобы выстрел получался максимально мощным и точным, в комплекте со снайперскими винтовками используются специальные патроны с огромной массой пули и порохового заряда. Баланс пули при этом тщательно выверен - размер возможных отклонений от траектории не оставляет цели, попавшей в прицел, ни единого шанса на спасение.

Именно для оснащения одной из самых производительных отечественных винтовок, созданных специально под оптический прицел, был разработан глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете для пополнения личной коллекции. Снайперская винтовка конструкции Драгунова, по праву считающаяся одной из лучших в мире, может быть эффективно дополнена этим специальным средством для тихой и беспламенной стрельбы.

Где применяется глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Где применяется ТГП-В 2 Шелест? Данное изделие, наименование которого расшифровывается как «тактический глушитель-пламегаситель», с момента своего создания было предназначено исключительно для нужд отрядов специального назначения - выпускников школы снайперов, получавших наиболее важные и ответственные задания государственной важности.

Макет ТГП-В 2 Шелест по своим тактико-техническим характеристикам не отличается от оригинала, благодаря чему его покупка является мечтой многих истинных ценителей, коллекционирующих раритетное оружие в виде охолощенных и деактивированных экземпляров.

Купить ТГП-В 2 Шелест - значит, приобрести устройство, не единожды участвовавшее в реальных сражениях и доказавшее свою ценность. Звук выстрела мощного патрона 7.62х54 мм, разумеется, это изделие погасить полностью не в состоянии, однако основной демаскирующий фактор - вспышку форса пламени - с помощью этого изделия устраняется практически в ста процентах случаев.

Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете у нас, использовался в ходе проведения всех кавказских войн, в том числе - и в Афганистане. Многие специалисты подтверждают достаточно высокий уровень данного изделия - хоть оно и не является пределом мечтаний для профессионального снайпера.

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете с помощью наших услуг? Это изделие, как и все остальные агрегаты данного типа, воздействует на выходящие из ствольного канала пороховые газы, создавая эффект дисперсии, снижая их скорость на выходе из камеры глушителя и позволяя им остыть ниже критической температуры, при которой их расширение производит сильный акустический эффект.

В отличие от многих других тактических глушителей, ТГП-В 2 Шелест устанавливается не на ствол, а непосредственно на штатный цилиндрический пламегаситель снайперской винтовки Драгунова. Благодаря этому эффект его работы только усиливается.

Если изучить макет ТГП-В 2 Шелест внимательным образом, то можно понять, что встроенный в камеру сепаратор может быть как прямым (пластины сепаратора перпендикулярны боковой поверхности камеры), так и коническим (с выгибанием пластин сепаратора в сторону выхода пули). Какой из них более надежен и обладает лучшими свойствами погашения звука и форса пламени - сможет рассказать разве что профессиональный снайпер, использовавший снайперскую винтовку конструкции Драгунова в комплекте с каждым из описанных типов тактического глушителя-пламегасителя.

Почему ТГП-В 2 Шелест считается не лучшим вариантом?

Стоит отдельно заметить, что эксперты не готовы отдать пальму первенства по степени качества ТГП-В 2 Шелест. Почему это изделие считается не самым лучшим вариантом? Об этом стоит рассказать подробнее.

Во-первых, применение тактического глушителя в тандеме со снайперской винтовкой не может дать стопроцентной эффективности его действия. Звук выстрела все равно будет хорошо слышим на большом расстоянии - хоть и направление к его источнику и будет определить значительно сложнее. Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете в целях коллекционирования, не является действительно идеальным выбором по той причине, что снайперская винтовка по умолчанию использует патрон, придающий пуле на выходе из ствольного канала начальную скорость, в несколько раз превышающую скорость звука. Чем больше скорость пули - тем лучше настильность траектории и тем меньшие поправки потребуется брать стрелку для успешного поражения мишени. Ослаблять снайперский патрон до дозвуковой скорости полета пули - значит, сделать возможным бесшумное ведение огня, однако лишь с учетом огромной потерей в точности.

