2 доступ к информации определение. Свобода информации в России

Виды доступа к информации

Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида информации и вида субъекта, реализующего свое право на доступ к информации. Исходя из этого, различаются следующие виды доступа:

1. Обязательное доведение.

2. Свободный доступ.

3. Предоставление информации по запросу юридических лиц.

4. Предоставление информации по запросу физических лиц.

Например, доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования.

Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности,

здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

Свободный доступ - это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.

Различаются четыре основных вида отношений, которые могут возникать между субъектами по степени ограничения доступа:

Лиц (как физических, так и юридических) по отношению к государству;

Государства по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим);

Физических лиц по отношению к организациям (юридическим лицам);

Юридических лиц по отношению к физическим лицам.

Например, при запросе лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может.

Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации они являются коммерческими структурами с государственным видом собственности, в которых может иметь место коммерческая тайна.

При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами Законов РФ «О государственной службе», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О милиции» и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна.

При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лык в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные.

При реализации права на доступ к информации важно обеспечить, чтобы получаемая информация была достоверной, полной и ее подлинность при дальнейшем использовании не вызывала ни у кого сомнения. В связи с возрастающим объемом хранения и использования информации, в т. ч. ограниченного доступа, в электронном виде все чаще применяется понятие «электронного документа». В то же время проблема сохранения электронных документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки требует для своего разрешения специфических средств и методов защиты (формирование корпоративных сетей, техническая защита сетей, криптографическая защита и т. д.).

Игорь Агурьянов

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...


name="more">

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна ).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна ).
  • Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ " О коммерческой тайне "

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ "О почтовой связи"
  • 126-ФЗ "О связи"
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

  • 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6.03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ "О средствах массовой информации"

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...

Право на доступ к информации – это поиск и получение гражданами и организациями любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных ФЗ.

Закон о доступе к информации устанавливает, что «плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов МСУ взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ».

Организация также имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся своих прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. По Закону об информации доступ не может быть ограничен к:

Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

Информации о состоянии окружающей среды;

Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления в свою очередь обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

Охрана.

В российском законодательстве свобода информации, свобода слова, свобода выражения мнения закреплены в ст.29 Конституции РФ.

Закон РФ “О СМИ” регулирует профессиональную деятельность журналистов и деятельность редакций СМИ. В ст.38-40 регулирует право на запрос информации и право на ее получение.

Есть также Закон “Об информации, информатизации и защите информации”.

Есть еще нормативные акты, которые так или иначе регулируют сферу свободы доступа к информации. Из них в первую очередь стоит обратить внимание на Указ Президента “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”. Он является первым нормативным актом, который включил в правовое регулирование такое понятие, как прозрачность деятельности государственных органов.

Закон “О международном информационном обмене”, который устанавливает ответственность за нарушение указанных прав.

  1. Информация без права ограничения доступа.

Свобода информации - понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование СМИ (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом.

Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларация прав человека (Ст.19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, - это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Право общества на получение от государственных служб информации, право на доступ граждан к правительственным документам входит в конституции многих стран и в целом рассматривается как признак открытости управления. Реализация права общества на получение информации может быть затруднена без специальных механизмов, обеспечивающих это право; такие законы приняты в более чем 90 странах мира. Тем не менее, существуют различные понимания целей свободы информации, в зависимости от разных концепций либеральной демократии. Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е. запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.

Свобода информации в России.

На поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ:

  • п. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Статья 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  • п. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на доступ к информации означает:

  1. право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации;
  2. право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;
  3. право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Не может быть ограничен доступ к:

  • , затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения .

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация :

  1. о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
  2. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  3. иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Право на информацию (Right of Access to information, RTI) чётко обозначено в международном законодательстве как право человека, относящееся к свободе самовыражения, а также как важный механизм реализации других прав и целей, в том числе целей борьбы с коррупцией.

