118 о судебных приставах. Федеральный закон о судебных приставах с последними изменениями

Статистические сведения за прошлый год свидетельствуют об увеличении количества возбужденных исполнительных производств. В 2014 их число достигало 93,5 млн., то есть рост на три с половиной миллиона по сравнению с 2013 годом. За двенадцать месяцев штрафов за нарушение ПДД возросло на 2,7 млн. рублей. Таким образом, забот у службы с каждым годом все больше, а вопросы должны решаться исключительно в рамках правового поля. Таким образом, десятки миллионов граждан вынуждены общаться с приставами. А едва ли не каждый отдельно взятый случай требует индивидуального подхода. В одной ситуации имеет место злостное нежелание платить по счетам, а в другой — казуистическая ошибка или сбой электронной системы. При этом следует соблюдать четкую грань дозволенного, чтобы действенный инструмент государственной власти не превратился в произвол.

Новый законопроект

Основываясь на этих факторах, Минюст разработал и представил проект федерального документа названного «Закон о ФССП и порядке прохождения госслужбы на должности судебного пристава». Это положение должно прийти на смену действующей правовой базе и значительно повысить статус ведомства и его сотрудников. Законопроект о судебных приставах 2016 года предполагает введение офицерских званий. Таким образом, в квартиру граждан может постучаться старший лейтенант и попросить вернуть задолженность банку. Полномочий у него будет не меньше, чем у полицейского, поэтому следует вежливо открыть дверь, иначе пристав войдет сам.

Новый законодательный акт регламентирует использование сотрудниками ФССП оружия и физической силы. Конечно, открывать огонь на поражение можно будет только в крайних случаях, но такая возможность предусматривается. Не всем подобное нововведение по нраву. Дело в том, что за последние годы исполнители судебных постановлений уже получили довольно серьезные полномочия. Неоднозначная реакция в обществе, например, на предоставление права приставам изымать у должников водительское удостоверение. Эта поправка уже одобрена в первом чтении.

Высокие требования к исполнителям

К самим исполнителям также будут предъявляться высокие требования. Находящиеся на службе сотрудники пройдут переаттестацию. Приставов будут проверять на полиграфе, тестировать на наличие в крови алкоголя и наркотических веществ. В конечном счете, должна появиться новая структура государственной службы, аналогичная полиции, ФСИН и МЧС. Должностные лица получат возможность пользоваться дополнительными отпусками, соответствующими льготами, а по прошествии лет и надбавками за выслугу. Материальная заинтересованность поможет остановить текучку кадров и сформировать высокопрофессиональный коллектив.

Высшее образование, экономическое или юридическое, станет обязательным. Этот пункт реформы о ФССП 2016 года, кстати, был одобрен еще в 2014 году (п.1 ст.3 ФЗ «О судебных приставах»), но его ратификация отложена до 1 января будущего года. На сегодня треть сотрудников не имеет соответствующего диплома и, фактически, подлежит увольнению. Эта мера, в существующей ныне редакции, обескровит службу и сделает невозможным ее штатное функционирование.

Рассматриваемый в Госдуме законопроект о судебных приставах 2016 года предусматривает учреждение в ведомстве института пристава-дознавателя, который будет совершать соответствующие действия в сфере Уголовно-процессуального кодекса РФ. Также будут сформированы специальные группы по электронному взысканию долгов с граждан и юридических лиц.

Существующий на сегодняшний момент принцип работы приставов был сформирован еще в 2004-м году. Работники ФССП выполняют свои должностные обязанности в соответствии с законом «О судебных приставах» и иными нормативными актами и постановлениями, касающимися их деятельности.

Профессия пристава существует на территории РФ с 1997 года, но ранее судебные приставы входили в структуру иных органов, и только в 2004-м году ФССП выделилась в самостоятельное подразделение. С 2008 все сотрудники ФССП носят специальный знак на груди, подтверждающий, что перед вами судебный пристав при исполнении.



Права и полномочия пристава-исполнителя согласно закону

Главой всех работающих в Российской Федерации судебных приставов является Главный судебный пристав России, назначение которого утверждает лично Президент РФ. Он несет ответственность за функционирование всей системы, контролирует все местные отделения ФССП. Сотрудников ФССП можно условно разделить на две категории:

  • судебные приставы, исполняющие судебные акты, разыскивающие должников, описывающие и реализующие их имущество;
  • судебные приставы, обеспечивающие правопорядок во время осуществления судебной деятельности.

Рабочий график сотрудника службы судебных приставов ненормированный: его могут привлечь к работе как в свободный от трудовых обязанностей день, так и ночью.