Во-вторых, макет ТГП-В 2 Шелест, устанавливаемый на штатный пламегаситель, сбивает прицел снайперской винтовки - и перед непосредственной эксплуатацией ее необходимо заново пристреливать, настраивая прицел. Ситуация примерно та же, как и с винтовкой Мосина, которую пристреливали исключительно с примкнутым штыком. ТГП-В 2 Шелест весит больше килограмма, из-за чего существенно смещает центр тяжести вперед и становится причиной возникновения достаточно мощных рывков ствола вверх и вбок из-за изменившегося вектора отдачи.

Настоящие профессионалы, которым доводилось использовать все самые передовые оружейные разработки СССР и РФ, заявляют, что в арсенале нашей армии есть куда более удобное бесшумное оружие с оптическим прицелом. Специальная снайперская винтовка (ВСС) под кодовым названием «Винторез» включает в свою конструкцию интегрированный в ствол глушитель, огромная производительность которого позволяет сделать стрельбу действительно бесшумной - причем, без потери точности.

Купить ТГП-В 2 Шелест можно у нас!

Если вы по-настоящему интересуетесь специальными армейскими средствами, использовавшимися вооруженными силами России и Советского Союза для усовершенствования и модификации штатного оружия, то данное изделие наверняка способно привлечь ваше пристальное внимание. Купить ТГП-В 2 Шелест в целях коллекционирования и для личного пользования можно у нас - и эта возможность может считаться действительно редкой и выдающейся.

Обнаружить в продаже настоящий ТГП-В 2 Шелест крайне нелегко, поскольку изделия данного типа редко попадают на рынок охолощенного и деактивированного оружия. Экземпляры, выставленные бывшими владельцами в продажу, быстро находят себе новых хозяев, оседая в частных коллекциях. Если вы желаете приобрести качественный макет ТГП-В 2 Шелест, ничем не отличающийся от оригинала, то вам стоит поторопиться. Вполне вероятно и предсказуемо, что данное изделие не задержится в продаже надолго - желающих приобрести его больше, чем вам может показаться на первый взгляд. Отличное качество изготовления, высокий уровень эстетической и исторической ценности, а также - идеальное эксплуатационное состояние изделия быстро привлекут к себе внимание. Глушитель ТГП-В 2 Шелест купить лучше прямо сейчас, пока вас не опередили конкуренты!

Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина теория государства и права, прежде всего, играет роль теоретического введения в правоведение. Не случайно в дореволюционный период теория государства и права рассматривалась как энциклопедия права.

Система учебных юридических дисциплин, как правило, строится в соответствии с системой юридических наук. Преподавание данных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение студентами знаний о государстве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.

В Древнем Риме придавали большое значение юридическому образованию, так как понимали, что без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система государства. Теория государства и права способствует формированию российского юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Только эрудированный юрист, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированный на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

Профессия юриста затрагивает различные стороны общественной жизни. Поэтому в юридических учебных заведениях преподается широкий круг учебных дисциплин, которые в отдельных случаях не совпадают с системой юридических наук. Они строятся дифференцированно, с учетом профиля обучения, и не всегда соответствуют названию той или иной юридической науки. Некоторые юридические дисциплины могут содержать учебный материал, который составляет часть конкретной юридической науки (например, авторское право как часть гражданского права). Другие учебные юридические дисциплины могут включать материал, относящийся к различным юридическим наукам (торговое право, транспортное право, военное законодательство и др.). В юридических учебных заведениях преподаются и неюридические специальные дисциплины (бухгалтерский учет, машинопись, основы компьютерной техники). Их преподавание обусловлено потребностями юридической практики.

Как уже говорилось, теория государства и права в системе юридических дисциплин занимает ведущее место, так как она вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. Теория государства и права, как было отмечено выше, дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, она непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов.

Главное же назначение теории государства и права состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций оценивать сложные государственно-правовые явления общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества, правильно оценивать новое в государственно-правовой практике, новеллы в законодательстве.

Теория государства и права изучается по определенной логически последовательной системе, отражающей объективную структуру и содержание предмета данной науки. Изучение начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения государства, его признаков и сущности, а также таких важнейших характеристик государства как форма, тип, механизм и функции.