Право на информацию полностью признано статьей 19 Всеобщей декларации прав человека и статьёй 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее - Пакт) как право на поиск и получение информации. В 2011 году Комитет ООН по правам человека выпустил директивное Замечание общего порядка, определяющее предмет и границы права на информацию. Этот документ устанавливает, что статья 19 Пакта гарантирует право на информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов. Он требует, чтобы государства в приоритетном порядке распространяли информацию, имеющую общественный интерес, и что доступ к ней должен быть "легким, быстрым, эффективным и практическим". В Замечании также заявляется, что государства должны учредить " необходимые процедуры", например, законодательство, для реализации права на информацию, а также что плата за доступ к информации должна быть ограничена в размерах, отвечать на запросы следует своевременно, органы власти должны обосновывать отказы в предоставлении, а государствам следует создать механизмы обжалования отказов.

Позже Комитет по правам человека работал над включением вопроса о праве на информацию в деле Токтакунова против Кыргызстана , постановив, что исключения из данного права ограничиваются случаями, предусмотренными пунктом 3 статьи 19 Пакта, и что для предоставления информации не требуется непосредственной потребности в ней или какого-либо обоснования. Помимо свободы самовыражения, потребность в доступе к информации в различных других секторах также была признана международным правом, относящимся к иным правам человека, социальным и экономическим правам - в частности, к праву на воду , праву на здоровье и праву на образование . Право на информацию рассматривается здесь как инструмент обеспечения иных прав, содействующий общественному участию или позволяющий людям лучше реализовывать свои иные права. Право на информации. также упоминается в многочисленных международных договорах и соглашениях, в том числе по вопросам загрязнения окружающей среды , изменений климата , ограниченных возможностей и мигрантов.

Существуют и иные важные международные соглашения, признающие право на доступ к информации. Одно из важнейших - статья 13 Конвенции ООН против коррупции (UNCAC), требующая, чтобы государства принимали надлежащие меры обеспечения для населения эффективного доступа к информации. Эта статья обязывает также защищать информаторов (whistle-blower).

II. Доступ к информации в Европе

Доступ к информации широко признан в Европе в рамках различных правовых систем. Право на информацию признается как необъемлемое условие свободы самовыражения, необходимое для укрепления демократии и общественного участия, как антикоррупционный инструмент, а также как важный инструмент защиты окружающей среды. Хотя многие из соответствующих правовых инструментов чисто декларативны, некоторые из них, в частности, Европейская конвенция по правам человека, касаются в том числе и России и налагают на страну обязательства, которые должны соблюдаться государственным служащими.

Совет Европы/ ЕСПЧ

Совет Европы признает важность права на доступ к информации давно - начиная с конца 1970-х годов. Сейчас это выражено в многочисленных резолюциях Комитета министров и Парламентской ассамблеи, решениях по делам в рамках Европейской конвенции по правам человека и Европейской социальной хартии, а также в недавно одобренной конвенции о доступе к документам. Комитет министров и Парламентская ассамблея Совета Европы подчеркнули, что в демократическом обществе информация имеет принципиальное значение для общественности и для укрепления доверия граждан к государству, и призвали государства предпринять "всё возможное… для обеспечения максимально возможной доступности для общественности информации, имеющейся у органов власти", в том числе предоставлять любому право на получение информации без предъявления конкретного правового интереса к ней (с ограниченными исключениями), своевременно отвечать на вопросы и создать механизм оспаривания отказов.

Европейский суд по правам человека находит, что право на доступ к информации предусмотрено несколькими положениями Европейской конвенции по правам человека. Это включает право на информацию как средство содействия подотчетности государств, свободе самовыражения, а также защите окружающей среды и здоровья населения. Начиная с 1980-х годов, ЕСПЧ начал выносить постановления о том, что в рамках статьи 2 Конвенции (право на жизнь) и статьи 8 (право на жилище) существенной обязанностью государственных органов является сбор и предоставление гражданам информации о факторах окружающей среды, способных отрицательно повлиять на здоровье населения. В частности, в двух делах суд принял решение не в пользу Турции: одно касалось доступа к исследованиям загрязнения окружающей среды золотодобывающим прииском, другое - отсутствия своевременного информирования жителей трущоб об опасностях, связанных с муниципальной свалкой, что привело к смерти 39 человек. Обязанности того же рода были найдены и в Европейской социальной хартии. С 2009 года ЕСПЧ утверждает существование более широкого основного права, чем собственно право на свободу самовыражения, в рамках статьи 10 Конвенции, - права на доступ к информации государственных органов как средства участия в свободном обмене мнениями и идеями, а также эффективного и корректного администрирования публичной политики. Суд также подчеркнул важность обеспечения доступа к информации для общественных наблюдателей, в том числе - прессы, НКО и любых физических лиц, планирующих вынести информацию в публичное поле.