Права и обязанности судебных приставов в суде

В соответствии со статьей 11 3-й гл. законодательного акта о судебных приставах регулируются обязанности сотрудников ФССП из первой категории, работающих в судебных инстанциях. Исходя из текста нормативного документа, сотрудники ФССП имеют полномочия:

  • заботиться о безопасности судей, присяжных и остальных участников заседания на протяжении всего судебного процесса, производя для этого все необходимые мероприятия. Гарантировать безопасность лицам, участвующим в процессе необходимо как в зале, где проходит заседание, так и за его пределами;
  • доставлять документы по делу, а также приложенные к нему доказательства, если поступило соответствующее распоряжение от судьи;
  • согласно требованию председателя суда или судьи следить за порядком и препятствовать его нарушению во время хода заседания;
  • контролировать соблюдение правопорядка в зданиях, где размещаются судебные органы, охранять их, в том числе в течение 24 часов в сутки, если это необходимо;
  • если есть решение суда, дознавателя или другого уполномоченного сотрудника, производить доставку лица, скрывающегося от правосудия, в зал для присутствия на заседании;
  • стараться предвидеть и предотвращать нарушения правопорядка в процессе выполнения своих прямых задач;
  • проводить совместную работу с представителями органов правопорядка и военными, конвоирующими доставляемых в суд лиц;
  • регулярно проходить спецподготовку, а также сдавать нормативы, подтверждающие хорошую физическую форму и пригодность к дальнейшему выполнению своих рабочих задач в качестве пристава.
Судебные приставы, отвечающие за порядок в судебных инстанциях, имеют права на:
  • доступ туда, где по мнению пристава скрывается уклоняющийся от присутствия в зале суда при рассмотрении дела о задолженности человек. Чтобы быть допущенным в помещение или иное место, где предположительно находится уклоняющаяся персона, вполне достаточно только предположения, возникшего на этот счет у судебного пристава. Если суд разрешил проникновение в жилье, то пристав может войти в дом разыскиваемого;
  • проверять паспорта у людей, присутствующих в здании, где находится суд, отделение ФССП и других структур. Производить обыск уклониста при доставке его в суд, если достаточно основания, чтобы подозревать, что при нем есть какое-либо оружие, взрывчатка или иные предметы, которые могут представлять угрозу для безопасности окружающих;
  • пресекать доступ в помещение судебной инстанции, отделения ФССП или иной территориальной структуры людей, у которых есть при себе оружие, взрывоопасные вещества, другие предметы, которые могут быть опасны для окружающих. Если эти люди могут представлять угрозу, передавать их сотрудникам органов правопорядка;
  • в ходе исполнения своих обязанностей пристава взаимодействовать с работниками муниципалитета, госорганов и территориальных организаций или ведомств;
  • применять силу или служебное оружие, если возникает такая необходимость.

В процессе выполнения должностных инструкций судебному приставу следует всегда помнить о необходимости поддерживать безопасность там, где он находится, не превышая при этом своих полномочий.

Должностные задачи судебных приставов-исполнителей

Обязанности судебных приставов-исполнителей, которые обеспечивают исполнение судебных актов, исходя из информации, представленной в 12-й статье 3-й главы закона о приставах (ФЗ от 21.07.1997 N 118), включают:

  • осуществлять действия для исполнения судебных документов вовремя, в соответствии с правилами и в полном объеме;
  • позволять всем участникам дела, должнику и истцу, а также их представителям ознакомиться с материалами дела, при необходимости сделать копии документов или переписать некоторые фрагменты;
  • разъяснять участникам производства, должникам и их родственникам, другим лицам их права, возможность обжалования решения, вынесенного судом, сроки обжалования, рассматривать предоставленные ими заявления и выносить решение по ним;
  • брать самоотвод при наличии или возникновении в ходе работы личной заинтересованности в процессе, близкого знакомства с должником или других причин, влекущих пристрастность отношения к делу.
Помимо обязательств, приставы имеют право:
  • запрашивать и получать без отказов необходимые справочные данные, объяснительные, иные документы и информацию от лиц, участвующих в процессе, и работников учреждений, если такая информация необходима для исполнения приставом своих профессиональных обязанностей, розыска должника;
  • в рамках исполнительного дела либо при наличии соответствующего постановления суда осуществлять проверку документации должника и финансовой отчетности предприятия, где он трудоустроен;
  • быть допущенными без каких-либо ограничений в места, где может находиться должник, в том числе в его квартиру или иное принадлежащее должнику помещение, производить в нем досмотр, иные разрешенные судебным постановлением действия;
  • изымать и арестовывать имущество должника, передавать его для хранения или реализации;
  • производить арест денежных средств должника как наличных, так и счетов в банках и других кредитных организациях. Арест средств производится в объеме, прописанном в исполнительном постановлении;
  • получать согласие от должника на хранение арестованных вещей в его помещение, использовать транспортное средство должника для перевозки арестованного имущества в место хранения или реализации;
  • объявлять в розыск должника, уклоняющегося от погашения задолженности, а также его имущество;
  • объявлять в розыск детей должника;
  • принимать для осуществления поставленной задачи поиска и привлечения к ответственности должника все необходимые меры, разрешенные законом.