Уяснив общие вопросы теории государства, студенты переходят к изучению теории права. Этот курс призван сыграть роль своеобразного плацдарма, с которого студенты начинают всестороннее и системное овладение юридической специальностью. Поэтому в комплексном плане юридического образования данный курс выполняет две взаимосвязанные задачи:

Вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного усвоения конкретных юридических дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой и с общей теорией права, единообразного понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам;

Формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений и процессов к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.

Сообразно названным задачам формируется и система курса общей теории права.

Данный курс характеризует правовую науку в целом и ее фундаментальную отрасль - теорию государства и права, служащую теоретической и методологической основой остальных отраслей правоведения. Студенты знакомятся со структурой, объектом, предметом, методом и функциями данной науки, получают представление о ее месте и роли в системе юридического знания. Также они получают представление о том, что такое государство и право; каковы их теории происхождения; в чем заключается их сущность. Проводится анализ функций государства, раскрывается его механизм, рассматриваются государственные органы и органы местного самоуправления, определяется роль государства в политической системе общества. Разъясняется роль права как общеобязательного регулятора общественных отношений в системе социальных норм - морали, норм общественных организаций, обычаев и традиций и т.д., органически дополняется обстоятельным анализом соотношения права и экономики, демократии, права и личности. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства. Практическую ценность представляют знания о формах уяснения и разъяснения действительного смысла правовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальные и гуманитарные науки? Их виды.

2. Какое место занимает теория государства и права в системе социальных наук?

3. Как выглядит система юридических наук?

4. Что объединяет и различает теорию государства и историко-юридические науки?

5. Что объединяет и различает теорию государства и права и отраслевые науки? Их взаимодейстивие.

6. Сопоставьте теорию государства и права с философией, экономикой, социологией и политологией.

7. Какую роль играет теория государства и права как учебная дисциплина?

8. Какова система изучения теории государства и права?

9. Какие задачи выполняет учебный курс теории государства и права?

Список литературы

1. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов. Спб., 2003.

2. Агафонов Ю.А Русская философия и социология права. Нижний Новгород, 2004.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

5. Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция // Социальные науки. Т. 3. 1994.

6. Вагнер П. Двадцатый век - век социальных наук? // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

7. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие для образовательных учреждений юридического профиля / Авт. колл.: Абдурахманов А.А., Гришин А.А., Жданов Ю.Н.и др. Изд. 2-е, изм., доп. М., 1999.

9. Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д.Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

10. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

11. Глухих Я.А. Сочетание методологий И. Канта и Г. Гегеля в философии права П.И. Новгородцева // Тезисы 11-й научно-технической конференции МГТУ. (Мурманск, 19-29 апр.2000г.). Мурманск, 2000.

12. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.

13. Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Изв. вузов. Правоведение. 1996. № 1.

14. Дегай П. Пособия и правила изучения российских законов. М., 1831.

15. Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.

17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

18. Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995.

19. Западно-европейская социология XIX века: О.Конт, Д.С.Милль, Г.Спенсер: Тексты: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социология" / Под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

20. Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М., 2003.

21. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

22. Ильин В.В. Теория познания. М., 1993.

23. Ильин Г. И. Право как социальный регулятор. Спб, 1999.

24. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

25. История философии права / Отв ред. А. П. Альбов, к.ф.н., доцент; Д.В.Масленников и др. Спб, 1998.

26. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

27. Кара-Мурза С.Г. История государства и права России. М., 1998.

28. Касаежигил А. Программа управления социальными преобразованиями (МОСТ): Содействие международным политическим исследованиям социальных наук // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. A. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

29. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.

30. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.

31. Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.

32. Керимов Д.А. Теория государства и права: Предмет, структура, функции. М., 1977.

33. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. B. В. Сапова. СПб., 1999.

34. Кистяковский Б.А. Право и метод // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.

35. Ковалевский M. Социология. Т.1. Современные социологи. Т.2. Спб, 1997.

36. Коваленко А. И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М., 1996.

37. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

38. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Краткий учебник для вузов. М., 1999.

39. Конспект лекций по гражданскому праву профессора Спб университета Н.Л. Дювернуа. Спб. 1894.

40. Коренев А.П., Бобров В.К. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.

41. Кравченко С.А.Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.

42. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.