В 2009 г. Совет Европы принял Конвенцию о доступе к официальным документам. Этот документ устанавливает широкое поле для доступа к информации в любой форме, хранящейся государственными органами, ограниченный набор исключений, проверку соответствия общественным интересам и процесс обжалования отказа, в том числе рассмотрение жалобы независимым органом или судом. Эта конвенция вступит в силу, когда ее ратифицируют 10 стран. На момент написания данного руководства Россия не подписала и не ратифицировала данную конвенцию. Доступ к информации также является важной частью мер по противодействию коррупции в рамках Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), включающая США и 48 стран - членов Совета Европы, включила право на информацию как ключевой момент в свой опросник по реализации данных конвенций. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН )

ЕЭК ООН, региональная комиссия ООН, охватывающая Европу и Центральную Азию, приняла несколько договоров, связанных с доступом к информации. Наиболее заметный из них - Конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Она требует от всех стран-участниц (на сегодня их 47) принять правовые нормы, обеспечивающие любым лицам доступ к экологической информации, хранящейся как государственными, так и многими негосударственными организациями, а также упростить процедуры запроса и получения такой информации - с ограниченными исключениями. Каждому государству следует также принять соответствующие законодательные нормы касательно сбора и публикации экологической информации. Помимо этого, общественность должна быть вовлечена в принятие важных решений касательно окружающей среды, а также должен действовать эффективный механизм реализации соответствующих прав. К данной конвенции имеется также несколько протоколов касательно публикации данных в общедоступных форматах в открытом реестре, генетически модифицированных организмов, а также загрязнения воздуха. Конвенция обязательна для всех стран Европейского Союза , а страны-участницы согласились продвигать ее принципы на всех международных форумах.

Кроме того, ЕЭК ООН приняла ряд других конвенций, содержащих положения о доступе общественности к информации, устанавливающие минимальные процедуры по вовлечению общественности в экологическое планирование. Это касается доступа к оценкам воздействия на окружающую среду (ОВОС) , промышленных аварий, требующих уведомления общественности, а также защиты трансграничных водотоков.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

ОБСЕ также во многих документах возвращается к изначальной важности свободы самовыражения, включая право всех на поиск и получение информации. На встрече стран - участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе "Человеческое измерение" (1990) была достигнута договорённость о "поощрении, продвижении и… поддержке" инициатив, направленных на "доступ к информации и защиту частной жизни", а также о "предоставлении общественности доступа к информации касательно применения смертной казни". Позже, на саммите в Дублине в 2012 г., была достигнута следующая договорённость :

"Мы признаем, что свобода информации и доступ к ней способствуют открытости и подотчетности в вопросах государственной политики и закупок и позволяют гражданскому обществу, включая средства массовой информации, вносить вклад в предупреждение коррупции, финансирования терроризма, отмывания денег и предикативных преступлений и борьбу с ними. Мы вновь подтверждаем наше обязательство повышать транспарентность наших государственных органов посредством дальнейшего развития процедур и институтов, предназначенных для предоставления своевременной информации, включая надежные статистические данные, в целях создания условий для диалога между хорошо информированными сторонами, восприимчивыми к мнению друг друга".

Европейский Союз

У Европейского Союза имеется ряд различных обязательных соглашений касательно прозрачности, начиная с подотчетности государств, государственных закупок, защиты окружающей среды и прав человека. На высшем уровне как Договор о Европейском Союзе, так и Хартия Европейского Союза об основных правах утверждают: "Каждый гражданин или гражданка Союза либо каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее юридический адрес в государстве-члене, имеет право доступа к документам Европейского парламента, Совета и Комиссии".