Нововведения, появившиеся после внесения правок в закон о приставах, расширили спектр возможностей и допустимые меры, которые может применять судебный пристав при поиске должника и привлечении его к ответственности.

Особые требования к сотрудникам ФССП

В 2016-м и 2017-м году закон «О судебных приставах» претерпел ряд изменений. Теперь по своим полномочиям, которые были существенно расширены, работники ФССП больше похожи на сотрудников полиции, чем на назойливых торговых агентов. Изменения затронули список действий, связанных с розыском должников, которые судебный пристав вправе осуществлять, чтобы найти спрятавшегося должника, его деньги, недвижимость, а также детей. Отныне сотрудник может:

  • обращаться в банковские организации с запросом для получения справок о состоянии счетов должника (такая возможность уже была предусмотрена в законе об исполнительном производстве);
  • проверить документы гражданина, если имеется подозрения, что он и есть скрывающийся должник, либо если с ним находится ребенок, который объявлен в розыск;
  • наводить справки по самым разным вопросам, касающимся должника, опрашивать тех, кто может обладать о нем информацией, производить осмотр территорий, помещений, машин или имущества, если есть основания думать, что они принадлежат должнику или используются им.



Кроме того, теперь судебные приставы могут изъять у должника водительское удостоверение, причем сделать это можно даже без разрешения суда, достаточно уведомить должника об изъятии прав в личном разговоре. После этого судебный пристав передает информацию о приостановлении лицензии на управление автомобилем в ГИБДД. Вернуть права должник может только после погашения задолженности. Касается это нововведение только тех должников, чей долг составляет больше 10 000 рублей.

Также есть вероятность, что с 2017-го года судебные приставы смогут лишать должников, которые намеренно уклоняются от выплаты задолженности, доступа к государственным услугам. Должникам могут запретить сдавать экзамены для получения прав на управление транспортным средством, регистрировать машины и товарные знаки.

Последние изменения Федерального закона № 118-ФЗ

Идея внести поправки в законодательный акт о судебных приставах принадлежит Президенту РФ. Обновленный законопроект придет на смену нормативному акту под номером 118, описывавшему порядок работы судебных приставов в 1997 года. Согласно обновленному тексту федерального закона с 2016-го года судебных приставов причислили к специальной категории госслужащих. Теперь они получили звания, социальные гарантии, а также различные виды доплат. Но рассчитывать на бонусы могут лишь те сотрудники ФССП, которые получили высшее образование в области юриспруденции или экономики.

При этом, если сотрудники не отвечают предъявляемым к ним требованиям, то их увольняют либо понижают до должности помощника, в профессиональные обязанности которого входит подготовка документов. По замыслу Минюста такой подход должен мотивировать студентов юридических и экономических специальностей устраиваться на работу в ФССП в качестве помощника во время обучения, чтобы по окончании вуза получить должность пристава-исполнителя.

Еще одно важное изменение: приставы теперь делятся не на две категории, а на три. К приставам-исполнителям и приставам, обеспечивающим деятельность судебных инстанций, добавилась третья категория - судебные приставы-дознаватели.

Еще одно нововведение - сокращение количества региональных представительств Федеральной службы судебных приставов. Небольшие подразделения объединят в межрегиональные отделения ФССП, что позволит сэкономить бюджетные средства.

С начала 2019 года приставы-исполнители могут получать часть от изъятых в ходе исполнения своих обязанностей денег: из этих средств формируются фонды для поощрения сотрудников, показавших хороший результат по объемам взысканий.

Деятельность судебных приставов рассчитана на исполнение постановлений и решений суда, а также на проведение взыскательных мер по уплате штрафов. Действия исполнителей требуют правового регулирования. Для этих целей был принят Федеральный закон под номером 118 “О судебных приставах”.