43. Кульчар К. Основы социологии права. М.,1981.

44. Лапаева В.В. Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития. М., 2004.

45. Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004.

46. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

47. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., T. 1. М. 1974.

48. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

49. Макаренков В. П. Аналитическая философия права: концепции и проблемы // Изв. вузов. Правоведение. 2002. № 6.

50. Маликов М.К. Гносеологические основы реализации прав: Учебное пособие. Уфа, 1998.

51. Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11

52. Марача В.Г. Философия и методология права: Курс лекций. Алма-ата, 1993.

53. Методологические проблемы правоведения. Сборник статей / Под редакцией М.Н. Марченко. М., 1994.

54. Немчинов В. Социальные науки в Российской Федерации после распада Советского Союза // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А.Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

55. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999.

56. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997.

57. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.

58. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996

59. Общая теория права: Курс лекций / Под общей ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

60. Орзих М.Ф. Содержание методологии юридической науки // Изв. вузов. Правоведение, 1973. № 1.

61. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1.

62. Пионтковский А. А. Некоторые вопросы общей теории государства и права. // Советское государство и право. 1956. № 1.

63. Поляков А.В. Общая теория права. Спб., 2001.

64. Право XX века: Идеи и ценности: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.- информ. исслед. Отд. политологии и правоведения; Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2001.

65. Правовая мысль XX века: Сб. обзоров и рефератов / РАН, ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. правоведения; Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2002.

66. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.

67. Радбрух Г. Введение в науку права. М., 1915.

68. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков - М., 2003.

69. Современные учения о государстве и праве в США и Западной Европе // Официальный сайт Все для юриста InterLaw; http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F 10.htm

70. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2000.

71. Социология Конта в изложении Риголажа: С прилож. 2-х вступ. лекций Конта в "Курс положительной философии" / Пер. с фр. Н.Лосского. Спб., 1898.

72. Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. СПб., 1876.

73. Степин B.C. Теоретическое знание. М, 2000.

74. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В двух томах. Т. 1. Элементный состав. М., 2000.

75. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

76. Тадевосян Э.В. К вопросу о социологии права // Социс. 1997. № 1.

77. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. Спб., 2001.

78. Тексты по истории социологии ХІХ - ХХ веков: Хрестоматия / Сост.: В. И.Добреньков, Л. П. Беленкова. М., 1994.

79. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005.

80. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

81. Честнов И.Л. Теория права и государства как наука // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред. В.П. Сальникова. Спб., 1999.

82. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М, 1988.

83. Чукин С.Г. Плюрализм, солидарность, справедливость: К проблеме идентичности философско-правового дискурса в ситуации постмодерна. СПб., 2000.

84. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.

85. Эрлих Е. Основы социологии права. 1913.

86. Явич Л.С. Человек и советский закон. Л., 1972.

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Из книги Нотариат: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. Нотариат как учебная дисциплина Следует отметить, что настоящая дисциплина в России не является обязательной по специальности «Юриспруденция» и не вошла в государственный образовательный стандарт. В некоторых западных странах существует специальная академическая

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин; в ее задачи входит изучение на конкретном историческом материале закономерностей развития политико-правовой

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в

Из книги автора

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. - Предмет экологического права. - Метод экологического

Текущая страница: 1 (всего у книги 59 страниц) [доступный отрывок для чтения: 39 страниц]

Владимир Михайлович Сырых
Теория государства и права: Учебник для вузов

Предисловие

По предложенному Вашему вниманию учебнику можно успешно усвоить курс теории государства и права самостоятельно. Особенно учебник будет полезен студентам, которые по тем или иным причинам не могут посещать лекционные занятия, но желают иметь глубокие знания данного курса, основательно разобраться , что такое право и государство, как они устроены и каким образом они действуют в современном обществе.