ЕС принял множество Директив, требующих от стран-членов принять законодательство о доступе к информации в различных областях, в том числе связанных с добывающей промышленностью , опасными отходами , загрязнением окружающей среды , а также с генетически модифицированными организмами . Директива о повторном использовании информации государственного сектора требует от стран - членов ЕС установить “справедливые, пропорциональные и недискриминирующие условия для повторного использования” информации, выпускаемой государственными органами, как для экономических, так и для некоммерческих целей. Это помогло запустить во многих странах инициативы по открытым данным.

III. Национальные тенденции в области законов о праве на информацию

На уровне отдельных стран признание права на информацию значительно выросло за последние 15 лет. На сегодня около 100 стран мира (около 70 из них - за последние 15 лет) приняли законы о доступе к информации или национальные нормативные акты, устанавливающие официальные правила доступа к информации государственных органов. В последние годы в их число вошли страны, весьма различные по уровню экономического и политического развития, в том числе Бразилия, Индонезия, Китай, Монголия, Нигерия, Россия, Тунис, Чили и Эфиопия. Многие другие страны (примерно 50), в том числе Ботсвана, Гана, Египет, Казахстан, Камбоджа и Парагвай, находятся на различных стадиях рассмотрения соответствующих законопроектов. Проактивный доступ общественности к информации обеспечивается во все большем масштабе не только законодательными, но и иными способами, такими, как открытые данные и электронные правительства.

Большинство законов о праве на информацию весьма схожи по структуре и функциям. Ниже представлены общие элементы, содержащиеся в законах разных стран мира о праве на информацию.

Право на доступ - право физического лица. организации или юридического лица на возможность запрашивать информацию у государственных органов без обязанности правового обоснования своего к ней интереса;

Обязанность предоставлять информацию - обязанность государственных органов отвечать на запросы и предоставлять информацию. Это включает механизмы работы с запросами и установление предельных сроков ответа на запросы;

Исключения - позволяют не раскрывать определенные категории информации. Обычно для этого требуется, чтобы до сокрытия информации было показано, какой вред ее раскрытие может нанести;

Обжалование - внутренние механизмы обжалования, позволяющие заявителю оспаривать отказы в предоставлении информации;

Внешнее обжалование и надзор - рассмотрение жалоб независимым органом. Обычно в рамках закона либо создается отдельное ведомство (например, комиссия по информации) либо жалобы могут рассматриваться действующим уполномоченным по правам человека или судебными инстанциями. Такой орган также надзирает за реализацией закона.

Проактивная публикация - требование к органам власти проактивно публиковать информацию (некоторых конкретных видов) о своей деятельности.

Санкции - наказание для должностных лиц за незаконное уничтожение или изменение информации либо за незаконный отказ в ее предоставлении, а для органов - за неисполнение распоряжений внешнего надзирающего органа.

Право на информацию признано в Европе почти повсеместно, за исключением горстки малых стран и островов, где законы пока не приняты.

IV. Зачем нужно право на информацию

В общем, все согласны, что работающий и правильно применяемый режим права на информацию приносит немало выгод государственным ведомствам, равно как и гражданам. Исследование Всемирного банка (2003) пришло к выводу, что “чем прозрачнее правительство, тем лучше оно управляет - с точки зрения множества различных показателей, таких как эффективность правительства, бремя нормативно-правового соответствия, уровень коррупции, право голоса и подотчётность, верховенство закона, административная эффективность, уровень отказов от исполнения договоров, уровень риска экспроприации и [комбинированный индекс прозрачности/коррупции].”

- Демократическое участие и понимание: Общественность более способна участвовать в демократических процессах, располагая информацией о деятельности и политике правительства. Информированность общества о причинах принимаемых решений укрепляет поддержку и уменьшает непонимание и неудовлетворённость. Каждый парламентарий тоже становится способнее осуществлять наблюдение. Наблюдательный комитет в Новой Зеландии пришёл к выводу,что "нельзя ожидать, что бОльшая свобода информации покончит со всеми расхождениями во мнениях внутри сообщества или решать глобальные политические проблемы. Однако при ее систематической применении, с надлежащим соблюдением равновесия в решении разнонаправленных вопросов, [изменения] будут содействовать сужению расхождений во мнениях, росту эффективности реализуемой политики и усилению общественного доверия к системе.”