ФЗ 118 принят 4 июня 1997. Вступил в силу в момент публикации 21 июля того же года. Положения закона подразделяются по следующим главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, правовую основу исполнительного процесса, задачи и организацию судебных приставов;
  • в вопросах организации деятельности исполнителей устанавливаются полномочия Министерства юстиции РФ, судебных органов и непосредственных руководителей;
  • права и обязанности исполнителей, условия применения физической силы и оружия, а также ответственность и контроль над их деятельностью;
  • гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, страхование и материальное обеспечение, а также финансирование службы.

С момента принятия, положения закона претерпели ряд изменений. Документ активно дорабатывается и приводится в соответствие с текущим законодательством.

Последние из них были внесены 3 июля 2016 года. Они призваны актуализировать правовую основу действий судебных приставов и усовершенствовать систему исполнения. Приоритет разработки делается не только на оптимизацию процедуры, но и на обеспечение гражданских прав должников и исполнителей.

Отдельно следует указать на приоритеты развития Закона “О судебных приставах” . В августе 2016 был подписан Указ Президента РФ, определяющий следующие аспекты для дальнейшего реформирования закона:

  • увеличение зарплаты, повышение престижности службы и улучшение материального обеспечения приставов;
  • упрощение процедуры исполнения через электронную систему документации;
  • профессиональное улучшение работы служебного персонала, квалификации и подготовки.

Срок на практическое выполнение предписаний ограничивается 2018 годом. Однако из-за недостаточности бюджетных средств соответствующие статьи в ФЗ 118 и поправки пока не обсуждаются.

На 2017 год ожидаются поправки в ФЗ 118 по вопросам ведения реестра коллекторских агентств. Однако серьезных изменений в статьях Федерального закона “О судебных приставах” не ожидается.

Скачать

Актуальная редакция ФЗ 118 необходима для понимания правовой основы деятельности исполнителей. Главными аспектами для рассмотрения являются права, обязанности и полномочия судебных приставов по закону.

Для этого необходимо рассматривать текст в действующей редакции с учетом всех внесенных поправок. ФЗ 69 с последними изменениями можно скачать .

Последние изменения в Законе «О судебных приставах»

Последние изменения в Федеральный закон “О судебных приставах” были внесены 3 июля 2016. Коррективам подверглись следующие положения:

  • девятый абзац второго пункта статьи 11 был изменен в формулировке с “а также к военнослужащим внутренних войск ” на «а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации «;
  • в четырнадцатом абзаце второго пункта статьи 12 была произведена аналогичная замена.

Ст 13 ФЗ 118 “О судебных приставах” регламентирует соблюдение прав и законных интересов граждан и отдельных организаций. В марте 2014 в Закон “О судебных приставах” были внесены поправки, согласно которым добавились два пункта:

  • об обязанности не разглашать личные и семейные тайны и иные сведения третьим лицам;
  • недопущение действий, направленных на решение задач, отличных от предусмотренной законодательством процедуры исполнения.

Статья 14 ФЗ 118 предписывает обязательность требований судебного пристава. С момента публикации закона она претерпела ряд изменений:

  • в 2009 была изменена редакция статьи;
  • в 2010 во втором пункте слово “Информация ” было дополнено фразой “, в том числе персональные данные, ”;
  • в 2014 слова “на электронном носителе ” были изменены на “в форме электронного документа ”.

Статья 16 ФЗ 118 регламентирует применение физической силы судебными приставами в ходе исполнительной процедуры. По закону предписывается, что такие действия допустимы для задержания правонарушителей, пресечения совершения преступления, а также для преодоления сопротивления требованиям суда. С момента публикации закона данная статья не подвергалась изменениям.

Вступление в силу отдельных актов и изменений в Закон “О судебных приставах” на 2017 год подразумевает решение следующих вопросов:

  • проведена реорганизация территориальной структуры ФССП, местные отделения подчиняются единому региональному управлению;
  • с февраля, согласно ФЗ 118, у исполнителей появилась возможность временно приостанавливать специальные права должника, к примеру в управлении автомобилем — наказанием за нарушение соответствующего предписания служит реальное лишение водительского удостоверения или арест.

Кроме указанных аспектов, активно внедряется онлайн-сервис и электронная документация. Такие поправки в Федеральный закон значительно облегчают документооборот внутри службы и подачу заявлений гражданами.

В самое ближайшее время достоянием широкого круга общественности и в первую очередь сотрудников ФССП предстанет новый закон регламентирующий работу службы. Суть изучаемого депутатами Государственной Думы документа заключается в кардинальном изменении статуса сотрудников данной государственной структуры.