В основу учебника положен курс лекций, которые на протяжении длительного времени автор читает студентам юридических вузов и факультетов университетов. Учитывая уровень знаний, которым обладает студент первого курса, материал учебника излагается достаточно просто и понятно. В этих целях:

во-первых, курс излагается по возможности кратко, из учебника практически изъяты все полемические рассуждения, сложные теоретические конструкции, которые необходимы и полезны в монографиях, но существенно осложняют процесс восприятия курса студентами. В то же время все вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом курса теории государства и права и учебной программой в учебнике освещены достаточно полно и обстоятельно;

во-вторых, курс излагается системно. При этом освещение простых тем курса предшествует изучению его более сложных тем. Именно по этой причине вопросы правопонимания, а также предмета и метода теории государства и права излагаются в последних главах учебника, тогда как в большинстве учебников эти вопросы излагаются в их первых главах. Каждая глава учебника органически связана с другими главами и по содержанию таким образом, что не следует стремиться изучать какие-либо главы, не усвоив материала предшествующих им глав. Только изучение курса в той последовательности, в какой он излагается в учебнике, гарантирует успешное овладение курсом в целом;

в-третьих, в учебнике освещаются вопросы, которые необходимы для формирования целостных знаний о праве и государстве, но которых нет в других учебниках. Это главы, посвященные характеристике методов толкования права, правообеспечительной и правоохранительной деятельности государства, видов безвиновных противоправных деяний и деятельности государства по защите нарушенных прав граждан и иных лиц. Более полно, чем в других учебниках, освещаются такие центральные темы теории права, как механизм правовогорегужирования, государство, право и личность, учения о сущности и природе права, типологии государства и права, правозащитная деятельность государства, предмет и метод науки теории государства и права ;

в-четвертых, в учебнике все понятия и категории теории государства и права, которые студент должен знать по завершении обучения курсу, выделены полужирным шрифтом. Аналогичным образом выделены и наиболее важные положения и выводы по каждому вопросу курса, а также краткие определения основных понятий и категорий курса;

в-пятых, в целях облегчения процесса освоения студентом курса учебник содержит много конкретных примеров, иллюстрирующих действие того или иного положения, вывода на практике, в деятельности государственных органов и современного гражданского общества, а также в нем приведены схемы основных правовых явлений и процессов, изучаемых в пределах курса теории государства и права.

Хотя примеры и схемы сами по себе не освобождают студента от обязанности основательного изучения практической деятельности государственных органов и иных лиц, однако благодаря им удается увидеть сугубо «земную» основу большинства абстрактных теоретических положений учебника, соотнести эти положения с реальными действиями и поступками. Студент, будучи субъектом многочисленных конкретных правоотношений, активно действует в правовой сфере, хотя и не всегда догадывается о том, какие сложные теоретические построения лежат в основе ординарных, повседневных для него правовых явлений. Задачей соединения теории и практики обучающегося и обусловлено наличие в учебнике конкретных примеров-иллюстраций.

По завершении обучения по данному учебнику обучающийся сможет получить не только теоретические знания о праве и государстве, но и ряд полезных практических рекомендаций, необходимых для работы в сфере правотворчества и правоприменения, а также для профессионального, компетентного анализа источников официального опубликования нормативно-правовых актов.


Доктор юридических наук, профессор

В.М. Сырых

Раздел первый Теория государства

Глава 1 Происхождение государства
1. Понятие социальной власти

Одним из необходимых условий существования человеческого общества является выработка единой воли лиц, действующих совместно. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение не обходится без согласования воли их участников. Не может возникать правоотношение, если один из его участников не обладает разумной или свободной волей и не способен выразить ее в отношениях с другими лицами.

Согласование воли осуществляется различными способами. Это может быть совет, рекомендация, как следует поступать в том или ином случае, чтобы достичь положительного результата (рекомендации врачей, советы родственников и знакомых, пояснения преподавателей в процессе обучения);

предписание действовать определенным образом. Если совет, рекомендацию можно не исполнять, то предписания являются обязательными. Например, правила игры, правила дорожного движения. Гоголевские герои Ноздрев и Чичиков не смогли успешно завершить игру в шашки потому, что один из них постоянно нарушал ее правила. Подобный результат ожидает всех, кто попытается нарушить установленные предписания;

приказ, команда действовать определенным образом. В этом случае происходит подчинение воли одного человека другому, один человек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть. Власть может быть безграничной, когда человек должен выполнять ее любые команды, выраженные как устно, так и письменно или с помощью жестов, а подчас и даже взгляда.