- Улучшение процессов принятия решений: Решения, которым предстоит стать публичными, с большей вероятностью основываются на объективных разумных причинах, которые также оглашаются публично. Доверие к правительству возрастает, если известно, что его решения предсказуемы. Канадская Комиссия по вопросам доступа к информации находит, что “содержание и качество подачи информации в документах канадских центральных ведомств со временем улучшило”. В Австралии Комиссия по реформированию законодательства и Совет по административному надзору пришли в 1997 году к выводу,что “Акт [о свободе информации] заметно повлиял на то, как ведомства принимают решения и документируют информацию …[Он] сосредоточил мышление тех, кто принимает решения, на необходимости основывать свои решения на релевантных факторах и документировать процесс принятия решений. Государственный сектор постоянно дисциплинируется, зная, что решения и процессы открыты для внимательного изучения, в том числе в рамках Акта о свободе информации.”

- Улучшение обращения с государственными документами: Оказалось, что принятие законодательства о праве на информацию улучшает практику документооборота в государственных органах. Причиной этому - как модификация систем документооборота в соответствии с новыми требованиями закона, так и упомянутая выше необходимость основывать решения на рациональных процессах. Некоторые правительства воспользовались этим как возможностью переписать заново руководства и иные документы. Другие стали хранить больше информации касательно решений.

- Борьба с коррупцией : Право на информации считается ключевым инструментом антикоррупционной деятельности, так как заключение контрактов и иные финансовые транзакции должны быть задокументированы и обоснованы . Как Конвенция ООН по борьбе с коррупцией, так и региональные конвенции Европы, обеих Америк и Африки требуют от государств принятия законов, обеспечивающих доступ общественности к соответствующей информации.

- Восстановление справедливости по отношению к прошлому: В странах, совершивших переход к демократии недавно, законы о праве на информацию разрешают правительствам порвать с прошлым и позволить обществу лучше понять, что происходило в прошлом с жертвами злоупотреблений и с их близкими. Большинство стран Центральной Европы приняли законы о доступе к документам тайной полиции прошлого. Специальный докладчик ООН по вопросам продвижения и защиты прав человека и свободы информации в условиях борьбы с терроризмом, а также Европейский и Межамериканский суды по правам человека подчеркивали важность доступа общественности к информации для продвижения права на правду.

- Улучшение внутриведомственной эффективности: Право на информацию может также усовершенствовать информационные потоки внутри самих правительств. Избыточная секретность сужает возможности обмена информацией между государственными ведомствами и снижает их эффективность. Многие государства отчитались, что принятие законов о свободе информации улучшило координацию работы и процессы разработки политик.

- Альтернативное регулирование: Государственные органы собирают большие объёмы информации о деятельности частного сектора. Раскрытие информации государственными органами может служить альтернативным методом регулирования. Публичное раскрытие информации может мотивировать негосударственные субъекты улучшить своё поведение, чтобы избежать критики и репутационных потерь. Дюжины государств публикуют информацию об индустриальных загрязнениях окружающей среды, информируя местные сообщества о потенциальных угрозах. В Европе свыше 30 стран ратифицировали протокол ЕЭК ООН о регистрах выбросов и переноса загрязнителей от 2003 года. В США пришли к выводу, что введение Реестра токсичных выбросов помогло снизить объёмы выбросов токсичных материалов по стране почти вдвое. Теперь региональные регистры существуют в Европе и Северной Америке.

Ирландское правительство делает вывод о выгодах принятия Акта о свободе информации (1997), что было одной из основных рекомендаций программы модернизации “Обеспечить лучшее правительство ”. Оценочный отчет, выпущенный через 5 лет после принятия акта, указывает, что:

“Он оказал долговременное и широкомасштабное положительное влияние на государственную службу …Почти все руководящие работники высшего звена, с которыми мы говорили, признали значительную роль Акта в обеспечении прозрачности государственных заказов и в развитии чувства подотчётности перед обществом. Это подтверждают также результаты опроса: 60% респондентов ощущают, что их ведомство/отдел стали более открытыми во взаимодействии с заказчиками и заинтересованными лицами.”



Просмотров