В том случае если законопроект о судебных приставах 2016 года будет одобрен, то структура будет преобразована в полноценное силовое ведомство. Исходя из этого приставы, к примеру, получат право применять состоящие у них на вооружении огнестрельное оружие, специальные средства, а так же приемы рукопашного боя, а их требования обусловленные службой будут подлежать полному и неукоснительному исполнению всеми гражданами и организациями.

Специалисты министерства юстиции разработали и подготовили проект федерального документа получившего название «Закон о ФССП и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава». Этот законодательный акт по замыслу его создателей должен прийти на смену действующему в наши дни аналогичному федеральному закону.

Предполагается, что принятие нового закона значительно повысит статус такой структуры как служба судебных приставов. Согласно положений данного законопроекта предполагается введение офицерских званий для сотрудников службы занимающих соответствующие должности. В идеале полномочий у судебных приставов будет ничуть не меньше, чем у сотрудников полиции.

Как уже было сказано выше, в случае своего принятия данный законодательный акт строго регламентирует возможность использования сотрудниками ФССП оружия и физической силы. Конечно, это совсем не значит, что будет открываться огонь на поражение, но разрешение на применение оружия в случаях, предусмотренных в законе приставам, возможно, будет предоставлено.

ФССП сегодня представляет собой государственную структуру, на которую возложены важнейшие задачи:

  • обеспечение установленного порядка деятельности всех существующих видов судов;
  • осуществление принудительного исполнения судебных актов судов;
  • исполнение приговоров по уголовным делам, подследственным службы;
  • осуществление общего руководства подчиненными территориальными органами ФССП России.

Закон о судебных приставах содержит в себе и довольно высокие требования к сотрудникам федеральной службы. Новый законопроект предусматривает, что уже находящиеся на службе сотрудники в обязательном порядке пройдут переаттестацию. Приставов планируют проверить при помощи полиграфа, тестировать на наличие в их крови алкоголя и наркотических веществ. В результате всех планируемых мероприятий, должна появиться совершенно новая структура государственной службы, аналогичная полиции, ФСИН и МЧС.

Сотрудники данной структуры получат возможность пользоваться дополнительными отпусками, целым списком различных льгот, а по прошествии лет и надбавками за выслугу. Планируется, что довольно значительная материальная заинтересованность позволит остановить сегодняшнюю довольно большую текучку кадров и сформировать в результате высокопрофессиональный коллектив.

Наличие высшего образования, в частности экономического или юридического, станет обязательным условием при приеме на работу. Данный вопрос при комплектовании службы поднимался еще в 2014 году, но его окончательное исполнение в виду ряда объективных на тот момент причин было отложено до 1 января будущего года.

Некоторая сложность в решении данной проблемы существует и на сегодняшний день, так как довольно большая часть сотрудников службы пока не отвечает данному требованию и в перспективе могут быть уволены. Это в определенной мере обескровит службу и сделает проблематичным ее штатное функционирование.

Рассматриваемый сегодня в Госдуме законопроект предусматривает введение в штат должность пристава-дознавателя , основной задачей которого будет совершение всех необходимых действий в рамках действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ. Проще говоря, данный специалист будет вести уголовные дела по статьям подследственным службе судебных приставов.

Также в перспективе планируется создание специальных групп по электронному взысканию долгов с граждан и юридических лиц.

Материальная заинтересованность работников службы

Ключевой идеей находящегося сегодня на рассмотрении законопроекта стало значительное повышение заработной платы работников ФССП и обеспечение государственных, а также членов их семей отдыхом в санаториях. Данные мероприятия должны в результате сделать службу более привлекательной по всем параметрам как для будущих, так и для уже работающих в службе сотрудников.

Если говорить более конкретно, то в указанном документе планируется установить для судебных приставов и других должностных лиц ФССП дополнительную денежную выплату, представляющую собой надбавку за специальный режим работы. Предполагается, что ее размер составит от 50 до 150% должностного оклада.

Кроме того, многое планируется сделать в плане обеспечения санаторно-курортного обслуживания и оздоровительного отдыха в учреждениях ФССП России. Создатели законопроекта считают, что указанные изменения будут способствовать повышению конкурентоспособности ФССП на рынке труда, что повлечет за собой приток перспективных выпускников вузов, в первую очередь с юридическим образованием, столь необходимым в службе.

Главной проблемой в претворении в жизнь задуманных мероприятий могут стать финансы. По предварительным подсчетам для проведения реформы необходимо примерно 9,5 млрд. рублей в год. Но данный момент Минфин информирует об отсутствии указанного количества денежных средств и пока не видит возможности их изыскания. Поэтому вопрос о том, когда добавят зарплату судебным приставам пока остается открытым.



Просмотров