Другим характерным признаком власти является обязательность исполнения отданного приказа, непременное подчинение данной команде. Без соблюдения этого условия власть перестает быть властью и превращается в пустое сотрясение воздуха пустым звуком. Подчинение приказу может быть добровольным, либо под угрозой применения принуждения, либо с применением насилия. Применение принуждения является обязательным признаком власти, отличающим ее от рекомендаций и технических предписаний.

Право индивидуума или органа отдавать властные указания основывается на каких-либо признаваемых обществом нормах. Руководитель преступного сообщества также обладает властью, руководит действиями своих сообщников. Однако его управление сообществом не является действительной властью, признаваемой обществом. Наоборот, все такие действия признаются общественно опасными, и все члены сообщества подлежат уголовной ответственности. Социальная власть должна признаваться таковой в силу моральных норм, обычаев или права и направлена на достижение социально полезного результата. Власть, осуществляемая с целью нарушения прав и свобод человека и гражданина, организаций и иных лиц, социально вредна и должна быть незамедлительно прекращена обществом. Еще буржуазные идеологи обосновали право общества, коллектива сместить лиц, использующих предоставленную им власть в своекорыстных целях и узурпирующих права других.

Таким образом, власть понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Власть семьи основывается на принципах добровольности лиц, из которых она состоит, и праве супругов самостоятельно определять вопросы управления семьей. Супруги, не способные определиться в вопросах власти и подчинения, не образуют семьи и рано или поздно расторгают брак в установленном законом порядке.

Социальная власть на уровне отдельных коллективов людей – общественных объединений или трудовых коллективов – характеризуется тем, что эта власть имеет своим источником два вида социальных норм. Она признается действующими нормами права, а конкретные формы проявления власти определяются самими коллективами в уставах общественных объединений или нормативно-правовых актах, принимаемых трудовыми коллективами или органами управления организаций, предприятий, учреждений. Все споры о власти и законности ее решений в организациях, предприятиях, учреждениях решаются компетентными государственными органами, а в общественных объединениях их членами непосредственно.

Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется государством. Как орган управления делами общества государство принимает общеобязательные нормативно-правовые акты, а также индивидуальные акты применения норм права, осуществляет государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушение. Государство выполняет особые, только ему присущие функции, имеет специфическое содержание и форму. Обстоятельное изучение названных компонентов государства и составляет основное содержание теории государства.

2. Основные теории происхождения государства

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выдвигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

Во-вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также и философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными.

В-третьих, на позиции авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.

В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Согласно теологической теории, получившей наибольшее развитие в XII–XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из которых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявления божественной власти на земле. Поэтому каждый государь является слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством.

Патриархальная теория, сторонниками которой были Аристотель и Н.К. Михайловский, рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, – что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства, – то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.) несколько иначе объясняет процесс становления государства. По глубокому убеждению ее сторонников, государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба племен за свою независимость и приводит к возникновению специального органа как у слабых племен, так и сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, способных противостоять посягательствам других, более сильных племен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения законам и установлениям победителей.

Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс и Ф. Энгельс) истоки государства видела в развитии экономических материальных отношений общества, приведших к расслоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Противоречия между этими слоями общества оказались настолько стойкими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкновения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка – государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган политического господства экономически господствующего класса. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в феодальном обществе – феодалов, а в буржуазном – буржуазии. Логика развития общества и государства неизбежно приведет к новому социальному строю – коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политическую волю и власть рабочего класса и всех трудящихся.

В современной учебной литературе нередко содержатся утверждения о том, что все теории происхождения государства имеют одинаковое научное значение, что «каждая теория является определенной ступенькой к познанию истины». По нашему мнению, подобные выводы не соответствуют действительному положению дел, также как и большая часть оправдываемых ими теорий происхождения государства.

Бездоказательной является теологическая теория происхождения государства. Библия и иные христианские источники ничего не говорят о факте передачи церкви пресловутых двух мечей. Если исходить из тезиса о причастности церкви к получению мечей, то этот процесс мог произойти не ранее появления христианства, т. е. начала новой эры. В этот период человечество обладало письменностью и уж наверняка сохранило бы этот акт в письменных источниках. Однако никаких свидетельств такому факту нет. И по сей день не ясно, какому конкретно государю был передан этот меч, когда состоялся акт передачи меча и где в настоящее время этот меч хранится.

Несостоятельной является и патриархальная теория происхождения государства. Ее основоположник, Аристотель, жил до новой эры и не располагал достоверными знаниями о том, как была организована власть в семье в условиях первобытно-общинного строя, в недрах которого и были созданы необходимые предпосылки для возникновения государства. Власть государя не могла быть прямым продолжением власти отца (патриарха) большой семьи по той простой причине, что такой власти у мужчин не было. Власть в семье принадлежала женщине, по ее линии велся и отсчет родственников семьи. Власть отца в семье возникает в истории человечества значительно позже и влечет за собой революцию в формах собственности – общая собственность рода заменяется частной собственностью отдельной семьи. А появление последней и явилось непосредственной причиной возникновения государства.

Теория насилия основывается на известных исторических фактах завоевания одних племен другими. Однако в этой теории остаются нераскрытыми причины, в силу которых одни народы признают возможным и целесообразным покорение других народов с целью их грабежа, возложения обязанности отдавать часть произведенных материальных благ победителю. В условиях первобытно-общинно-го строя, когда человек мог производить ровно столько, сколько и потреблял, акции покорения одних племен другими были бессмысленны, поскольку никаких материальных благ у побежденных, кроме территории, отнять было нельзя из-за отсутствия таковых. Как аргументированно показывает Ф. Энгельс, «частная собственность образуется всюду в результате изменившихся отношений производства и обмена… следовательно, по экономическим причинам. Насилие не играет при этом никакой роли. Ведь ясно, что институт частной собственности должен уже существовать, прежде чем грабитель может присвоить себе чужое добро, что, следовательно, насилие, хотя и может сменить владельца имущества, но не может создать частную собственность как таковую». Поэтому объективные истоки возникновения государства нужно искать не в политических актах вроде завоеваний одного народа другим, а в выявлении логики развития общества и возникновения причин, в силу которых стало возможным политические насилие во всех его многообразных проявлениях.

Процесс объяснения причин возникновения государства из условий внутреннего саморазвития общества наиболее полно раскрывает материалистическая теория происхождения и заслуживает более обстоятельного изложения и изучения.

3. Публичная власть родового строя

Для того чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, нужно выяснить три вопроса: 1) какой была публичная власть, предшествующая государству; 2) в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством; 3) что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

Наиболее исчерпывающие и убедительные ответы на эти вопросы даются в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Главные положения этой работы сводятся к следующему.

Согласно материалистическому пониманию истории человеческого общества формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй. Род представляет собой союз родственников по материнской линии. Он был присущ всем народам земного шара до их вступления в эпоху цивилизации и образования государства. Некоторые народы Азии и Америки и по настоящее время живут общинно-родовым строем.

Публичная власть родового строя имела демократическую основу и характеризовалась следующими чертами.

1) Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные значения, в том числе объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий – и военачальника, разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него).

2) Внутри рода не было какого-либо аппарата, органа, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения.

3) Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причинивший зло всему роду. Соответственно, на защиту обиженного вставал весь род, все его члены. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода, откуда происходил убийца, предпринимало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложения и подарки отвергались, то потерпевший род назначал мстителей, которые должны были выследить и лишить жизни убийцу. Если это поручение было выполнено, то конфликт считался исчерпанным и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому, имущественному равенству всех членов рода. Его экономический базис характеризовался неразвитыми производительными силами. Так называемое присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, а также примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить значительно больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала сколько-нибудь заметного излишка над расходами по ее содержанию.

Разделение между членами рода было чисто естественного происхождения и существовало между полами. Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, занималась приготовлением пищи и одежды. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина в поле, а женщина в доме. Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты. Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на привычные современному человеку социальные слои бедных и богатых. Не было рабов и рабовладельцев. Коль скоро труд раба был экономически невыгоден, то военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимали в члены рода.

Лишь лишенный экономических противоречий род мог существовать и управляться демократическим путем, без государства. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».



Просмотров